Схема плазменных горелок для
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 нанесения покрытий: горелки и мощные а - из порошков; из проволоки или стержней; 1 - охлаждаемое сопло; 2 - изолирующее кольцо; 3 - электрод: 4 - разрядная камера генераторы электрической энергии. Детонационное напыление Детонация - особый вид распространения пламени, приближающийся к взрыву и при определенных условиях достигающий скорости, превышающей скорость звука в данной среде. Если поджечь электрической искрой горючую смесь газов (например, ацетилен с кислородом) в специально изготовленной трубе или стволе (см. рис.), то фронт пламени начнет распространяться вдоль ствола с возрастающей скоростью до тех пор, пока в газе не возникнет детонационная волна. Рис. Схема образования детонационных покрытий: 1 - электрическая свеча; 2 - подача напыляемого порошка; 3 - тепловые волны; 4 - ударная волна; 5 - детонационная волна; 6 - напыляемая поверхность; 7 - напыляемое покрытие; 8 - частицы напыляемого порошка
Если поджечь электрической искрой горючую смесь газов (например, ацетилен с кислородом) в специально изготовленной трубе или стволе (см. рис.), то фронт пламени начнет распространяться вдоль ствола с возрастающей скоростью до тех пор, пока в газе не возникнет детонационная волна. Рис. Общий вид установки для детонационного напыления: 1 - ствол; 2 - взрывная камера; 3 - корпус с электронно-суммирующим программным управлением Скорость распространения детонационной волны составляет 2¼4 км/с. Если до образования детонационной волны в ствол подать в виде порошка напыляемый материал, то высокоскоростной поток горящих газов расплавит его и с большой скоростью нанесет в виде покрытия на изделие. Скорость
движения частиц напыляемого порошка может составить 600¼1000 м/с, что на порядок выше, чем при газопламенном напылении. Высокие скорости движения напыляемого порошка и высокая температура, образующаяся в процессе взрыва (до 4000°С), позволяют наносить на поверхности изделий тугоплавкие покрытия высокого качества с хорошей прочностью сцепления с основой. При детонационном напылении покрытий прочность сцепления при отрыве может достигать 200 МПа, в то время как при газопламенном напылении прочность сцепления при отрыве составляет 20¼30 МПа. По сравнению с газопламенным детонационный метод напыления покрытий находит все большее применение в авиационной промышленности и соответственно на ремонтных предприятиях. Недостатками детонационного метода напыления являются высокая стоимость оборудования и значительные шумы (до 140 дБ), вследствие чего установку необходимо располагать в специальном помещении.
Для сравнения: уровень шума, производимого взлетающим "Аэробусом А320" составляет 82 децибела, что тоже немало. После металлизации твердость нанесенного слоя обычно на 25¼40% выше твердости основного металла, так как распыленные частицы окисляются и закаливаются в воздухе. Чем выше процент содержания углерода в проволоке, тем твердость нанесенной поверхности выше, зато хрупкость слоя увеличивается. Цилиндрические поверхности после металлизации предварительно протачивают резцами на токарно- винторезных станках. Затем для получения заданного размера и чистоты поверхности шлифуют на круглошлифовальных станках шлифовальными кругами из электрокорунда, алунда твердостью СМ2 - С2, зернистостью 36¼48 и обильным охлаждением эмульсией.
Алундум - анг. Alundum - в технической литературе США название электрокорунда. После механической обработки металлизационные поверхности, которые в
процессе работы смазываются маслом, рекомендуется пропитывать в масляных ваннах в течение 24 ч.
Металлизационный слой обладает значительной износостойкостью и его можно обрабатывать всеми видами режущего инструмента. Напыление покрытий имеет ряд преимуществ, основными из которых являются: • высокая производительность и экономичность процесса; • небольшой нагрев детали (не более 200оС); • возможность нанесения металла любого состава на поверхность деталей из любых материалов (сталь, дерево, стекло и др.); • получение антифрикционных сплавов любого состава. В настоящее время в АО «Быковский авиаремонтный завод» внедрена универсальная установка высокоскоростного и плазменного напыления с роботизированным комплексом фирмы GTV. Данная установка отвечает требованиям отечественных и зарубежных стандартов по нанесению газотермических покрытий на детали авиатехники. К недостаткам напыления покрытий можно отнести: • относительно невысокая прочность сцепления покрытий с основанием (поверхностью детали), в связи с этим его не рекомендуется применять для деталей, работающих при больших удельных нагрузках на сдвиг и сжатие (зубья шестерен, кулачки распределительных валов и др.); • значительную пористость; • небольшую механическую прочность и хрупкость. К недостаткам металлизации можно отнести низкую прочность покрытия из-за слабого механического сцепления частиц металла, недостаточную пластичность и хрупкость наращенного металла, трудность подготовки поверхности детали к металлизации. Во многих случаях прочность сцепления покрытия с основой превышает прочность материала покрытия или основы, и тогда разрыв происходит по одному из четырех вариантов, показанных на рис.. Для получения достаточно надежных результатов измерения необходимо, чтобы разрушающее усилие было приложено строго нормально к плоскости разрыва.
Рис. Виды разрушения системы «покрытие - основа»: а - когезионное по основе; б - когезионное по покрытию; в - адгезионное; г - смешанное Рис. Схема испытания прочности покрытия с основой: а - на сдвиг; б - на срез; в - на отрыв Для справки:
Когезия - от лат cohaesus - связанный, сцепленный - сцепление (притяжение) молекул (атомов, ионов) в физическом теле. Обусловлено межмолекулярным взаимодействием и (или) химической связью. Наиболее сильна в таердых телах и жидкостях. Адгезия - от лат. adhaesus- прилипание - сцепеление поверхностей разнородных тел. Достигается при нанесении гальванических и лакокрасочных покрытий, склеивании, сварке и др., а также при образовании поверхностных пленок (напр., окисных, сульфидных). Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Кафедра № 24 - «Авиационной техники»
Использованная литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|