Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация прав человека




Личные, гражданские и политические права.

Первым следует рассмотреть деление прав на личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права. Такая классификация принята в российской международно-правовой доктрине, а также в доктринах международного права многих других государств.

К личным правам относят право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу от рабства, свободу от пыток и иного насилия и принуждения, право на имя, честь, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания, свободу вступления в брак и создания семьи и некоторые другие. Эта группа прав характеризуется возможностью максимально расширительного толкования их содержания. В юридических актах то или иное личное право просто обозначается, оставляя за субъектом возможность самому решать, что в него входит. В случае нарушения такая возможность появляется еще и у суда. Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень ограничений личных прав и свобод устанавливается, как правило, законодательным актом самого высокого уровня. В России эти ограничения установлены Конституцией.

Политические права (или, лучше сказать, политические свободы) включают в себя свободу слова и информации, свободу убеждений, свободу собраний и ассоциаций, право на объединение и проведение публичных акций, право на участие в управлении делами государства и референдуме, избирательные права, право на критику государственной власти, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Политические права направлены на реализацию возможности участвовать в политической жизни общества, формировать и осуществлять государственную власть, воздействовать на нее, организовывать местное самоуправление. Посредством политических прав реализуется взаимодействие между гражданином и государством.

В отличие от личных прав, принадлежащих всем индивидам, всеми политическими правами в государстве обладают только его граждане. Иностранцы и апатриды (люди без гражданства) наравне с гражданами пользуются лишь частью политических прав и свобод, например, свободой слова и убеждений, свободой информации. Степень допустимости реализации ими остальных политических прав специально прописывается в законе.

Кроме того, политические права и свободы могут быть ограничены гораздо более существенно, чем личные права. Как международное, так и российское законодательство устанавливает достаточно большое число оснований для их ограничения (чрезвычайное положение, военные действия, «соблюдение интересов безопасности государства» и пр.).

Социально-экономические права человека

Эти права направлены на обеспечение достойного жизненного уровня людей, на защиту человека в его экономической и социальной деятельности, а также на поддержку социально-незащищенных и слабо защищенных слоев населения. К этим правам относятся права в сфере труда, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и пр.

В отличие от личных и политических прав, социально-экономические права нельзя с уверенностью назвать универсальными, т.к. часто они относятся лишь к определенным категориям населения. Многие социально-экономические права носят декларативную форму и не могут быть обеспечены судебной защитой, поэтому некоторые авторы рассматривают их как моральные, а не позитивные. В законодательстве некоторых зарубежных стран социально-экономические права составляют отдельные главы в виде «принципов» или «директив». Тем не менее, защита этих прав все же осуществляется, при этом защите подлежат не общие формулировки, а права, производные от конституционных принципов (например, право не на труд, а на его оплату).

Рекомендательный характер, который носят социально-экономические права в законодательстве многих стран, связан с тем, что для их успешной реализации необходим определенный уровень экономического благополучия государства. Поэтому в документах, закрепляющих те или иные социально-экономические права, чаще всего можно встретить такие «размытые» формулировки, как «достаточный жизненный уровень», «справедливые и благоприятные условия труда» и т.п.

Как уже говорилось выше, широко распространена теория преобладания гражданских и политических прав над социально-экономическими. Суть такого подхода состоит в следующем. Поскольку социально-экономические права обладают меньшими гарантиями реализации и защиты, в том числе судебной, и поскольку эта группа прав относится к способам получения индивидом помощи от государства (в отличие от гражданских и политических, являющихся способом ограждения и защиты индивида от произвола государства), постольку категорию социально-экономических прав следует считать «мнимыми». Согласно данной концепции, социально-экономические права являются даже не правами, принадлежащими человеку, а определенными принципами деятельности государства. В обоснование теории разделения прав человека на «первичные» (личные и политические) и «вторичные» (социально-экономические) ее сторонники приводят положение Пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому государства должны принимать в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление прав, закрепленных в Пакте. Т.е. фактически, речь идет не об обязанности государства выполнять предписания Пакта, а об обязанности стремиться к их выполнению, если есть такая возможность.

Следует признать определенную справедливость подобных рассуждений. Действительно, социально-экономические права во многих странах не реализуются вовсе, и у населения практически нет возможностей побудить власти к их соблюдению. С другой стороны, полное игнорирование социально-экономических прав, как правило, распространено в тех государствах, где так же грубо нарушаются и личные права, подавляются основные свободы. В настоящее время на самых разных уровнях не прекращается работа по выработке механизма, который бы смог обеспечить минимальное соблюдение социальных прав. И не последнюю роль здесь играют меры, направленные на соблюдение государствами своих международных обязательств. Пакт об экономических, социальных и культурных правах является международным договором, и, соответственно, обязательным к исполнению в силу принципа «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»). Все государства-участники Пакта юридически связаны его положениями. Таким образом, разговоры о необязательности норм этого основного международного документа в области социально-экономических гарантий несостоятельны.

В 1997 году в Маастрихте (Нидерланды) состоялось совещание экспертов, организованное крупными международными неправительственными организациями, занимающимися исследованиями в области международного права. Итогом совещания стал свод Руководящих принципов, касающихся нарушений экономических, социальных и культурных прав, известный как «Маастрихтские принципы». Этот документ указывает на то, что значимость социально-экономических и культурных прав никак не меньше личных и политических, и что все права, содержащиеся в Пактах о правах человека, должны подлежать одинаковой защите. Отмечается недопустимость уклонения государства от выполнения положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах под предлогом их «постепенного выполнения». Кроме того, указывается на обязательность выполнения государством участником основных минимальных обязательств независимо от наличия ресурсов. Несмотря на то, что Маастрихтские принципы не обязывают государства, они стали первым документом, в котором четко и недвусмысленно выражено мнение международного правового сообщества по поводу соблюдения государствами социально-экономических прав.

В 1998 году Комитет по экономическим, социальным и культурным правам принял Замечание общего порядка №9, в котором указывалось на обязанность государств обеспечить признание всех норм Пакта во внутригосударственном праве. Кроме того, в Замечании отмечалось, что хотя в Пакте прямо не содержится обязательства государства развивать возможности судебной защиты, государства должны обеспечить такую защиту и в отношении социально-экономических и культурных прав. Это означает, что Комитет вовсе не считает, что данная категория прав не подлежит судебной защите. Следует отметить, что многие государства, стремясь уклонится от выполнения положений Пакта, ссылались именно на отсутствие в документе соответствующей нормы о гарантиях правовой защиты. А в 2004 году рабочая группа по разработке Факультативного протокола к Пакту, созданная Комиссией ООН по правам человека, представила доклад, в котором содержались основные характеристики этого документа. Сутью его должно стать наделение Комитета полномочием рассматривать индивидуальные жалобы от граждан о нарушении их социально-экономических прав. На сегодняшний день такой протокол не принят, но его обсуждение не прекращается.

Процессуальные права

В литературе часто выделяют еще одну группу прав. Это так называемые «процессуальные права». Так, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится три группы прав. К первой группе (если исходить из количественных показателей) относят «судебные гарантии», или процессуальные права. Это не только права лица на стадии судебного разбирательства, но и все права и гарантии лица, оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов. В обобщенном виде в Конвенции это названо «право на свободу и безопасность» и «справедливое судебное разбирательство». Сюда относятся:

-  ·право лица в случае ареста или задержания незамедлительно предстать перед судом для рассмотрения вопроса о законности ареста или задержания (принцип habeas corpus);

-  право лица на компенсацию в случае незаконного ареста или задержания;

-  запрет содержания лица под стражей без достаточных оснований в период предварительного следствия;

-  ·запрет бесчеловечного, унижающего достоинство обращения с лицом, содержащимся под стражей;

-  запрет лишения свободы за невыполнение договорного обязательства;

-  право беспрепятственного доступа к правосудию;

-  право на независимый и беспристрастный суд;

-  гарантия равенства сторон судебного процесса и принципа состязательности;

-  право на гласность судебного процесса;

-  право на судебное разбирательство в разумный срок;

-  право обвиняемого на защиту, включая право на назначение при отсутствии у него средств бесплатного защитника;

-  право на бесплатного переводчика при невладении языком процесса;

-  презумпция невиновности;

-  ·запрет смертной казни в мирное время;

-  запрет повторного осуждения и наказания за одно и то же деяние (non bis in idem);

-  ·запрет обратного действия нового уголовного закона или уголовного закона, утяжеляющего наказание;

-  право на пересмотр приговора или меры наказания вышестоящей судебной инстанцией;

-  ·право на компенсацию в случае судебной ошибки.

Вторую группу прав составляют личные права, а третью - политические. Права, входящие в эти группы, рассмотрены выше. Социально-экономические и культурные права в Конвенции не закреплены.

Процессуальные права закреплены также и в Конституции РФ.

Позитивные и негативные права

В связи с делением прав на личные, политические и социально-экономические интересно рассмотреть различие так называемых позитивных и негативных прав. Под позитивным правом понимают собственно право, т.е. возможность требовать от государства определенных действий, направленных на реализацию потребностей человека. Для реализации позитивного права необходимы, помимо воли субъекта-носителя прав, своего рода «услуги» со стороны власти.

К позитивным правам можно отнести большую часть социально-экономических и культурных прав: право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностям и пр., а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд. Все эти права государство должно предоставить индивиду.

Негативное право можно также выразить понятием «свобода», оно определяется волей субъекта-носителя прав. Фактически, это право на невмешательство со стороны государства в определенные сферы жизнедеятельности человека (принцип laissez faire). Например, свобода слова не требует каких-либо действий со стороны государства, скорее, наоборот, предполагается, что власть никаким образом не будет вмешиваться в ход реализации этого права.

Помимо свободы слова, к негативным правам относятся большинство личных и политических прав, а также некоторые экономические и культурные (право собственности, свобода предпринимательства, свобода творчества).

Поколения прав человека

Примерно с 1975 г. (с момента подписания Хельсинкского акта) в международной практике получает распространение концепция «трех поколений» прав человека, разделяющая все права на три группы, по времени возникновения.

Первым поколением считаются либеральные ценности, сформулированные процессе буржуазных революций XVIII века, конкретизированные позднее в законодательстве и практике демократических государств. Это, в первую очередь, личные (гражданские) и политические права. Эти права являлись негативными, т.е. обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни.

Второе поколение прав человека «проявилось» в процессе борьбы с экономическим неравенством за материальное благополучие, повышение культурного статуса. Это уже были преимущественно позитивные права, для их реализации необходима была активная деятельность государства. К правам второго поколения относят, в основном, социально-экономические права.

Первые идеи социального реформирования общества, призванного сократить «расстояние» между богатыми и бедными выдвигаются в конце XIX - начале ХХ вв. Так, например, в 1881 г. Манифестом кайзера в Германии была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. В Веймарской Конституции 1919 г. закреплялось право добывать себе содержание трудом (правда, в послевоенной Германии обеспечение этого права было практически невозможным), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т.д. Ст. 151 Конституции гласила: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека». Схожие положения содержались в Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г., Конституции Испанской Республики 1931 г. Широчайший перечень социально-экономических прав закреплялся и в Конституции СССР 1936 г. Глава XI закрепляла право на труд, право на отдых, образование, социальное обеспечение.

Третье поколение прав человека начинает формироваться после второй мировой войны и окончательно складывается как отдельная группа к 70-м гг. ХХ в. По своей структуре это права коллективные, явившиеся результатом борьбы за национальные суверенитеты. Часто эту группу прав называют «правами солидарности»: это право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, а также право на коммуникацию. «Коллективность» этих прав обуславливается тем, что они принадлежат и могут осуществляться уже не конкретным индивидом, а целыми народами, нациями и т.д.

Третье поколение прав человека не только стало катализатором появления новых групп коллективных прав, но и привело к идее взаимозависимости индивидуальных и коллективных прав. Эта идея нашла свое отражение в Международных пактах о правах человека.

Позднее к третьему поколению начали относить права отдельных групп (детей, инвалидов, безработных, потребителей, сексуальных меньшинств и пр.), а также «новые права», появившиеся под влиянием меняющихся общественных отношений. К этим правам относят, например, право на эвтаназию, право на сон, право на отказ от воинской службы, на индивидуальный стиль жизни и пр. Но, по сути дела, все эти права являются просто различными проявлениями прав первого и второго поколений.

Индивидуальные и коллективные права

Еще одно деление прав - на индивидуальные и коллективные - производится по кругу субъектов-носителей. Индивидуальное право - это право, принадлежащее отдельно взятому субъекту. Коллективные права принадлежат и реализуются группой, общностью людей.

Если индивидуальные права - естественные, принадлежащие каждому от рождения, то коллективные права естественными не являются, т.к. они формулируются в процессе становления интересов конкретного коллектива, общности. Коллективные права - это не сумма индивидуальных прав, принадлежащих каждому участнику коллектива. Они имеют свойства, которые определяются целями и интересами коллектива.

Некоторые из коллективных прав могут реализовываться как группой, так и индивидом, принадлежащим к данной группе, а другие - только групповыми действиями.

Коллективные права никогда не должны вступать в конфликт с индивидуальными, подавлять их. Часто противоречия между индивидуальными правами человека и правами народов, наций, национальных меньшинств являются причинами межнациональных конфликтов, где на первое место выдвигаются право на суверенитет, на самоопределение. Но право народа на самоопределение неотделимо от полного и неограниченного осуществления всех прав индивида, и легитимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого отдельного человека, независимо от его убеждений, национальной принадлежности и т.д. В этом смысле права отдельного человека стоят выше коллективных прав народа. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения проблема соотношения индивидуальных и коллективных прав не возникает. Международно-правовые нормы устанавливают неделимость и равнозначность прав индивида и прав народа на самоопределение, дают основу для их сбалансированного развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...