ФГОС СПО
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Компетенция WSR «Предпринимательство»
Вид профессиональной деятельности
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.
ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.
ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.
Иметь практический опыт:
приемки товаров по количеству и качеству;
составления договоров;
установления коммерческих связей;
соблюдения правил торговли;
выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;
эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдения правил охраны труда
уметь:
устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;
управлять товарными запасами и потоками;
обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству;
оказывать услуги розничной торговли с соблюдением нормативных правовых актов, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;
устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли;
эксплуатировать торгово-технологическое оборудование;
применять правила охраны труда, экстренные способы оказания помощи пострадавшим,
использовать противопожарную технику;
знать:
составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;
государственное регулирование коммерческой деятельности;
инфраструктуру, средства, методы, инновации в коммерции;
организацию торговли в организациях оптовой и розничной торговли, их классификацию; услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные;
правила торговли;
классификацию торгово-технологического оборудования, правила его эксплуатации;
организационные и правовые нормы охраны труда;
причины возникновения, способы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их возникновении;
технику безопасности условий труда, пожарную безопасность.
уметь:
описывать продукт или услугу.
аргументировать практическую значимость бизнес-идеи,
(обосновывать предъявление бизнес-идеи: отнесенность к НТИ; наличие рынка; перспективность рынка; в чем уникальность предложения команды);
устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;
устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли;
знать:
составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;
государственное регулирование коммерческой деятельности;
инфраструктуру, средства, методы, инновации
в коммерции;
организацию торговли в организациях оптовой
и розничной торговли, их классификацию;
услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные;
правила торговли;
классификацию торгово-технологического оборудования, правила его эксплуатации;
Вид профессиональной деятельности
Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.
ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.
ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
иметь практический опыт:
проведения денежных расчетов;
расчета основных налогов;
анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
выявления потребностей (спроса) на товары;
реализации маркетинговых мероприятий в
соответствии с конъюнктурой рынка;
участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
анализа маркетинговой среды организации;
уметь:
составлять финансовые документы и отчеты;
осуществлять денежные расчеты;
пользоваться нормативными правовыми
актами в области налогообложения,
регулирующими механизм и порядок
налогообложения;
рассчитывать основные налоги;
анализировать результаты
финансово-хозяйственной деятельности
торговых организаций;
применять методы и приемы
финансово-хозяйственной деятельности для
разных видов анализа;
выявлять, формировать и удовлетворять
потребности;
обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с
использованием маркетинговых
коммуникаций;
проводить маркетинговые исследования
рынка;
оценивать конкурентоспособность товаров;
знать:
сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;
финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;
основные положения налогового законодательства;
функции и классификацию налогов;
организацию налоговой службы;
методику расчета основных видов налогов;
методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды;
информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли,
финансовых результатов деятельности;
составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом.
уметь:
составлять финансовые документы и отчеты;
осуществлять денежные расчеты;
пользоваться нормативными правовыми актами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок
налогообложения;
рассчитывать основные налоги;
анализировать результаты
финансово-хозяйственной деятельности
торговых организаций;
применять методы и приемы
финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
выявлять, формировать и удовлетворять
потребности;
обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых
коммуникаций;
проводить маркетинговые исследования
рынка;
оценивать конкурентоспособность товаров;
определять целевой рынок, оценивать его размер.
осуществлять сравнительный анализ конкурентов;
описывать образ потенциального клиента;
описывать процесс производства продукта, или схемы предоставления соответствующей услуги (ключевые точки).
выстраивать логичные бизнесы-процессы - от приобретения сырья или приема заказа, до его поставки или продажи его клиенту;
использовать современные способы и средства планирования деятельности;
прорабатывать позитивный и негативный вариантов развития бизнеса – разрабатывать антикризисный план;
обосновывать реалистичность планов по отношению к доступу участников к ресурсам разного типа (финансовые, материальные, информационные и др.).
обосновывать реалистичность маркетинговой стратегии, полноту и продуманность маркетингового плана.
составлять адекватный и реалистичный маркетинговый бюджет по отношению к стратегии и плану маркетинга;
определять реальные способности/возможности и функциональные обязанности членов команды в области маркетинга;
использовать маркетинговые инструменты, соответствующие задачам в области маркетинга;
описывать используемое в процессе производства сырье, его происхождение, аргументировать экологическую безопасность бизнес-проекта;
обосновывать доступность продукта (услуги) разным слоям населения;
обосновывать применение системы налогообложения.
осуществлять финансовые прогнозы.
знать:
методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды;
информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;
составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их
характеристику;
методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
этапы маркетинговых исследований, их результат;
управление маркетингом;
схемы определения точки безубыточности, периода окупаемости проекта;
влияние проекта на здоровье человека;
влияние стабильности спроса на производимую продукцию (услуги) в формате индивидуальных и иных потребителей;
расчеты стоимости, ценообразования
Вид профессиональной деятельности
Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
иметь практический опыт:
определения показателей ассортимента;
распознавания товаров по ассортиментной принадлежности;
оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;
установления градаций качества;
расшифровки маркировки;
контроля режима и сроков хранения товаров;
соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
уметь:
применять методы товароведения;
формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
рассчитывать товарные потери и списывать их;
идентифицировать товары;
соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к
ним;
знать:
теоретические основы товароведения:
основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы,
влияющие на них;
виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных
групп, оценку их качества, маркировку;
условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
особенности товароведения продовольственных и непродовольственных
товаров.