Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложения в области совершенствования оплаты труда.

Кратко они сводятся к следующему тезису: заработная плата должна быть реально повышена и должна стать более урегулированной. Задача повышения цены рабочей силы и издержек на труд диктуется необходимостью улучшения уровня жизни трудящихся в условиях выхода из кризиса.

Кроме того, она обусловлена объективными потребностями дальнейшего реформирования распределительных отношений в сторону рыночности с постепенным введением модели самообеспеченности работника и его семьи. Когда заработки позволяют покрывать все его воспроизводственные расходы, включая значительную часть нынешней бесплатности социальных услуг страхования, жилья, транспорта, образования, медицины. Наше государство неспособно и не должно этого делать.

И конечно решение поставленной задачи диктуется, прежде всего, интересами производства и, следовательно честного национального предпринимательства которому нужно увеличение стимулов к добросовестному и эффективному труду Жизнь показывает, что для этого одной только угрозы лишиться работы и дохода недостаточно.

Таким образом, основные участники экономических отношений работники, государство и предприниматели - заинтересованы в совершенствовании заработной платы или в ее реформе.

Следует подчеркнуть, что желаемое реформирование затрагивает прежде всего не столько область организации самой зарплаты, сколько в большей степени действующие совместно с ней экономические категории; цены, налоги, страховые платежи, тарифы естественных монополий.

Так, вопрос сдерживания роста цен и антиинфляционной политики вновь выдвинулся на передний план. Достаточно сказать, что за январь-сентябрь 1999 г цены увеличились против декабря 1998 г на 1 31%, что означает девальвацию самого благоприятного прогноза Минэкономики на весь текущий год, из которого исходил утвержденный бюджет. Более правдивым, вероятно, окажется гораздо более высокий годовой показатель.

Проблема инфляции многоаспектна рассмотрим ее с позиций мероприятий по индексации заработной платы. В РФ есть закон об индексах от октября 1991 г., предусматривающий ежеквартальный пересмотр при пороговом росте цен в 6%. Этот закон должен быть улучшен, для чего следует прописать меры ответственности как работодателей, так и государственных органов. Надо определить, что работодатель не может устанавливать текущую заработную плату ниже прошлогодней по отрасли (в регионе, в РФ), поставить задачу опережения заработной платы, доходов предприятия, изменения в произведенном и реализованном продукте пропорции живого труда и предпринимательского дохода в пользу труда.

Тем самым возникнет механизм увеличения доли заработной платы в ВВП России, а также по отраслям и видам производств до уровня передовых стран. Пока же доля фонда оплаты наемного труда составляет примерно 25% ВВП, остальное - досчеты на скрытые формы, на модифицированные доходы по труду и т.п., то есть то, что практически не контролируется. Повышению средней зарплаты может помочь сдерживание, а затем и уменьшение в структуре издержек промышленности и других производств тарифов естественных монополий (на энергию, на перевозки), сокращение уровня арендной платы, общее уменьшение обложения оплаты труда и пр. Одновременно в законе об индексации надо отделить эту меру по заработной плате от пересмотра остальных социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий), которые должны корректироваться другим способом и по другим решениям. Общая цель - добиться пусть небольшой, но систематической индексации заработков. Эффект таких действует на макроэкономическом уровне - рост покупательной способности населения. В котором так нуждается для преодоления кризиса и оживления российское производство.

Способы индексации заработной платы. Главный из них - увеличение минимальной цены труда - минимальной зарплаты до величины прожиточного минимума. Данный путь уже предписан Федеральным законом "О прожиточном минимуме в РФ", и если говорить об укреплении государственного регулирования и воздействия на экономику, то он общепризнан. К примеру, Госдума предлагает повысить минимум с 83,5 руб. до 200 руб. в месяц.

В этих целях формируются следующие направления либерализация и усиление рыночного регулирования одной из последних монопольных цен на рынке труда - цены рабочею силы, которая должна быть освобождена от функции финансового норматива системы бюджетных социальных выплат. Последние должны быть зафиксированы: в абсолютном объеме перед принятием ежегодного бюджета и далее: повышаться с учетом ресурсов. Хорошая зарплата позволит сузить значение социальных выплат в обеспечении жизни семей работающих, регионализация минимально заработной платы, имеющая виду установление по каждому из субъектов своей минимальной оплаты, исходя из прожиточного минимума который, существенно дифференцирован в современных условиях по территории (в 1999 г. -в 4 раза). Этот минимум Минтруд намечает ввести в виде нового социального стандарта к минимальной часовой тарифной ставке вместо существующей месячной гарантии.

Однако эти предложения Минтруда оставляют нерешенными много вопросов. Так, введение часовой гарантии развязывает руки предпринимателю с неизбежными для 10 млн. вынужденно неполно-занятых массовыми высвобождениями и увольнениями. Часовой стандарт отрицательно скажется на общем уровне средней зарплаты, следовательно, на налогах, страховых отчислениях, назначаемых трудовых пенсиях и тд.

Реформирование зарплаты невозможно вне изменения налоговой политики, в первую очередь подоходного обложения физических лиц. Здесь могут быть приняты два варианта действий: эволюционный (с постепенным ростом уровней и медленным изменением структуры) или радикальный, предполагающий подъем номинальных показателей оплаты с включением активных перераспределительных механизмов - принципиальным увеличением доли налогов и других платежей с населения.

По эволюционному варианту. который сейчас рассматривается властными структурами, предлагается: сохранение в основном действующей в 1999 г. шкалы подоходного налога (12-35%), увеличение размера дохода, облагаемого минимальной ставкой в 12% (с 20 до 50 тыс. руб. в год),освобождение от налогообложения дохода в размере не минимальной заработной платы, а прожиточного минимума, переход от персонального принципа исчисления налога к посемейному, чтобы избежать нынешней дискриминации многодетных; существенное расширение налогооблагаемой базы, легализация скрытых доходов, расширение числа плательщиков, за счет чего и мыслится компенсировать некоторые налоговые послабления отдельным категориям плательщиков. По радикальному варианту предлагается резкое (в разы) повышение минимальной и соответственно средней заработной платы - варианты А. Аганбегяна и Б. Брынцалова.

Так, академик А. Аганбегян считает, что средняя зарплата должна возрасти в номинальном исчислении в 2,5 раза. Сделать это он предлагает в три этапа, видимо, за пределами 2000 г.: вначале на 40%, затем по 20-25% дважды Подобная зарплата, по его мнению, позволяет более реально говорить о переструктуризации расходов работника, но, главное, будет способствовать оживлению производства, ибо уменьшит расходы государства на жилье, социальное страхование, а с ними - и налоги на производство. Эти налоги с большей заработной платы в целях стимулирования экономики больше будут платить работающие, а не предприятие. Сегодня положение обратное: главный налогоплательщик - предприятие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...