Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и объект социологии труда

 

Предмет социологии труда – это социальное отношение процесса в сфере труда, определяющееся различием и сходством социальной группы, социального коллектива.

Социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органично связанны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей; фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технического прогресса, социальных и экономических проблем развития общественного труда, центральной из которых для социологии является анализ способа соединения работников с орудиями труда. Трудовая деятельность всегда включена в определенные социально-экономические условия, принадлежит той или иной социально-профессиональной группе, следовательно, характеризует ее, наконец, локализована во времени и пространстве (рабочее место). Поэтому в поле зрения социолога попадают социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Кроме того, социология труда изучает различные социально-психологические стороны механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности и производительности труда.

Основополагающее понятие социологии труда – это прежде всего категории «характер труда», «содержание труда», «социальные формы труда», «условия и организация труда», «стимулирование трудовой деятельности» и другие.

Сегодня категориальный аппарат социологии труда расширился, в него включены такие понятия, как «социальные факторы производительности труда», «мотивационная структура трудовой деятельности», «трудовые резервы и движение кадров на производстве», «отношение к труду», «культура труда» и ряд других.

 

История развития социологии труда

 

В научной литературе принято выделять две основные школы, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: школа "научного менеджмента", основоположником которой был Ф.Тейлор, и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э.Мэйо и Ф.Ротлисберга. полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же, как и попытка синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовала возникновению и развитию новых течений.

С.М Булгаков «Философия хозяйства» осуществляется синтетический подход к труду. Единство хозяйства и религиозной жизнью общества (Вебер, Дюркгейм). «Труд и христианство неразрывно связанны через личность» «Хозяйство единственный способ восстановления разрушительных связей природы и человека, личности и Бога и проявляется такая связь через духовную и естественную общность поколений»

Вебер основывался на протестантизме и главное положение заключалось в том, что спасение души через труд.

Булгаков понимал трудовой процесс как духовность и нравственность. Он выделял аграрную эмпирическую социологию и промышленную.

Аграрная- форма с/х хозяйств(помещичьи, крестьянно-общинные)

Промышленное – занималось изучением ….,так как развитие капитализма принесло обнищание населения, эксплуатация труда, обострение жилищного вопроса. Возросла городская преступность.

1882 в Росси стала работать фабричная инспекция труда. Являлась главным источником в трудовом вопросе, в том числе стали проводить вопросы по социологии труда. Аграрные социологи придерживались позитивистских взглядов, промышленная придерживалась марксизма.

1917 – 1930 социологи внесли значительный вклад в развитие социологии труда.

А. Богданов «технология». 1921 был создан институт труда.

А. Гастев – организация рабочего места «как работать???» Более 500 рабочих обучались новым приемам создание нового типа работника. Создавалась новая трудовая культура.

Б. Керженцев занимался проблемами научного труда. Был сторонником, опирался на практический опыт.

В 20-е годы работа «20 дней» несколько журналов психотехника. Психолого-технические методы: проблема профессионально отбора, профессиональная консультация, профессиональное обучение, психогигиена, борьба с профессиональным управлением.

С. Струмилин изучал самостимулирование и мотивацию труда, бюджет времени и т. д.

1930- 1950 социологии труда не существует, социологию считают ненужной. С 60-х годов происходит возникновение социологии труда, исследуются конкретные социально-экономические процессы. Проблемы:

- доказывалась плановость

- воспитание нового человека (истинно- труженика)

- развивалась экономическая социология труда (эмпирические исследования, прикладные исследования на промышленных предприятиях). Наиболее известные: Зворкин, Осипов, Ядов.

Приспособить не человека к работе, а работу к человеку.

80 – е годы была поставлена задача участия социологов труда в процессе построения развитого социализма. Характерная особенность, в начале расцвет заводской социологии, в конце наоборот заводская социология почти исчезла.

90- е годы кризис и определение путей выхода из него. Экономический кризис, идеологизированность, кризис некоторых поступков (необходимо изучать не только промышленный труд).

 

Закон разделения труда

 

Социально-экономический закон, определяющий динамику разделения труда на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на социальные группы, занятые названными видами труда, и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа труда.

З.Р.Т. зародился в рабовладельческом обществе, в условиях почти полного отрыва умственной деятельности от задач материального производства. Существенными чертами разделения труда в античную эпоху было развитие кооперации, без которой оснащенный примитивными орудиями труд рабов не мог бы обеспечить выполнение титанических работ. Особенности разделения труда в эпоху феодализма связаны с характером феодальной собственности. В соответствии с двумя формами собственности (земельной - феодалов и корпоративной - ремесленников) приобретало все более резкие черты разделение труда на сельскохозяйственный и ремесленный. Обособление в городах торговли от производства вызвало появление особого слоя - купцов, сосредоточивших в своих руках все торговые связи. Возросшая потребность в товарах массового пользования (наряду с уникальными ремесленными изделиями) обусловила возникновение мануфактур, определяющих разделение труда внутри предприятия. В технико-организационном аспекте мануфактуры явились необходимым историческим этапом становления организации производства (хотя и на эмпирической основе) в интересах повышения производительности труда. В социально-экономическом аспекте мануфактуры являли собой особый метод производства относительно прибавочной стоимости, отражающий уровень развития экономических отношений в обществе. Вместе с тем разделение труда внутри предприятия выявило свое разрушительное действие на личность работника, вынужденного всю свою жизнь выполнять ограниченный набор простых операций.

В период раннего капитализма мануфактурное разделение труда создало предпосылки возникновения крупной промышленности. Приближение ко все большей синхронности операций положило начало стройной организации производства и непрерывности производственных процессов. На основе этих предпосылок и осуществилась промышленная революция 18 - первой половины 19 вв., сущность которой состоит в грандиозном скачке уровня производительности общественного труда, осуществленном путем замены мануфактурного производства производством, основанным на применении системы машин. Разделение труда становится из эволюционного революционным в середине 20 в., когда наука превращается в необходимый компонент производства.

Первое проявление воздействия науки на разделение труда внутри предприятия выразилось в том, что в системе машин это разделение стало определяться объективным производственным механизмом. Второе - состоит в том, что машинное производство уничтожает необходимость пожизненно прикреплять рабочих к выполнению одних и тех же функций. Воплощаясь в системы машин, наука постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих, требуя их переобучения. Третье - связано с главным направлением в изменении функций рабочих: внедрение в производство научных достижений изменяет пропорции в соотношении затрат умственного и физического труда (в индустриально развитых странах оно составляет 70:30). По мере развития данной закономерности разделение труда становится главным фактором развития универсальной рабочей силы на рынке труда.

 

Закон конкуренции

ЗАКОН КОНКУРЕНЦИИ - социально-экономи-ческий закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. "Это закон, который все снова и снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуждает капитал напрягать производительные силы труда, потому что он напрягал их раньше; закон, который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему: Вперед! Вперед! Это именно тот самый закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по издержкам их производства" (Маркс К., Энгельс Ф.).

Ареной действия З.К. выступает все общественное производство, источником саморазвития - постоянное возникновение и разрешение социального противоречия (см.) между необходимостью максимальной самореализации человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению. В ходе развертывания научно-технического прогресса это противоречие разрешается, с тем чтобы возникнуть вновь и разрешиться на новой ступени общественного развития. Виды конкурентной борьбы все усложняются, становятся более многообразными и вариативными, принимают все более опосредованный характер. Наряду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и немонополизированными предприятиями и т.д. Конкуренция на современном этапе входит во все сферы экономических отношений. Вместе с тем, несмотря на разнообразие и сложность видов конкурентной борьбы, ее результаты строго детерминированы соотношением возможностей и способностей тех или иных субъектов конкуренции.

Основные формы проявления З.К. отражают различные типы взаимодействия законов разделения и перемены труда через отношения субъектов собственности. Они выражаются в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, а также в виде ее несовершенных форм - монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Совершенная конкуренция порождает наиболее органичное взаимодействие законов разделения и перемены труда, не сдерживаемое внешними ограничителями: отсутствует контроль над ценой, спрос очень эластичен, не практикуются неценовые методы, устранены препятствия для организации бизнеса. Противоположностью конкуренции выступает монополия. В данной модели одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей, контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм закрыт. В связи с отсутствием катализирующего влияния конкуренции через отношение субъектов собственности блокируются естественные взаимосвязи между законами разделения и перемены труда.

 

Закон перемены труда

 

экономический закон, определяющий влияние изменений в средствах труда и технологиях на характер труда в результате изменения экономических отношений внутри общества в целом, в трудовых коллективах и между отдельными работниками.

ЗАКОН ПЕРЕМЕНЫ ТРУДА - социально-экономический закон общественного производства, выражающий объективные, существенные, непрерывно усиливающиеся и расширяющиеся связи между революционными изменениями в техническом базисе производства, с одной стороны, и функциями рабочих и общественными комбинациями процесса труда - с другой. Ускоряющаяся подвижность трудовых функций - непреложное требование З.П.Т.

В контексте требований З.П.Т. речь идет об универсальности рабочей силы, ее гибкости, многосторонности, приспособляемости как условию ее способности к перемене труда. Основными причинами, вызывающими потребность в перемене труда, являются перевороты в техническом базисе производства. Во-первых, меняя технику, технологию и организацию производства, они приводят к исчезновению одних профессий и возникновению новых, связанных с использованием техники более высокого уровня. Во-вторых, создавая более прогрессивные отрасли производства, перевороты в техническом базисе резко изменяют пропорции в балансе рабочей силы, что ведет к изменению ее профессионально-квалификационной структуры. Если на первых этапах развития крупной промышленности в течение трудовой деятельности одного поколения изменения в профессиональной структуре были малоощутимы, чтобы разглядеть тенденцию к перемене труда, то на современном этапе одного поколения возникает потребность в смене профессии два-три и более раз.

Природа крупной промышленности постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает массы капитала и массы рабочих из одной отрасли в другую. Поэтому природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего. Революционизация разделения труда влечет за собой радикальные перемены в его содержании, а последнее создает предпосылки для появления новых отраслей экономики и новых профессий. Перемена труда может осуществляться во времени, в пространстве, а также во времени и пространстве одновременно. При рассмотрении перемены труда во времени необходимо различать полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в больших интервалах времени, и чередование различных видов деятельности. Перемена труда в пространстве связана с управлением комплексами автоматических систем, включающих разнообразные виды работ. В отечественном производстве З.П.Т. проявляется в трех основных формах: перемена труда в границах данной профессии; переход от одного вида работ к другому; сочетание основной работы с различными видами деятельности на общественных началах. Многообразие форм проявления З.П.Т. непосредственно зависит от степени развертывания научно-технического прогресса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...