Самостоятельная работа студентов и ее объем в часах
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Планы семинарских занятий и методические указания к написанию контрольной работы для студентов дневного и заочного отделений специальности 080507 «Менеджмент организации», 080504»Государственное и муниципальное управление»
Набережные Челны УДК 339.138
Управление качеством: Планы семинарских занятий и методические указания к написанию контрольной работы для студентов дневного и заочного отделений специальности 080507 «Менеджмент организации» / Составитель: Я.З.Гарипов – Набережные Челны: ИНЭКА, – 2009 г.– 20 c.
Рецензент: доктор экономических наук, профессор Тёмный Ю.В.
Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.
© Камская государственная инженерно-экономическая академия, 2009 год. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДАННОГО ПРОФИЛЯ
Цели и задачи изучения дисциплины Цель курса «Управление качеством» – на основе достижений науки, техники и передового опыта отечественных и зарубежных компаний формировать теоретико-методологические знания и практическое умение в применении международных и отечественных стандартов, основ сертификации и метрологии в управлении качеством на уровне компании и как итог – формирование определенного образа мышления менеджеров, ориентированного на качество. В современной рыночной экономике качество выступает важнейшим фактором и предпосылкой существования в бизнесе. Производители, не выпускающие качественные товары и не предоставляющие качественные услуги, не имеют перспектив развития. Качество есть необходимое условие выживания фирмы. Чтобы производить конкурентоспособную качественную продукцию менеджеры должны осознать значение качества в серьезной конкурентной стратегии, обязаны владеть глубокими и всесторонними знаниями в области управления качеством, владеть практическими навыками оценки качества и технологии управления.
Задачи дисциплины: - изучить возможности управления качеством товаров и услуг, совершенствования производственных и вспомогательных процессов; - более широкое использование принципов и методов управления качеством в совершенствовании технологии производства для повышения его технико-экономических показателей; - овладеть методиками определения экономической эффективности повышения качества продукции и услуг, специализации производства, снижения материало- и энергоемкости продукта, трудовых затрат; - всемерное использование в практической деятельности современных международных и отечественных стандартов качества, принципов и методов сертификации товаров и услуг, измерительной техники, законодательных и нормативных документов; - изучение систем стимулирования специалистов, всех работников фирмы для постоянного повышения технического уровня и на его основе управления качеством продукции и услуг; - формирование и развитие глубокого экономического мышления, связанного с проблемой управления качеством. Требования к уровню освоения дисциплины Дисциплина «Управление качеством» базируется на знаниях экономики предприятия, основ менеджмента и маркетинга, управления персоналом, организации производства и других учебных предметов. Теоретической базой являются также законы Российской Федерации!О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», а также нормативные акты.
В результате освоения курса студенты должны знать: - основные понятия, концепции и принципы управления качеством; - эволюцию подходов к управлению качеством; - системный подход к управлению качеством; - организационно-правовые основы управления качеством продукции и услуг; - статистические методы управления качеством; - методы использования международных и отечественных стандартов в системах управления качеством; - организационно-методические основы сертификации и метрологии в системах управления качеством. Студенты должны уметь: - оценивать уровень качества продукции и услуг; - отбирать параметры качества при создании нового продукта; - выбирать технологии создания продукта и оказания услуг с точки зрения повышения их качества; - разработать политику в области качества как ведущее звено в стратегии фирмы; - работать с персоналом, обеспечивая включенность каждого работника в повышение качества продукции или услуг; - принимать рациональные организационно-методические решения по повышению качества продукции и услуг.
ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ (34 ЧАСА) Тема 1. Понятие и определение качества. Качество и конкурентоспособность. Сущность Всеобщего Управления Качеством. [2 часа] Цель занятия – ознакомление с предметом и задачами курса, усвоение понятийного аппарата. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 8-49.
Тема 2. Политика качества. Качество важнее цены. «Цепная реакция» Деминга. [2 часа] Цель занятия – усвоение сущности политики качества, требований к ней, ознакомление с конкретными примерами политик качества. Уяснить предпочтительность для потребителя качества товара по сравнению с его ценой. Раскрыть сущность «цепной реакции» Деминга. Вопросы к теме:
4. Качество и конкурентоспособность, их взаимосвязь. 5. Непрерывное повышение качества – стратегия развития предприятия. Контрольные задания: 1. Дайте определение политики качества. 2. Назовите основные требования к разработке политики качества. 3. Как соотносятся для большинства потребителей в современных условиях качество и цена товара? 4. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции и услуг? 5. Раскройте сущность «цепной реакции» Деминга. 6. Назовите выгоду потребителя и производителей товара, а также общества в целом и государства. Литература: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 8-49. Тема 3. Формы коллективного участия персонала в управлении качест- вом. Управление персоналом в повышении качества. [2 часа] Цель занятия – усвоение роли и значения форм коллективного участия персонала в управлении качеством и основных методов менеджмента качества. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература:
Тема 4. Современная концепция менеджмента качества. [2 часа] Цель занятия – ознакомление с современными концепциями менеджмента качества, видами и методами контроля качества. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература:
Тема 5. Стандарты ISO серии 9000. [4 часа] Цель занятия – освоение содержания стандартов ISO серии 9000, рекомендуемой ими структурой системы качества, основных функциональных элементов системы, экономических аспектов качества, затрат на качество. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература: 1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 138-195. 2. Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 183-211
Тема 6. Структурирование функции качества. Анализ последствий и причин отказов (FMEA-анализ) в управлении качеством. [2 часа] Цель занятия – ознакомление с методами структурирования функции качества, приобретение навыков анализа последствий и причин отказов. Вопросы к теме: 1. Общая характеристика метода структурирования функции качества (СФК). Основная идея. 2. Выяснение и уточнение требований потребителей. 3. Ранжирование потребностей и определение их взаимосвязи с инженерными характеристиками. 4. Весовые показатели инженерных характеристик. 5. Общие положения анализа последствий и причин отказов. 6. Этапы проведения FMEA-анализа. Контрольные задания: 1. В чем заключается суть метода СФК? 2. Перечислите основные этапы структурирования функции качества. 3. Как выявляются потребительские требования при СФК? 4. Как выявляется относительная важность каждой инженерной характеристики? 5. Что означает учет технических ограничений в структурировании функции качества? 6. Как учитывают влияние конкурентов в СФК? 7. Какие задачи решает FMEA-анализ? 8. Что может выступить объектом анализа последствий и причин отказов? 9. Расскажите об этапах проведения FMEA-анализа. 10. Опишите задачи и содержание экспертного метода анализа моделей. Литература: 1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 245-262. 2. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – с. 156-161
Тема 7. Статистические методы контроля качества. [2 часа] Цель занятия – практическое освоение статистических методов контроля качества. Вопросы к теме: 1. Контрольные листки, примеры форм. 2. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы). 3. Гистограммы. 4. Диаграммы разброса. 5. Диаграмма Парето (правило 20/80). 6. Стратификация. 7. Контрольные карты управляемости. 8. «Новейшие инструменты» всеобщего качества. Контрольные задания: 1. В чем основное назначение контрольных листков? 2. Какие компоненты, влияющие на качество, описывает диаграмма Ишикавы? 3. Опишите применение гистограммы в управлении качеством. 4. Расскажите о сущности диаграммы разброса. 5. Каким образом правило Парето позволяет принять первоочередные меры по улучшению качества? 6. Раскройте суть диаграммы разброса, ее предназначение. 7. Как проводится стратификация данных? 8. Что Вам известно о «новейших инструментах» всеобщего качества? Литература:
Т ема 8. Поставщики и проблема качества. Менеджмент как средство повышения качества. [2 часа] Цель занятия – приобретение практических навыков контрактного взаимодействия с поставщиками, ознакомление со структурой корпоративного (общего) менеджмента Вопросы к теме: 1. Контрактное взаимодействие с поставщиками. 2. Обучение и поощрение поставщиков. 3. Аудит и аттестация поставщика. 4. Структура корпоративного (общего) менеджмента. 5. Реинжиниринг бизнес-процессов. 6. Примеры успешного реинжиниринга. 7. Обучение и мотивация персонала. Контрольные задания: 1. по обеспечению качества. Какие требования по качеству предъявляются к продукции поставщиков? 2. Какие выгоды обеспечивает долгосрочный контракт поставщику и заказчику? 3. Что означает Обеспечение информационной безопасности? 4. Как проводятся обучение и поощрение поставщика в управлении качеством? 5. Какие виды контроля поставщика практикуются? 6. Расскажите о количественной оценке деятельности поставщика. 7. Расскажите о сущности реинжиниринга организаций в управлении качеством. 8. Приведите примеры успешного реинжиниринга. 9. Опишите различные формы обучения работников всех уровней в управлении качеством. 10 Расскажите о различных концепциях мотивации работников к деятельности Литература: 1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 215-216, 277-288, 344-350. 2. Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. Управление качеством: Учебник. – М.: Инфра-М, 2005. – с. 121-135 3. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – с. 53-83
Тема 9. Квалиметрия и ее роль в управлении качеством. Метрология в управлении качеством. [2 часа] Цель занятия – изучение методик измерения качества, роли методов измерения в управлении качеством. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература: 1. В. Н. Фомин Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: учеб. пособие. – М., 2005. – с. 7-49. 2. В.М. Мишин. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с.99-112.
Тема 10. Экономика управления качеством. [2 часа] Цель занятия – изучение экономических методов управления качеством. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература:
Тема 11. Комплексный показатель качества, индекс качества, качество технологических процессов, убытки, вызванные браком продукции. [4 часа] Цель занятия – ознакомление с практическими методами расчета комплексного показателя качестваиндекс качества, качество технологических процессов, убытки, вызванные браком продукции на конкретных примерах. Вопросы к теме: 1. Комплексный показатель качества. 2. Индекс качества. 3. Качество технологических процессов. 4. Брак продукции. 5. Убытки, вызванные браком продукции. Контрольные задания:
Литература: В. В. Завадский. Практикум по дисциплине «Управление качеством» - Набережные Челны: РИО ИНЭКА, 2009. Тема 12. Особенности менеджмента качества в сфере услуг. [2 часа] Цель занятия – изучение методологии управления качеством в сфере услуг. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература:
Тема 13. Система образования – важнейшая социальная услуга. Управление качеством в системе образования. [2 часа] Цель занятия – изучение основных принципов менеджмента качества образования. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература:
Тема 14. Управление качеством в сфере торговли. [2 часа] Цель занятия – изучение методов управления качеством в сфере торгового обслуживания. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература: Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 212-220.
Тема 15. Качество жизни. [2 часа] Цель занятия – изучение понятия и методов определения качества жизни. Вопросы к теме:
Контрольные задания:
Литература:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЕЕ ОБЪЕМ В ЧАСАХ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|