Комментарий для разработчиков по заполнению Раздела IV рабочей программы дисциплины «Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (или модулю)»
Для оценивания результатов обучения в виде знаний ( воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты)используются следующие типы контроля:
– тестирование;
– индивидуальное собеседование,
– письменные ответы на вопросы.
Для оценивания результатов обучения в виде умений ( решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения)используются практические задания, которые предполагают решение в одно или два действия. К ним можно отнести: ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием; задания по выполнению конкретных действий.
Типы практических заданий:
- задания на установление правильной последовательности, взаимосвязанности действий, выяснения влияния различных факторов на результаты выполнения задания;
- установление последовательности (описать алгоритм выполнения действия);
- нахождение ошибок в последовательности (определить правильный вариант последовательности действий);
- указать возможное влияние факторов на последствия реализации умения и т.д.
Для оценивания результатов обучения в виде владений ( решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях, формируется в процессе практической деятельности)используются комплексные задания, которые требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий или лабораторных работ.
Типы комплексных заданий:
- задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многоальтернативности решений, проблемной ситуации);
- задания на оценку последствий принятых решений;
- задания на оценку эффективности выполнения действия.
Примеры применения категории «владеть»:
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;
- опытом выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;
- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- методиками планирования и разработки медико-биологических экспериментов;
- методами работы в различных операционных системах, с базами данных с экспертными системами;
- экспериментальными навыками для исследования физиологических функций организма в норме и патологии;
- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;
- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических процессов и явлений.
ПРИМЕРЫ определения показателей и критериев оценивания для различных типов заданий на разных этапах формирования компетенции (для заполнения таблиц 1,2):
Этап формирования компетенции, в котором участвует дисциплина
Типы контрольных заданий (в ООП в этой графе указываются конкретные типовые задания, 2-3 примера)
Показатели и критерии оценивания компетенции, шкала оценивания
Начальный
· Тесты закрытого типа (множественного выбора, альтернативного выбора, исключения лишнего, восстановления последовательности)
· Правильно выбран вариант ответа – 1 балл
· Тесты дополнения
· Вписан верный ответ – 2 балла
· Создание электронной презентации по теме
· Лаконичность названия презентации и отдельных слайдов
· Соответствие заголовка содержанию
· Приоритет визуальных средств (фото, графики, схемы, диаграммы)
· Номинативные предложения
· Кегль не менее 24
· Фон, не мешающий восприятию текста
· Использование не более 3-х дизайнерских средств
· Анализ текста
· освещены и верно интерпретированы все основные идеи, представленные в тексте; корректно использован понятийный аппарат; определена позиция автора (оценена степень субъективности приведенных данных); предложен и аргументирован собственный взгляд на проблему; продемонстрирован большой лексический запас, логичность и ясность изложения – 3 баллов
· выделены не все или не представлены в развернутом виде основные идеи, содержащиеся в тексте; предложен, но не аргументирован собственный взгляд на проблему; допущенные ошибки в терминах и в использовании базовых структур и лексических единиц не затрудняют понимание – 2 балла
· ответ не включает или неверно интерпретирует значительную часть идей, представленных в тексте; не предложен собственный взгляд на проблему; бедный словарный запас и однообразные речевые структуры не позволяют адекватно выразить идею; большое количество ошибок затрудняет понимание – 1 балл
· текст интерпретирован неверно – 0 баллов
· Составление развернутого плана ответа
· Формулировки пунктов плана корректны, детализированы в подпунктах, их количество позволяет раскрыть содержание темы по существу – 3 балла
· Формулировки пунктов плана корректны, часть из них детализированы в подпунктах, их количество позволяет раскрыть содержание темы по существуИЛИОтдельные неточности в формулировках не искажают тему по существу – 2 балла
· План по существу является простым, формулировки отражают суть темыИЛИВ плане наряду с корректными имеются ошибочные формулировки, искажающие отдельные аспекты темы – 1 баллПлан не соответствует указанным выше требованиямИЛИ
· представляет набор абстрактных формулировок не отражающих специфики содержания темы – 0 баллов
· Решение уравнений, неравенств, задач
· Имеется полное верное доказательство, включающее правильный ответ – 3 балла
· Дано верное решение, но получен неправильный ответ из-за арифметическойИЛИрешение недостаточно обоснованоИЛИВ решении имеются лишние или неверные записи, не отделенные от решения – 2 балла
· Имеется верное решение части уравнения, неравенства или задачи из-за логической ошибки – 1 балл
· Решение не даноИЛИдано неверное решение – 0 баллов
· Устный или письменный ответ
· Тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия и теоретические положения – 2 балла
· Аргументация на теоретическом уровне неполная, смысл ряда ключевых понятий не объяснен – 1 балл
· Терминологический аппарат непосредственно не связан с раскрываемой темой – 0 баллов
· Факты и примеры в полном объеме обосновывают выводы – 2 балла
· Допущена фактическая ошибка, не приведшая к существенному искажению смысла – 1 балл
· Допущены фактические и логические ошибки, свидетельствующие о непонимании темы – 0 баллов
· Ответ характеризуется композиционной цельностью, соблюдена логическая последовательность, поддерживается равномерный темп на протяжении всего ответа – 2 балла
· Ответ характеризуется композиционной цельностью, есть нарушения последовательности, большое количество неоправданных пауз – 1 балл
· Не прослеживается логика, мысль не развивается – 0 баллов
· Речевых и лексико-грамматических ошибок нетИЛИДопущена одна речевая или лексико -грамматическая ошибка – 2 балла
· Допущено несколько речевых ошибок, не мешающих пониманию смысла или грамматических ошибок элементарного уровня – 1 балл
· Допущены многочисленные речевые ошибки, затрудняющие понимание смыла сказанногоИЛИправила орфографии и пунктуации не соблюдены– 0 баллов
· Написание реферата
· Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла
· Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла
· Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл
· Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов
· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла
· реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл
· Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла;
· Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл;
· Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла;
· Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла;
· сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла;
· Все представленные выводы обоснованы – 2 балла;
· Аргументирована часть выводов – 1 балл.
· верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл
· соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;
· соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
Промежуточный
· Решение уравнений, неравенств, задач
· Имеется полное верное доказательство, включающее правильный ответ – 3 балла
· Дано верное решение, но получен неправильный ответ из-за арифметической ошибкиИЛИрешение недостаточно обоснованоИЛИВ решении имеются лишние или неверные записи, не отделенные от решения – 2 балла
· Имеется верное решение части уравнения, неравенства или задачи из-за логической ошибки – 1 балл
· Решение не даноИЛИдано неверное решение – 0 баллов
· Устный или письменный ответ
· Тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия и теоретические положения – 2 балла
· Аргументация на теоретическом уровне неполная, смысл ряда ключевых понятий не объяснен – 1 балл
· Терминологический аппарат непосредственно не связан с раскрываемой темой – 0 баллов
· Факты и примеры в полном объеме обосновывают выводы – 2 балла
· Допущена фактическая ошибка, не приведшая к существенному искажению смысла – 1 балл
· Допущены фактические и логические ошибки, свидетельствующие о непонимании темы – 0 баллов
· Ответ характеризуется композиционной цельностью, соблюдена логическая последовательность, поддерживается равномерный темп на протяжении всего ответа – 2 балла
· Ответ характеризуется композиционной цельностью, есть нарушения последовательности, большое количество неоправданных пауз – 1 балл
· Не прослеживается логика, мысль не развивается – 0 баллов
· Речевых и лексико-грамматических ошибок нетИЛИДопущена одна речевая или лексико -грамматическая ошибка – 2 балла
· Допущено несколько речевых ошибок, не мешающих пониманию смысла или грамматических ошибок элементарного уровня – 1 балл
· Допущены многочисленные речевые ошибки, затрудняющие понимание смыла сказанногоИЛИправила орфографии и пунктуации не соблюдены– 0 баллов
· Написание реферата
· Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла
· Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла
· Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл
· Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов
· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла
· реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл
· Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла;
· Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл;
· Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла;
· Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла;
· сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла;
· Все представленные выводы обоснованы – 2 балла;
· Аргументирована часть выводов – 1 балл.
· верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл
· соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;
· соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
· Анализ текста
· освещены и верно интерпретированы все основные идеи, представленные в тексте; корректно использован понятийный аппарат; определена позиция автора (оценена степень субъективности приведенных данных); предложен и аргументирован собственный взгляд на проблему; продемонстрирован большой лексический запас, логичность и ясность изложения – 3 баллов
· выделены не все или не представлены в развернутом виде основные идеи, содержащиеся в тексте; предложен, но не аргументирован собственный взгляд на проблему; допущенные ошибки в терминах и в использовании базовых структур и лексических единиц не затрудняют понимание – 2 балла
· ответ не включает или неверно интерпретирует значительную часть идей, представленных в тексте; не предложен собственный взгляд на проблему; бедный словарный запас и однообразные речевые структуры не позволяют адекватно выразить идею; большое количество ошибок затрудняет понимание – 1 балл
· текст интерпретирован неверно – 0 баллов
· Написание эссе
· раскрыта проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа – 2 балла;
· представлена аргументированная собственная точка зрения (позиции, отношения) – 2 балла;
· представлена собственная точка зрения, но не аргументирована – 1 балл;
· внутреннее смысловое единство, соответствие теме – 2 балла;
· соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;
· соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
Заключительный
Тесты оценки логики суждения
· Определена верность двух суждений и логической связи между ними – 3 балла
· Определена верность двух сужденийИЛИодного суждения и связи -2 балла
· Определена верность одного суждения – 1 балл
· Анализ текста
· освещены и верно интерпретированы все основные идеи, представленные в тексте; корректно использован понятийный аппарат; определена позиция автора (оценена степень субъективности приведенных данных); предложен и аргументирован собственный взгляд на проблему; продемонстрирован большой лексический запас, логичность и ясность изложения – 3 баллов
· выделены не все или не представлены в развернутом виде основные идеи, содержащиеся в тексте; предложен, но не аргументирован собственный взгляд на проблему; допущенные ошибки в терминах и в использовании базовых структур и лексических единиц не затрудняют понимание – 2 балла
· ответ не включает или неверно интерпретирует значительную часть идей, представленных в тексте; не предложен собственный взгляд на проблему; бедный словарный запас и однообразные речевые структуры не позволяют адекватно выразить идею; большое количество ошибок затрудняет понимание – 1 балл
· текст интерпретирован неверно – 0 баллов
· Решение уравнений, неравенств, задач
· Имеется полное верное доказательство, включающее правильный ответ – 3 балла
· Дано верное решение, но получен неправильный ответ из-за арифметическойИЛИрешение недостаточно обоснованоИЛИВ решении имеются лишние или неверные записи, не отделенные от решения – 2 балла
· Имеется верное решение части уравнения, неравенства или задачи из-за логической ошибки – 1 балл
· Решение не даноИЛИдано неверное решение – 0 баллов
· Устный или письменный ответ
· Тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия и теоретические положения – 2 балла
· Аргументация на теоретическом уровне неполная, смысл ряда ключевых понятий не объяснен – 1 балл
· Терминологический аппарат непосредственно не связан с раскрываемой темой – 0 баллов
· Факты и примеры в полном объеме обосновывают выводы – 2 балла
· Допущена фактическая ошибка, не приведшая к существенному искажению смысла – 1 балл
· Допущены фактические и логические ошибки, свидетельствующие о непонимании темы – 0 баллов
· Ответ характеризуется композиционной цельностью, соблюдена логическая последовательность, поддерживается равномерный темп на протяжении всего ответа – 2 балла
· Ответ характеризуется композиционной цельностью, есть нарушения последовательности, большое количество неоправданных пауз – 1 балл
· Не прослеживается логика, мысль не развивается – 0 баллов
· Речевых и лексико-грамматических ошибок нетИЛИДопущена одна речевая или лексико -грамматическая ошибка – 2 балла
· Допущено несколько речевых ошибок, не мешающих пониманию смысла или грамматических ошибок элементарного уровня – 1 балл
· Допущены многочисленные речевые ошибки, затрудняющие понимание смыла сказанногоИЛИправила орфографии и пунктуации не соблюдены– 0 баллов
· Написание реферата
· Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла
· Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла
· Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл
· Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов
· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла
· реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл
· Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла;
· Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл;
· Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла;
· Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла;
· сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла;
· Все представленные выводы обоснованы – 2 балла;
· Аргументирована часть выводов – 1 балл.
· верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл
· соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;
· соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
Составление рецензии
· Соблюдены правила библиографического оформления – 1 балл
· содержание рецензируемого произведения передано лаконично и верно– 2 балла
· изложение содержания подменено цитированием текстаИЛИотражены не все важные аспекты – 1 балл
· определена актуальность тематики – 1 балл
· сформулированы обоснованные замечания и вопросы – 2 балла
· дана оценка использованной автором методологии и/или стиля – 1 балл
· дана оценка качества выводов автора – 1 балл
Составление интеллект-карты (блок-схемы)
· Верно определено центральное звено – 1 балл;
· Верно обозначены все структурные элементы объекта – 2 балла;
· Верно обозначены отдельные структурные элементы – 1 балл;
· Верно определен и корректно сформулирован характер связей всех структурных элементов – 3 балла;
· Верно определен и корректно сформулирован характер между некоторыми структурными элементами – 2 балла;
· Дана некорректная формулировка характера связей между структурными элементами – 1 балл
Написание эссе
· раскрыта проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа – 2 балла;
· представлена аргументированная собственная точка зрения (позиции, отношения) – 2 балла;
· представлена собственная точка зрения, но не аргументирована – 1 балл;
· внутреннее смысловое единство, соответствие теме – 2 балла;
· соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;
· соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.