Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сомалийские пираты – экономический феномен нашего времени

 

«До порта Момбаса в Кении оставалось меньше суток хода. Экипаж «Капитана Маслова» нес обычную вахту. «Идем в 500 километрах от берега и вдруг видим – несется моторка, – вспоминает моторист Александр Мишин. – Железку газа – в пол и дали проектную мощность. Компаунд-турбина гудит, датчики температуры зашкаливают, сигнализация орет, думаю – сейчас загоримся!» Пираты подошли вплотную. Капитан закладывал с борта на борт – нагонял волну. «Те видят, что просто нас не взять, и начали пыхать автоматами, а потом отошли метров на 150, достали гранатомет и шарахнули! Попали чуть ниже мостика, на котором почти все укрылись. Они уже закинули багры, а мы дали ходу…». Это часть интервью с моряком с корабля «Капитан Маслов», опубликованная в газете Newsweek[33].

На «Капитана Маслова» напали 13 ноября, но ему удалось уйти. Через 2 дня в том же районе пираты совершили самый громкий захват за всю историю. За 16 минут они завладели супертанкером Сириус Стар с четвертью ежедневного саудовского экспорта нефти на борту. Цены на нефть тут же подскочили почти на $5, а крупнейшие судоходные операторы отказались от привычного маршрута. Сами пираты за 2008 г. заработали на выкупах, по разным оценкам, от 30 до 150 миллионов долларов. Но ущерб от них Международное морское бюро оценивает в миллиарды долларов. Масштабы бедствия поражают, ведь на дворе не XVII в. Где уж тут ловить Бен Ладена с «Аль-Каидой», если мир не может справиться с несколькими сотнями бандитов, у которых только один серьезный мотив – деньги. Когда Newsweek сдавался в печать, на счету пиратов было 110 нападений и 42 захвата – в 4 раза больше, чем в 2007-м. Осенью Евросоюз, Россия и Индия отправили к берегам Сомали свои военные корабли, в декабре ООН разрешила преследовать пиратов не только на море, но и на суше.

Кто же такие пираты и почему так сложно с ними бороться? Какова роль пиратов в Сомали? Каковы отношения властей и населения с пиратами? Как остальной мир борется с пиратами и борется ли вообще? Ответы на эти и другие вопросы я попытаюсь дать в данной главе.

Новая история сомалийского пиратства началась 4 года назад, когда в декабре 2004-го выходящие к Индийскому океану государства содрогнулись от чудовищного цунами. В Сомали смыло десятки рыбацких деревень, и, в отличие от других стран, сомалийцы почти не получили помощи. Там просто была разруха.

Сначала на побережье устроились люди клана Дарод из квазигосударства Пунтленд на северо-востоке и клана Хавийе в центральном Сомали. Постепенно пираты набрались опыта, вооружились автоматами и гранатометами, у них появились быстроходные катера, современные средства связи и навигации. «Народ увидел в этом свой шанс! Риски минимальные, возможности колоссальные. Они хлынули на побережье вступать в действующие шайки или создавать новые», – объясняет Войтенко[34].

Побережье Сомали превратилось в центр притяжения. Люди со всех концов страны потянулись туда за заработками. Многие охраняют заложников, готовят еду, продают пиратам и их подружкам всякие безделушки, переносят свои кустарные производства на побережье. Пиратство – основной двигатель экономики страны, население к пиратам очень лояльно. Примерно так же в Колумбии и Мексике чрезвычайно популярны наркобароны.

Пираты стали платить налоги различным группировкам. А разбогатев, сами устремились к власти. В начале декабря в пиратской столице Харардер представители разных кланов провели совещание и выбрали исполком из 8 человек, который поставил задачу в ближайшее время создать в Сомали пиратское государство. Возглавил совет пионер пиратского промысла Мухаммед Абди Хаер по кличке Большой Рот. Именно его люди захватили Сириус Стар, а в сентябре – украинское судно Фаина с грузом оружия на борту[35].

Стратегия пиратов проста. Материнский корабль – шхуна – ведет на буксире скоростные катера, а когда в поле зрения появляется цель, два катера с боевиками идут на абордаж. Заходят с обоих бортов, забрасывают алюминиевые лестницы или веревки с крюками. Брать стали лишь крупные контейнеровозы и танкеры и требовать за них не сотни тысяч, а миллионы долларов[36].

Деревенские бандиты обросли связями – информаторами в портах приписки, банках и страховых компаниях. Скотт Стюарт говорит, что пиратская сеть выходит далеко за пределы Сомали: «У них есть люди, внедренные в систему международного морского пароходства, свои агенты в штаб-квартирах крупных компаний в Лондоне. У них есть банкиры, которые получают выкуп или хранят деньги на счетах. Собственная разведка докладывает пиратам, где и в какое время появится груженое товаром одинокое судно. Их люди из Дубаи, Лондона, других мест звонят и говорят: такой-то корабль вышел туда-то, будет двигаться там-то. Захватив судно, пираты связываются с судовладельцем по спутниковому телефону. Переговоры могут длиться от двух недель до нескольких месяцев. Потом пиратам доставляют деньги.», – поясняет Роджер Миддлтон, специалист по странам Африканского Рога из британского аналитического центра «Шантам Хаус» [37].

Несколько лет назад выкуп передавали с помощью хавалы – традиционной в мусульманских странах системы наличных переводов, основанной на взаимном доверии. Когда пиратство стало привлекать к себе большое внимание, менялы испугались. «Теперь этим занимаются частные охранные фирмы, которые привозят сумки с наличностью прямо на захваченные корабли», – говорит Миддлтон[38].

Сомалийское пиратство стало экономическим феноменом, который может приносить легальный доход. «Не только захватчики – множество юридических и консалтинговых компаний кормятся пиратством, а страховщики несут убытки», – говорит Скотт Стюарт. Старейшая правовая фирма Англии в области мореходства – основанная в 1883 г. «Холмак Хенвик Вила» – создала специальное подразделение, оказывающее юридические услуги судовладельцам, чьи суда подверглись нападению. Достаточно набрать номер круглосуточной горячей линии, и вам ответят. В первую очередь они успокаивают клиента и рассказывают, что надо делать. Фирма сама переговоров не ведет, но помогает найти специалистов со стороны, которые занимаются этим вопросом» [39].

«Конечно, нас могут бомбить, сравнивать с землей, а потом говорить: мы решили проблему пиратства. Но пиратство остается и после этого, – говорит посол Сомали в России Мухаммед Хандуле. – Помочь может только мобилизация населения и клановых лидеров» [40].

Мобилизовать их будет непросто. Пока Сомали охотнее мобилизуется под вывесками пиратства, исламизма и гражданской войны.

Сомалийские пираты, воодушевленные безнаказанностью и миллионными выкупами, которые выплачивают им владельцы за освобождение судов, с каждой неделей становятся все наглее, а численность и техническая оснащенность их шаек быстро прогрессируют. Пользуясь местоположением Сомали рядом с одним из самых напряженных морских торговых путей, ее обнищавшие и отчаявшиеся жители рассматривают пиратство как единственный источник дохода и сумели сделать из пиратского промысла практически государственный бизнес. По данным международного морского бюро, за первые девять месяцев текущего года произошло 199 случаев нападения пиратов на суда, из них в 63 приходится на Сомали. За это время сомалийские пираты захватили 26 судов и 537 членов экипажей. На начало ноября в плену у них находилось 9 судов и 182 члена экипажей.

Прямо сейчас прибрежные районы восточного Сомали превращаются в своего рода пиратскую республику, наподобие тех, что существовали в прошлые века на островах Карибского моря или Барбарийском берегу Северной Африки. Проблема настолько сложна и многогранна, что пока все попытки мирового сообщества справиться с ней не приносят заметного результата.

Судовладельцы надеются, что военные флоты ведущих держав возьмут на себя задачу обеспечения безопасности судоходства. В конце концов морем перевозится до 90% всех мировых грузов, а свобода торговли разве не одна из священных коров глобализации.

Нельзя сказать, чтобы мировое сообщество не принимало никаких мер. В октябре Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую иностранным судам входить в сомалийские территориальные воды для борьбы с пиратами. Кроме того, с 2001 года в Индийском океане находится флотилия США и их союзников, которые проводят в этом регионе антитеррористическую операцию, главным образом сводящуюся к «демонстрации флага» в северо-восточной части Индийского океана, недалеко от стратегически важного Персидского залива. Часть кораблей коалиции в последние годы постоянно присутствует в Аденском заливе, чтобы хоть как-то припугнуть распоясавшихсяпиратов. Операция осуществляется с французской военной базы в Джибути. Американские эсминцы, например, сразу же после захвата окружили стоящий у сомалийских берегов украинский сухогруз «Фаина», дабы в случае чего помешать разгрузке танков, которые не должны попасть в руки действующих в Сомали боевиков-исламистов[41]. Канадские военные корабли эскортируют сухогрузы, доставляющие гуманитарную помощь Всемирной продовольственной программы (ВПП). Сомалийские пираты трижды захватывали суда, везущие их голодающим согражданам продовольствие, требуя выкуп от судовладельцев.

Отчасти эффективного противодействия пиратам нет из-за разработанной ими весьма эффективной тактики. Опыт показал, что с того момента, как вахтенный матрос замечает приближающуюся лодку пиратов, до захвата торгового судна проходит всего 15 минут. Когда военный корабль, находящийся в десятках километров, подходит к месту происшествия, либо атака бывает отбита командой, либо пираты уже ведут захваченное судно к себе в гавань, и штурмовать его – значит поставить под угрозу жизнь экипажа

По мнению экспертов, попытки справиться с пиратами оказываются неудачными еще и потому, что их ряды расширяются значительно быстрее тех мер, которые против них применяются. До недавнего времени международное бюро судоходства рекомендовало судам держаться не ближе 200 морских миль от побережья Сомали: считалось, что далее этой зоны пираты уплыть не способны. В последние месяцы это уже не спасает: разбойники совершают нападения в открытом море. По данным Международного морского бюро, сомалийские пираты используют четыре судна-базы, внешний вид которых хорошо известен.

По свидетельству журналистов и сотрудников гуманитарных организаций, работающих в Сомали, бывшие убогие рыбацкие деревушки в Пунтленде, превратившиеся в пиратские базы, переживают экономический бум[42]. На деньги, вырученные от выкупа, там строятся просторные дома, пираты разъезжают на новеньких джипах. В деревнях открылось много новых ресторанов, которые посещают пираты и иностранные моряки, дожидающиеся освобождения. Идет бойкая торговля алкоголем. В публичных домах Джибути сомалийских пиратов, спускающих за ночь тысячи долларов, встречают как самых желанных гостей. Столицей пиратства в Пунтленде стала деревня Эйл, где содержится большинство захваченных судов. Это место может считаться современным эквивалентом столицы карибских корсаров XVII века – гавани Порт-Ройял на Ямайке. Только вместо рома сомалийские коллеги Генри Моргана и Черной Бороды предпочитают кат – содержащие наркотическое вещество листья, которые любят жевать жители Йемена и Африканского Рога[43].

До сих пор сомалийские пираты никогда не брали деньги за судно – выкуп выплачивался за освобождение судна и экипажа. А судно стоит ничтожно мало по сравнению с тем, что оно перевозит. Да, они захватывали суда с дорогими грузами, но они не могли их реализовать, поскольку у них нет инфраструктуры, чтобы разгрузить и сбыть, например, партию цветных металлов. Но что будет, если пираты захватят контейнеровоз, идущий в Европу, на котором четыре-пять тысяч контейнеров с товарами? Это сотни миллионов долларов. Пираты могут пригрозить утопить контейнеры, а часть – разграбить. Ведь на контейнеровозе есть все – от новогодних хлопушек до ноутбуков и мотоциклов Кавасаки. Хватит на все Сомали. Если выкуп начнут платить владельцы грузов, суммы могут быть на порядок больше. И тогда в Сомали потянутся люди посерьезнее, например, организованные группировки, состоящие из наших бандитов и бывших спецназовцев[44].

В результате изучения данной проблемы автором работы были сделаны следующие выводы: во-первых, пираты Сомали уже прославились на весь мир и нанесли многим странам серьезный материальный ущерб. Пиратство в стране не антисоциальное явление, а напротив, особая статья экономики, которая питает и поддерживает многих жителей страны. Пиратство превратилось в государственный бизнес в самом Сомали и коммерческий бизнес для других стран. Во-вторых, можно сказать, что в сложившихся обстоятельствах проблема вряд ли будет решена в ближайшем будущем. До тех пор пока Сомали остается несостоятельным государством, пиратство там будет продолжать процветать. И весьма возможно, что члены временного правительства Сомали получают доход от пиратства. Хотя в целом никто не знает, кто именно стоит за сомалийскими пиратами.

Подведем итоги проделанной работе. Сомали – экономически отсталая и бедная страна. Главное богатство страны – многочисленные естественные пастбища. Основными видами деятельности являются земледелие и скотоводство. В саваннах и полупустынях Сомали обитают слоны, носороги, антилопы, зебры, буйволы, жирафы, обезьяны и множество видов хищников. Выращивают сорго, кукурузу, бананы, овощи, рис, сахарный тростник, манго. Земледелие и скотоводство основные, и по сути единственные, статьи экспорта. Основные торговые партнеры Сомали – Саудовская Аравия и Италия. Предприятия обрабатывающей и добывающей промышленности либо не функционируют, либо используют лишь 10% своих мощностей. Конкурентные преимущества страной не используются и не развиваются. Учитывая специфическую политическую ситуацию, на первый план выходит Сомали как оплот терроризма. На территории Сомали и в прибрежных водах процветает пиратство и торговля оружием, наркотиками, людьми. Кроме того рядом с Сомали проходят важные торговые пути. Именно из-за этого страна так сильно привлекает внимание всего мира. И не трудно понять почему. Сомали – своеобразный рычаг, через который можно влиять на цены на нефть, на товары или оставить какую-нибудь страну без гуманитарной помощи. Отдельно следует сказать о сомалийских пиратов, известных на весь мир. Они стали экономическим феноменом нашего времени. Их преступления не только не пресекаются, более того, они приобрели форму организованного бизнеса и породили смежные услуги и товары. Располагая огромными средствами от пиратства как знать, чего добьется эта страна

 

 


Заключение

 

Страна Сомали расположена на северо-востоке Африки, занимая большую часть полуострова Сомали (или Африканского Рога), где находится самая восточная точка континента – мыс Рас-Хафун. Площадь полуострова составляет около 637 тыс. кв. км. На севере Сомали омывается водами Аденского залива, на востоке и юге – Индийским океаном. В ландшафте страны преобладают полупустыни и саванны. Так же имеются обширные долины, которые служат превосходными природными пастбищами.

Сомалийская Демократическая республика – крайне важный в стратегическом плане регион. Располагаясь недалеко от оживленных морских путей, Сомали может быть средством регулирования мировых цен на нефть или другие товары. Этот простой факт всегда осознавали страны-лидеры и направляли в Сомали разного рода средства укрепления своего присутствия в стране: военные силы, политических представителей, ученых и студентов. Для современного этапа развития экономической деятельности Сомалийская Демократическая республика представляется непаханым полем, где много чего нет, но много может быть.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы, абсолютно коррелирующие с поставленными задачами:

1. К явным достоинствам Сомали относятся выгодное географическое положение, наличием природных ресурсов, превосходные естественные пастбища, дешёвая рабочая сила, преобладание в стране молодой части населения.

2. В Сомали нестабильная политическая ситуация. Нет централизованной власти. Поэтому говорить о внешней политике крайне сложно. Отсутствие власти порождает преступность. Именно вопрос безопасности на суше и море является головной болью мирового сообщества и самого Сомали. Кроме того практически полностью отсутствует социальная поддержка населения со стороны государства, что усугубляет и без того непростую жизнь населения страны.

Таким образом, для дальнейшего развития экономики Сомали в первую очередь необходимо появление сильной власти. Помимо единства власти необходимо, чтобы власть всячески поддерживала развития производства и бизнеса. А так же необходимо введение мощного аппарата социальных реформ. Снижение детской смертности, доступность лечения от таких болезней как СПИД, малярия, реформирование образовательной системы, должны стать приоритетными задачами. Здоровое и грамотное население – первое и самое главное условие успешного государства.

Очень сложно бедному государству быстро создать условия для развития бизнеса. Строительство инфраструктуры и предприятий тяжелой и легкой промышленности – долгий и дорогостоящий процесс, требующий как наличия огромных денежных средств, так и опыта, и специалистов. Сомали в этом плане довольно сильно повезло. На территории Сомали расположено большое количество заводов, построенных во времена дружбы с СССР. Необходимо использовать этот потенциал. Прибрежные воды страны богаты морскими обитателями, многие виды которых высоко ценятся на мировом рынке. Поэтому необходимо наладить рыболовство и сопряженные с ним отрасли промышленности. Кроме того, необходимо развитие финансовой сферы, накопление и реализация опыта кредитования. Так же следует принять помощь от других стран. Возможно, следует разрешить политическое присутствие в Сомали. Не стоит забывать и о развитии научного сектора. Необходимо ввести обязательное доступное среднее образование по всей стране. А так же наладить программы обучения студентов в других странах. Это позволит решить не только проблему недостатка квалифицированных кадров, но и ряд социальных проблем. Дети и подростки не будут слоняться по улицам, предоставленные сами себе, а будут находиться в учебных заведениях.

Отдельно хотелось бы выделить проблему пиратства и борьбы с ним. Перечисленные выше меры позволят решить проблемы, благодаря которым и процветает пиратство, находя новые силы в молодом поколении, – бедность и безграмотность. До сих пор не известно куда идут деньги, полученные пиратами. Но возможно, если будут очевидны выгоды строительства и развития своего бизнеса в Сомали, то эти «пропавшие деньги» вернутся в Сомали в виде инвестиций в мелкий и средний бизнес, пусть даже инвесторами будут бывшие разбойники. Пиратство должно перестать быть образом жизни. Для предотвращения будущих пиратских атак необходимо тесное сотрудничество военными и разведывательными органами других стран. Стоит так же обратиться к гуманитарным фондам за помощью.

Вышеперечисленные предложения позволят Сомали получить больший экономический, социальный и политический эффекты от участия в международных экономических отношениях, обеспечить за счет данных действий устойчивый экономический рост и повышение материального благосостояния населения страны. Выполнение данных задач является приоритетом в решении проблем Сомали. Только создание условий для благополучного развития бизнеса и создание нормальных условий жизни является залогом искоренения пиратства.

Научная новизна выполненного в курсовой работе исследования состоит в изучении места Сомали в системе международных экономических отношений по направлениям внешней политики и международной торговли, а так же пиратства.

Практическая значимость выполненной работы определяется возможностью применения полученных результатов при преподавании курсов «Международные экономические отношения», «Мировая экономика», «Международная торговля», «Внешнеэкономическая деятельность» студентам специальности «Мировая экономика». Как было сказано выше, аналитический материал может использоваться предпринимателями при выходе на рынок данной страны и принятии решений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Безусловно, данная тема является актуальной и продолжение проделанной работе может быть осуществлено, как более глубокий анализ экономических тенденций и связей. Также, детально могут быть изучены конкретные фирмы и компании, работающие на территории Сомали или исламистские группировки. Особо интересным будет изучение пиратства как экономического феномена нашего времени. Потому что последнее время это явление так глубоко интегрировалось в мировую жизнь, что вряд ли найдется человек, который не слышал про сомалийских пиратов.

 

 


Библиографический список

 

Книги

1. Булатов А.С. Страны и регионы мира: Географический справочник. – М.: Проспект, 2006. – 426 с.

2. Григорьев Г.М. Африка. – М.: Вита-пресс, 1998. -287 с.

3. Ежова Д.А. Загадки мира. – М.: Вита-пресс, 2003. -439 с.

4. Милютина А.В. Страны мира. – М.: Финпресс, 2000. -408 с.

5. Симония Н.А. Энциклопедия стран мира. – М.: Экономика, 2004. – 461 с.

6. Старшов Г.М. Народы мира. – М.: Вита-пресс, 2000. -540 с.

7. Понецкевич К.Т. Полезные ископаемые. – Н.: ИНТП, 2001. -397 с.

8. Уайт В. Современные страны в меняющемся мире. – М.: Олма-пресс, 2001. -443 с.

9. Якушин В.В. Вне закона. – М.: Вита-пресс, 2005. -327 с.

10. Язин А.В. Глобализация. – М.: Вита-пресс, 2005. -402 с.

 

Статьи

11. Акапов П.П. Сомали с пиратами и без // Политический журнал. -2008. – №190. – С. 18

12. Сластин Д.Н. Проблемы Африканского Рога // Политический журнал. -2008. – №190. – С. 1

13. Мальский О.Р. Пиратство в 21 веке // Политический журнал. -2008. – №194. – С. 18

14. Дегтерев Д. Африканские банки в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №5. – С. 89–94.

15. Петров В.К. Исламисты Сомали // Азия и Африка сегодня. -2005. – №9. – С. 40–45

16. Мещеряков Г.Д. Добро пожаловать в Сомали // Азия и Африка сегодня. -2005. – №9. – С. 41–43

17. Плетнев В.В. Сомали – мечта Адама Смита // Азия и Африка сегодня. -2007. – №11. – С. 34–37

18. Плетнев В.В. Сомалиенд // Азия и Африка сегодня. -2005. – №8. – С. 19–20

19. Уфин Т.П. Сомали – оплот мирового терроризма // Азия и Африка сегодня. -2007. – №3. – С. 34–37

Электронные ресурсы

20. Кругосвет: электронная энциклопедия. – http://www.krugosvet.ru

21. Сомали // Географический справочник. – http://www.turworld.info

22. Сомали // Географический справочник. – http://geo.historic.ru

23. Сомали //ECONRUS: Страноведческий каталог. – http://www. catalog.fmb.ru

24. Пиратство // Электронный журнал. – http://www.globalist.org

25. Сомали: государственная и политическая система // Страны мира: электронная энциклопедия. – http://ru-world.net

26. Сомали // Википедия: свободная энциклопедия. – http://wikipedia.org

27. Статистическая база данных. – http://www.unctad.org

28. Статистическая база данных. – http://www.infoworld.org

29. Сомали // Географический справочник. – http://www.tudasuda.info

30. Правительство Сомали // Официальный сайт. – http://www. Somalia.org


[1] Смирнов Г.М. Страны мира – М.: Вита-Пресс, 2000. –С.199.

[2] Сергеева И.С. Географическая характеристика Сомали – М.: ИНФРА-М, 1965. –С. 81.

[3] Сергеева И.С. Географическая характеристика Сомали – М.: ИНФРА-М, 1965. –С. 84.

[4] Смирнов Г.М. Страны мира – М.: Вита-Пресс, 2000. –С.201.

[5] Сергеева И.С. Географическая характеристика Сомали – М.: ИНФРА-М, 1965. –С. 86.

[6] Сергеева И.С. Географическая характеристика Сомали – М.: ИНФРА-М, 1965. –С. 112.

[7] Смирнов Г.М. Страны мира – М.: Вита-Пресс, 2000. –С.199.

[8] http://ru.wikipedia.org./wiki/?aspx/История Сомали

[9] Смирнов Г.М. Страны мира – М.: Вита-Пресс, 2000. –С.199.

[10]  http://ru.wikipedia.org./wiki/?aspx/История Сомали

[11]  http://geo.historic.ru/enc/item/f00/s01/mooo120/inde.shtml

[12]  http://geo.historic.ru/enc/item/f00/s01/mooo120/inde.shtml

[13] http://ru.wikipedia.org./wiki/?aspx/История Сомали

[14] http://ru.wikipedia.org./wiki/?aspx/Население

[15] http://stats.unctad.org/Handbook/TableView.aspx?ReportId=1931

[16] http://stats.unctad.org/Handbook/TableView.aspx?ReportId=1933

[17] http://ru.wikipedia.org/wiki/Сомалиенд

[18] http://ru.wikipedia.org/wiki/Пунтленд

[19] http://ru.wikipedia.org/wiki/Галмудуг

[20] http://ru.wikipedia.org/wiki/Нортленд

[21] Союз исламских судов: структура, проблемы, задачи// Азия и Африка сегодня. -2007. №11.

[22] http://stats.unctad.org/Handbook/TableView.aspx?ReportId=1935

[23] http://stats.unctad.org/Handbook/TableView.aspx?ReportId=1935

[24] Беккин Р.М. Сомалиенд – мечта Адама Смита и Чарльза Дарвина// Азия и Африка сегодня. – 2008. -№4 –С.52.

[25] Беккин Р.М. Сомалиенд – мечта Адама Смита и Чарльза Дарвина// Азия и Африка сегодня. – 2008. -№4 –С.54.

[26] http://stats.unctad.org/Handbook/TableView.aspx?ReportId=1933

[27] http://stats.unctad.org/Handbook/TableView.aspx?ReportId=1934

[28] Акапов П.В. Сомали с пиратами и без// Политический журнал. -2008. №190.

[29] Потхиетер Т. Проблемы безопасности Африканского Рога// Азия и Африка сегодня. -2008. №11.

[30] Потхиетер Т. Проблемы безопасности Африканского Рога// Азия и Африка сегодня. -2008. №11.

[31] Потхиетер Т. Проблемы безопасности Африканского Рога// Азия и Африка сегодня. -2008. №11.

[32] Потхиетер Т. Проблемы безопасности Африканского Рога// Азия и Африка сегодня. -2008. №11.

[33] http://www.newsweek.org/wp-content/themes/pirats/somalia

[34] Потхиетер Т. Проблемы безопасности Африканского Рога// Азия и Африка сегодня. -2008. №11.

[35] http://www.newsweek.org/wp-content/themes/pirats/somalia

[36] http://www.newsweek.org/wp-content/themes/pirats/somalia

[37] http://globalist.org.ua/?p=4783

[38] http://rbc.tv/programmes/пираты 21-ого века/m0000987.shtml

[39] http://globalist.org.ua/?p=4783

[40] http://rbc.tv/programmes/пираты 21-ого века/m0000987.shtml

[41] http://rbc.tv/programmes/пираты 21-ого века/m0000987.shtml

[42] Акапов П.В. Сомали с пиратами и без// Политический журнал. -2008. №190.

[43] http://rbc.tv/programmes/пираты 21-ого века/m0000987.shtml

[44] Акапов П.В. Сомали с пиратами и без// Политический журнал. -2008. №190.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...