Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчуждение и социальное взаимодействие




Содержание

 

Введение

Глава Ι. Феномен социального отчуждения в информационно-технологическом обществе

1. Философское понимание и интерпретация понятия "социальное отчуждение"

2. Отчуждение и социальное взаимодействие

3. Современные парадигмы интерпретации отчуждения человека в информационно-сетевой культуре. Отчуждение и информационное взаимодействие

Глава ΙΙ. отчуждение и свобода человека в современном информационном обществе

1. Специфика освоения социума в условиях отчужденного мира

2. Пути формирования неотчужденного сознания человека в современном информационном мире. Отчуждение и свобода

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

"…На протяжении всей истории человек был и остается общественным существом, и именно поэтому ему характерно вечное стремление к пониманию и логическому объяснению существенных проблем, возникающих в сфере отношений с обществом. [1, Петошина С.И. Диссертация "Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа. "С.3, 2010г. - Мурманск]. Одной из таких проблем, привносимых социальными процессами в жизнь каждого человека, является социальное отчуждение в условиях современного информационного мира.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество характеризуется рядом изменений, связанных с научно-техническим прогрессом. Люди концентрируются в городах, и, как можно было бы подумать, здесь должны усиливаться взаимопонимание, межличностное общение, согласованность действий. Но дифференциация общественной жизни все более отдаляет людей друг от друга. В итоге нарастает межличностное отчуждение.

Харламов А.В., считает, что в настоящее время существует противоречие между развитием информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, и усиление социального отчуждения в современном информационном обществе - с другой. Этот философ определяет само понятие "отчуждение" как "…информационный феномен, возникающий в ходе социального взаимодействия и характеризующийся тем, что субъектом утрачивается связь с каким-либо из производимых им явлений или механизмов…" [2, Харламов А.В. Диссертация "Социальное отчуждение в информационном взаимодействии: социально-философский анализ. "С.159, 2007г. - Кемерово].

Однако нужно учитывать и то, что отчуждение является неотъемлемым позитивным моментом и процессом в формировании личности до тех пор, пока его воздействие на человеческое "Я", на сознание и самосознание индивида не становится однозначно разрушающим.

Проблема исследования феномена отчуждения в философии имеет достаточно продолжительную историю.

Начало изучению проблемы отчуждения было положено еще в античной философии Аристотелем и Платоном. Но попытки построения стройной теории берут свое начало в классической философии (И. - Г Фихте, Г. - В. - Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс).

Проблему отчуждения изучали представители немецкой социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон), франкфуртской школы (Э. Фромм), экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. - П. Сартр, К. Ясперс).

Изучение феномена информационного общества началось во второй половине XX века. Это связано с выходом работ Д. Белла, М. Кастельса, И. Масуды, А. Турена, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера. Среди отечественных ученых, проблематику информатизации общества и роль и место человека в этом процессе, исследовали Р.Ф. Абдеев, А.Д. Еляков, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, Г.П. Отюцкий, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, И.В. Соколова, А.Д. Урсул, В.Н. Филиппов и др.

Процессы трансформации в социальной сфере информационного общества рассматривают О.Н. Вершинская, Н.Л. Полякова, Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин.

На рубеже XX-XXI вв. в отечественной литературе социокультурные аспекты и общие принципы развития информационного общества были проанализированы в трудах Р.Н. Абрамова, Г.Т. Артамонова, О.Н. Вертинской, А.В. Волокитила, С.А. Дятлова, Г.В. Емельянова, Я.Н. Засурского, В.Л. Иноземцева, Ю.Н. Коломина, И.Н. Курносова, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, М.А. Мунтяна, В.В. Нечаева, С. Пюкке, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, Л.Г. Беловой, А.В. Чугунова и др.

В XXI в. изучением проблемы отчуждения в условиях информационного общества занимаются такие русские философы как Барышев Р. Н, Комбаров В.Ю., Ляшенко Ю.А., Петошина С.И., Сигарева М.А., Тимченко Л.Л., Харламов А.В. и др.

Объект исследования данной работы - феномен отчуждения человека в современной техническо-информационной цивилизации.

Предмет исследования - формы отчуждения и свободы человека в современном информационном мире.

Цель исследования: раскрыть значение понятия "социальное отчуждение", определить роль научно-технической революции в трансформации феномена отчуждения и свободы человека в современной постиндустриальной цивилизации.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

)   Дать определение понятию "социальное отчуждение" с точки зрения философии;

2) Выявить и описать взаимосвязи отчуждения с процессами информационного и социального взаимодействия;

)   Выявить возможные пути формирования неотчужденного сознания в современном мире.

Научная новизна этой работы заключается в следующем:

. Раскрывается содержание негативного воздействия форм отчуждения на современную информационно-социальную систему отношений человека.

. Рассматривается виртуальная реальность как средство для кратковременного преодоления социального отчуждения.

Положения, выносимые на защиту:

. В процессе формирования информационно общества отчуждение дает о себе знать как проявлением новых форм, так и дальнейшей эволюцией и возрастанием уже известных.

. Развивая концепт отчуждения, философы и ученые XX в. подвергли всесторонней интерпретации не только кризисные феномены в социально-экономической, политической и культурной жизни постиндустриального общества, но феномен отчуждения в контексте их понимания проявляет универсально-онтологические и экзистенциальные измерения. Концепт отчуждения приобретает не только социально-ценностный и деятельно-антропологический, но и индивидуально-интимный, экзистенциальный смысл.

. В формировании неотчужденной личности ключевую роль играют гуманизация образования и воспитания, оптимальное сочетание традиций и новаций в общественной жизни.

Теоретико-методологические основы исследования определяются единством онтологических, эпистемологических, философско-антропологических и философско-культурологических принципов изучения проблемы отчуждения и свободы человека в информационно мире.

В данной работе используются методы историко-философского исследования (анализ первоисточников и их теоретическое осмысление и обобщение), диалектические принципы единства исторического и логического.

Теоретическую базу работы составили философские, социально-философские, социологические, культурологические и психологические труды русских и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, материалы, взятые из сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения и свободы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она уточняет положения социально-философской концепции отчуждения, социально-педагогической социализации человека, философии образования.

Практическая заключается в том, что теоретические данные работы могут быть применены в педагогической практике, в преподавании учебных курсов по социальной философии, социологии, культурологи.

социальное отчуждение информационный свобода


Глава Ι. Феномен социального отчуждения в информационно-технологическом обществе

 

Конец XX - начало XXI веков характеризуется стремительным развитием и широким распространением процесса информатизации, т.е. интенсивного использования новых технологий для производства, хранения, трансформации и распространения информации.

Процесс информатизации открывает широкий спектр возможностей. С одной стороны, создаются предпосылки свободной творческой самореализации личности в процессе труда, укрепления социальных связей, широкого доступа к любой информации. С другой, одновременно возрастают негативные тенденции: увеличивается влияние информационных технологий, обнаруживших способность формировать стереотипы сознания, ценностные ориентиры, вкусы, стиль жизни человека, происходит атомизация общества, усиливается отчуждение человека.

Можно ли остановить рост этих негативных тенденций?

По мнению Батурина В.К., их рост можно остановить, но для этого нужно построить "… принципиально новую цивилизацию, основанную на истинных, а не на ложных ценностях" [3, В.К. Батурин. Журнал "Вопросы философии". С.177. Выпуск 7, 2012г. - Москва].


1. Философское понимание и интерпретация понятия "социальное отчуждение"

 

Отчуждение представляет собой сложное социальное явление, которое отражает объективные, субъективные и системные аспекты современной общественной жизни. Объективная сторона связана с внутренним разладом межличностных и социальных отношений в результате несовпадения потребностей, интересов и условий существования различных людей, социальных групп и слоев в обществе. Субъективную сторону отчуждения образуют закономерные изменения индивидуального и общественного сознания, проявляющиеся в деформации духовно-нравственных чувств и мыслей людей. С системных позиций отчуждение предстает как переходный этап между саморазвитием и самораспадом социальной системы.

От чего отчуждается человек?. Если не торопиться с ответом и позаботиться о самом его характере, получается так, что надо представить бытие человека по возможности конкретно, выяснить, как возникает отчуждение из деятельности самого человека, как человек утрачивает власть над тем, что он создает, как он попадает в зависимость от обстоятельств, создателем и хозяином которых он является?

Отчуждение раскрывается не только как утрата человеком себя в деятельности, оно воспроизводится как постоянное растворение личности в абстрактных социальных качествах. Тогда и работник, и капиталист, и интеллигент, и люмпен в массе практических актов выступают лишь персонификациями абстрактных социальных качеств. Тогда и сама личность кажется такой персонификацией, и в науке надолго устанавливается взгляд на личность как на персонального представителя класса, группы, совокупности отношений, культуры, социализации и т.п.

Так что же может лежать в основе отчуждения?

Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе отчуждения лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. [4, http://philosophy. wideworld.ru/dictionary/14/38/ <http://philosophy.wideworld.ru/dictionary/14/38/>].

Ж.Ж. Руссо и его единомышленники объясняли увеличивающееся чувство одиночества и духовной опустошенности человека разрывом между общественными установлениями и естественной природой человека, по которой "каждый с рождения обладает неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность" [5, Минюшев Ф.И. Курс лекций "Социальная антропология". С. 77. 2004 г. - Москва]. Люди равны и независимы от рождения. Однако эти мыслители видели возможность оздоровления общества в возвращении к природе, т.е. вприведении общественных порядков в согласие с естественной природой человека.

А. Дж. Тойнби, выдающийся философ истории, подчеркивал, что "социальная несправедливость, духовное отчуждение, утрата человеком естественных связей с природой - все это плоды расширяющейся индустриализации западного мира" [6, Тойнби А. Дж. "Постижение истории." С.586., 1999г-Москва].

На фоне этих процессов наша страна "вторгается" в техногенную цивилизацию и, как свидетельствуют факты, начинает вбирать в себя прежде всего шлаковую часть культуры Запада. Пройти свой путь при этом с минимальными потерями - задача ответственная. Уяснение, понимание ситуации с помощью разума, в том числе и философско-социологических теорий прошлого, раскрывающих соотношение "человек - труд", - одна из самых главных задач.

Отчуждение и социальное взаимодействие

Социализация человека представляет собой совокупность всех исторических этапов опосредования феномена социальности.

Перерожденные социальные отношения по мере возрастания роли частнособственнического духа всеобщего социального объекта переходят в отчужденные социальные отношения. Если перерожденные социальные отношения породили перерожденного "человека", и соответственно произошло самоперерождение "человека", то аналогично этому отчужденные социальные отношения рождают отчужденного "человека", и соответственно начинается объективный процесс самооотчуждения конкретного, единичного социального объекта. Значит, перерожденные социальные отношения переходят в отчужденные социальные отношения.

"…В любом обществе, где денежные отношения являются системообразующими, наличие тех или иных форм отчуждения объективно неизбежно" [7, Абсава Н.Д. Сборник статей "К вопросу об отчуждении и некоторых его формах. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира". Вып. 1, 2001г.С. 209-С. Петербург.].

Отчуждение человека и далее его самоотчуждение в стадии завершения особенного товарного производства является таким особенным социальным явлением, что его ход не зависит от нашего желания, потому что вся совокупность общественных отношений опосредована товарно-денежными отношениями, насыщена частнособственническими стремлениями. При таком положении дел на данном историческом этапе процесса социализации остается только мечтать о человечности человеческого общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...