Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Применение неурочных форм в процессе обучения музыке

Программа занятий

 

Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как фактор творческого жизнеустройства.

Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 80 часов на индивидуальную и концертную деятельность. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 11-13 лет.

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:

1) На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2) Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3) Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4) Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5) Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1) Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2) Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

3) Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации

4) В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

5) Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

6) Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

7) Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

Первая ступень обучения.

«Звучащий мой голос». Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Вторая ступень обучения.

«Могу красиво петь». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Третья ступень обучения.

«Звучит, поет моя душа!» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «сольфеджио» допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа позволяет педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения приурочивать к тем или иным праздникам и датам. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка. (Приложение А)

Планируемый результат.

Первая ступень обучения:

1) наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

2) владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

4) уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

5) стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

6) умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Вторая ступень обучения:

1) наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

2) увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

3) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

4) умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

5) усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

6) участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третья ступень обучения:

1) проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;

2) умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

3) участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

4) исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

5) услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

6) умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

7) умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации. (Приложение Б)

 

Результаты исследования

 

В процессе реализации предложенной программы, проводилось психологическое исследование, в рамках которого проводилась комплексная диагностика познавательных способностей учащихся, обучающихся в вокальной группе и по традиционной урочной системе, в учебного года.

Выявлялся уровень развития интеллектуальных способностей в начале обучения в вокальной группе и вне ее, проведена контрольная диагностика в начале и в конце учебного года. Как показали результаты, в вокальной группе показатели интеллектуального развития значительно выше, чем в контрольном классе (см. Рис.2). Анализ структуры интеллекта также показал более высокий уровень овладения такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, обобщение.

 

Рисунок 1. Диагностика интеллектуальных способностей

 

Таким образом, посредством стандартизированных интеллектуальных тестов выявились группы детей с высоким и выше среднего уровнем мышления. На момент начала обучения количество учащихся с высоким и средним уровнем интеллекта в вокальной и контрольной группах было практически одинаковым (66% и 65%). В конце первого года обучения показатели уровня развития интеллекта значительно выше у детей, занимающихся в вокальной группе. Дети успешно овладели логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение.

В шестых и седьмых классах было проведено анкетирование учащихся по выявлению интересов к учебным предметам. По сравнению с предметами математики, русского языка, литературы, физической культуры ученики отдают предпочтение уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету (см. Рис.3).

Рисунок 2. Карта интереса к учебным предметам у учащихся 6 - 7-х классов

 

Анкетирование учащихся по карте интересов показало, что учащиеся проявляют значительный интерес к уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету

С целью выявления отношения учащихся к учителю было проведено анкетирование учащихся шестых - седьмых классов «Учитель глазами детей». Учащиеся высоко оценили гностические способности учителя, эмпатии и эмоциональность. Результаты анкетирования выявили демократический стиль общения учителя с учащимися, его высокий профессионализм, стремление к установлению доверительных конструктивных отношений (см. Рис.3)


Рисунок 3. Отношение учащихся к учителю. Оценка его профессионализма и стиля общения

 

Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогу в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.

Исследование знаний, умений и навыков учащихся, можно представить следующей таблицей. (Таблица 1)


Таблица 1. Динамика знаний, умений и навыков у детей, занимающихся в ансамбле (1-ый год обучени).

Ф.И. ученика

ЗУНы до занятий в ансамбле

ЗУНы после занятий в ансамбле

  Владение нотной грамотой Проявление навыков вокально-хоровой деятельности Стремление передавать характер песни Умение правильно распределять дыхание Умение исполнять легато, нон-легато Наличие повышенного интереса к вокальному искуству Владение нотной грамотой Проявление навыков вокально-хоровой деятельности Стремление передавать характер песни Умение правильно распределять дыхание Умение исполнять легато, нон-легато Наличие повышенного интереса к вокальному искуству
Алимова Динара + +   + + + + +   + + +
Ахметов Булат + + +   +   + + + + + +
Баталов Володя   + + +   + + + + +   +
Дементьева Лена + +   + +   + +   + + +
Егорова Катя   + +   + + + + + + + +
Миронов Степан + +   + +   + + + + + +
Ордабеков Бахтияр   +       + + +     + +
Сакенов Ислам   + + +     + + + + + +
Юхтовская Лена + +   +   + + + + + + +
Яковлев Миша   + +     + + + +   + +

 

Таким образом, можно отметить, что до начала занятий в ансамбле 50% участников не владели нотной грамотой, 100% участников проявляли навыки вокальной хоровой деятельности, 50% участников ансамбля стремились передавать характер песни, 60% умели правильно распределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладали 50 % участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляли 60% участников коллектива. К концу первого года обучения результаты выглядели следующим образом. Нотной грамотой овладели 100 % участников коллектива, 100% участников проявляют навыки вокальной хоровой деятельности, 70% детей стремятся передавать характер песни, 80% умеют правильно распределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладают 90 % участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляют все участники коллектива, т. е. 100%. Наглядно динамику ЗУНов представлена следующим графиком (см. Рис. 4)

 

Рис. 4. Динамика ЗУНов.

 

Анализ результатов работы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделать вывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциала детей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческую личность.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и в неучебной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Внеурочная деятельность по развитию творческих способностей ребенка, как и учебная, должна быть четко спланирована, должна использовать различные формы индивидуальной, групповой и массовой работы, активно привлекать родителей к участию в развитии творческих способной их детей.

Особо подчеркнем, что основное направление в развитии творческих способностей школьников связано с поиском и применением различных путей и средств достижения этой цели, среди которых можно выделить создание условий для выявления и развития у всех без исключения детей (так как нет детей неталантливых), с учетом индивидуальных особенностей ребенка; поощрение творческого поведения; создание атмосферы, способствующей развитию творческих способностей, создание проблемных ситуаций, в решении которых роль ученика становится активной; разработка методик и учебных планов, направленных на развитие творческих способностей школьников; планирование и координация учебной и внеурочной деятельности по развитию творческих способностей.

Представленная в данной главе программа неурочных занятий вокального кружка не только позволяет вести целенаправленную работу по привитию любви к вокальному искусству и научению правильно исполнять вокальные произведения, ее реализация также способствует интеллектуальному развитию учащихся, более успешному овладению ими логическими операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение. кроме того, реализация данной программы способствует проявлению значительного интереса учащихся к урокам музыки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данного исследования являлось повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организации системы неурочных форм в условиях образовательного пространства.

Для достижения поставленной цели исследования, в ходе написания работы были реализованы следующие задачи:

1) рассмотрено многообразие неурочных форм организации обучения, выявлена взаимосвязь неурочных форм с учебными и неучебными формами организации обучения;

2) разработана программа занятий в ансамбле, направленная на пробуждение у школьников 5 – 6(7) классов интереса к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Не вызывает сомнений тот факт, что неурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Неурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы неурочной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

В последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства. Однако, это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не «проживает» полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к процессу преподаваня музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке.

Эффективность преподавания музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Анализ результатов работы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделать вывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциала детей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческую личность.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...