Внедрение в учебный процесс проектной деятельности позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку.
Известно, что наиболее эффективно усваивается ребенком то, в чем он выступает в качестве активного участника, поэтому применение активных, деятельностных форм познания в проекте обязательно. Проведение уроков, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций географа, историка, эколога, археолога и т.д..
При реализации проекта используются современные технические средства (интерактивная доска, компьютерные программы и т.д.).
Важно применение интегративности и информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в процессе изучения разнообразных образовательных предметов (русский язык, математика, литературное чтение,окружающий мир, изобразительное искусство, музыка) уже заложены темы, в которых дети знакомятся с различными профессиями людей. Данный интегративный процесс необходимо применять и в дальнейшем, расширяя тем самым кругозор детей.
Также предусмотрено использование часов школьного компонента и дополнительных занятий, что позволяет выявлять особенности каждого ребенка и раскрывать его творческие способности.
Внеклассная деятельность (проведение экскурсий, мастер - классов) дает возможность ребенку не только получить новые знания, но также и попробовать различные виды деятельности, на собственном опыте осознать, что ему интересно, а что нет.
Необходимо также активное развитие творческой деятельности (рисунок, аппликация, сочинение рассказов, сказок, стихов, проигрывание сценок, выпуск газет, проведение исследований и т.д.).
Применение основных принципов предпрофильной профориентационной подготовки младших школьников является важнейшим этапом в процессе формирования мировоззренческих основ каждого успешного члена общества. Такого рода деятельность способствует развитию воображения детей, развитию их внутреннего мира и расширению кругозора, помогает обогатить представление об окружающей среде в общем и о профессиональной деятельности членов общества в частности.
Получение такого рода знаний и опыта помогает определиться с дальнейшим выбором интересной профессии. Таким образом, обязательная профориентационная подготовка старших школьников должна базироваться на предпрофильной подготовке учеников начальных классов.
Название темы
| Количество часов
| Цели
| Методы и формы
|
Выбор темы проекта, определение целей, задач
|
| Определить тему проекта, его цели и задачи
| Коллективное обсуждение
|
«Без труда ничего не дается» (пословицы и поговорки о труде)
|
| Прививать интерес к устному народному творчеству путем совместной деятельности
| Конкурс работ
|
Профессии моей семьи. «Буду, как мама и папа». Встречи с родителями, представителями разных профессий.
|
| Познакомиться с профессиями родителей нашего класса
| Классный час.
«День семьи»
Встреча с инженером Гладковым Н. А.
|
Профессии моей семьи. «Буду, как мама и папа». Встречи с родителями, представителями разных профессий
|
| Познакомиться с профессиями родителей нашего класса
| Презентация видеороликов «Буду, как папа и мама»
|
В. Маяковский «Кем быть». Путешествие в страну профессий
|
| Познакомиться с профессиями в литературных произведениях
| Анализ литературного произведения
|
Профессии в сказках
|
| Познакомиться с профессиями, описанными в сказках разных народов
| Конкурс рисунков
|
Мои увлечения. Выставка рисунков «Кем я хочу быть»
|
| Развивать художественные способности, воображение
| Выставка рисунков
|
Кто работает в саду?
|
|
| Презентация. Мастер-класс
|
Экскурсия на Россошанскую плодово-ягодную станцию
|
| Приобщать детей к различным профессиям, познакомить с профессией хлебопека, прививать любовь и уважение к людям труда
| Экскурсия
|
Кто работает в поле?
|
|
| Презентация. Мастер-класс
|
Экскурсия в ООО "Россошанская нива" в с Лизиновка
|
| Приобщать детей к различным профессиям, познакомить с профессией хлебопека, прививать любовь и уважение к людям труда
| Экскурсия
|
Кто такой журналист? (корреспондент, репортер, фотокорреспондент)
|
| Познакомиться с профессией журналиста.
| Фоторепортаж о школе.
Интервью
|
Создание книги - раскраски "Мы выбираем профессию"
|
| Приобщать детей к различным профессиям,
Научиться писать отзывы об экскурсиях
| Подбор материала, рисунки-иллюстрации
|
Экскурсия в МУП "Издательский дом"
|
| Познакомиться с профессиями журналиста, корректора, дизайнера, верстальщика, редактора и др.
| Экскурсия
|
Искусство народных мастеров(гончары, художники, вышивальщицы)
|
| Познакомиться с русскими народными промыслами, их историей
| Презентация. Мастер-класс
|
Профессии в кроссвордах
|
| Научиться составлять кроссворд
| Викторина «Самый смекалистый»
|
Сердце отдаю детям (профессия учителя)
|
| Знакомство с профессией учителя
| Мастер-класс
|
Мои первые уроки.
Мастер – класс
|
|
| День самоуправления
|
«Вкусные» профессии: повар, кондитер
|
| Знакомство с профессией повара
| Интервью, экскурсия
|
Экскурсия на хлебозавод
|
| Приобщать детей к различным профессиям, познакомить с профессией хлебопека, прививать любовь и уважение к людям труда
| Экскурсия
|
Наше здоровье (врачи, мед.сестры, ветеринары, аптекари)
|
| Познакомиться с профессией врача
| Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита»
|
Экскурсия на станцию "Скорой помощи"
|
|
| Экскурсия
|
Самый красивый город на свете. Кто делает его таким? (строители, монтажники, маляры)
|
| Познакомиться с историческим прошлым нашей Родины, с профессией строителя
| Конкурс видеоклипов «Самый красивый уголок Москвы»
|
Лего-фестиваль «Мы строим город»
|
| Проявить фантазию, смекалку, творческое начало
| Лего-фестиваль
|
«Мы едем-едем-едем» (профессия - водитель)
|
| Познакомиться с профессией водителя, учиться соблюдать правила дорожного движения
| Конкурс знатоков правил дорожного движения «Светофор»
|
Моя профессия – Родину защищать! (военные, пожарные, полицейские)
|
| Прививать любовь к Родине, ее защитникам. Познакомиться с профессией военного
| Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
|
Изучаем правила дорожного движения
|
| Учиться соблюдать правила поведения на улицах города
| Конкурс «Безопасное колесо»
|
Экскурсия на керамический завод. Мастер-класс «Народная игрушка»
|
| Познакомиться с русскими народными промыслами, их историей
| Экскурсия. Мастер-класс
|
Экскурсия в пожарную часть
|
| Познакомиться с профессией пожарника
| Экскурсия.
|
День дизайнера (парикмахер, швея, дизайнер одежды)
|
| Формировать эстетический вкус, воспитывать чувство любви к прекрасному
| Мастер-класс «Модники и модницы»
|
Конкурс «Лучшая прическа».
|
| Формировать эстетический вкус, воспитывать чувство любви к прекрасному
| конкурс
|
День искусства (актеры, гримеры, библиотекарь, музыкант, организатор праздников)
|
| Научиться перевоплощаться, актерскому мастерству, выразительному чтению
| Постановка спектакля по мотивам сказки «Волк и 7 козлят»
|
Конкурс «Праздник своими руками»
|
| Учить трудиться, воплощать собственные идеи в вещь, сделанную своими руками
| Выставка-ярмарка поделок, сделанных своими руками
|
Экскурсия «За кулисами цирка» (знакомство с профессиями цирка)
|
| Познакомиться с цирковыми профессиями
| Экскурсия
|
Мир глазами географа, астронома, историка
|
| Познакомиться с профессиями географа, астронома
| Классный час совместно со старшеклассниками
|
Запишите меня в космонавты! О покорителях космоса
|
| Познакомиться с профессией космонавта
| Презентация «Что я знаю об изучении космического пространства?»
|
Экскурсия в МЦ в
|
| Познакомиться с интересными фактами из истории космонавтики
| Экскурсия. Фотоотчет
|
О режиме труда и отдыха
|
| Учиться грамотно работать и отдыхать
| Презентация «Мой режим дня»
|
Праздник «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
|
| Подвести итог проделанной работы, наградить лучших, подвести итоги
| Конкурс портфолио.
Праздник
|
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: МГУ, 2000.
2. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.– М.: 5 за знания, 2011. – 216 с.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. – № 9.
4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.
5. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. – № 1.
1. Веона А. Азбука профессий. – М.: Спорт и культура, 2010
2. Горячев А.В. Все узнаю, все смогу (пособие по проектной деятельности в начальной школе 2-4 классы) / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М.: Баласс, 2012.
3. Маяковский В. Кем быть? (издание на выбор)
4. Русские народные сказки (издание на выбор)
5. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1979
6. Сказки зарубежных авторов (издание на выбор)