Специфика освоения социума в условиях отчужденного мира
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В настоящее время меняются условия взаимодействия человека с миром. В процессе освоения действительности индивидом происходит перманентный рост его возможностей. Всестороннее развитие потенциального содержания человека, обретая статус действия природного закона, становится условием развития цивилизации. Одновременно возрастают и требования к людям, предъявляемые технизированным миром, что влияет как на физическое состояние практически каждого человека, так и на его психическое здоровье. Человеческая жизнь претерпевает существенные изменения в связи с усложнением содержания социальных, политических, экономических связей в обществе. При этом усиливается отчуждение во всех сферах общественной жизни, возникают новые факторы, детерминирующие отчужденное состояние человека. Невозможно рассматривать сущность отчуждения, нивелируя освоение. Отчуждение и освоение являют собой диалектически связанные категории, с использованием которых может быть осуществлен всесторонний анализ различных уровней бытия человека и социума. "Отчуждение и освоение - это атрибутивные характеристики человеческого сознания и бытия. В силу этого они, а также их взаимоотношение относятся к сфере "вечных" философских проблем." [11, Шинкова С.С. Диссертация "Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения", С.4., 2007г. - Магнитогорск]. Отчуждение-одна из сторон процесса, другой стороной которого является освоение или присвоение людьми условий, форм деятельности, ее результатов, разнообразных качеств, явленных и скрытых в природных и общественных вещах. Проблема отчуждения общества от природы в значительной мере является проблемой самоизменения общества. Ее решение зависит от готовности и способности людей преодолеть социальные - и связанные с ними другие - шаблоны деятельности, препятствующие учету организационной сложности природных систем, их особых законов и ритмов. Для того чтобы осваивать вещество этих систем в безопасном для природы и человечества режиме, необходимо держать под контролем собственные средства деятельности, ограничивать или менять объем и характер их применения сообразно логике природных систем. Только на этом пути общество может снизить риск непредсказуемых и неконтролируемых последствий своей собственной деятельности.
" Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей." [12, http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/503-otchuzhdenie.html]. <http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/503-otchuzhdenie.html%5d%20.Это> Это мешает людям осваивать окружающий мир. Пути формирования неотчужденного сознания человека в современном информационном мире. Отчуждение и свобода
Отчужденное сознание - это мир словесных и коммуникативных клише, групповое, "стадное" восприятие, переживание и суждение. Насильственно "сбитая в кучу" толпа одиноких, способная преодолеть собственную изолированность только за счет потери всякой индивидуальности и приспособиться к абстрактному стандартному рассуждению и действию. Сознание отчужденного человека вытекает из социальной деятельности индивида, при котором собственный продукт его консолидируется". в какую-то вещную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет все расчеты, является одним из главных моментов в предшествующем историческом развитии". [13, Гавриленко И. Н "Человек в мире отчуждения" С. 44. 1986 г. - Одесса]
Личностный аспект отчуждения проявляется во враждебности существования человека, его сущности. Отчужденный индивид насильственно погружается в обыденность и повседневность изнурительного тяжелого труда, грубых, варварских или искусственно уточненных забав и наслаждений. Сеть провоцирует не только новые формы отчуждения и самоотчуждения человека, новую аномию и анонимность, но и создает предпосылки для создания форм свободной самоорганизации человеческого сообщества, отдельных групп и субкультур, для творческого самовыражения человека, гарантирует группам и индивидам свободную публичность при соблюдении своих личностных свобод и прав другого, определенной анонимности и интимности, а значит, помещает человека в новое пространство, сопряженное как с рисками, так и с гарантиями его безопасности. Интернет формирует новую парадигму мышления - сетевое мышление (или NET-мышление). Интернет становится пространством изменения и становления личности, ее самокоррекции и психологической адаптации, интеллектуального роста и культуры, создает новый стиль самопрезентации и идентификации индивида, что часто колеблется на грани между свободой и новыми формами самоотчуждения человека. Тимченко Л.Л. уверена, что "…отчуждение непосредственно связано с социальным управлением и властными отношениями. Субъект-объектный подход к управлению способствует нарастанию процессов отчуждения, а субъект-субъектный - ведет к снятию отчуждения и оптимизации антропосоциальных отношений." [14, Тимченко Л.Л. "Отчуждение в современном обществе"С.8., 2010г. - Барнаул]. Таким образом, в формировании неотчужденной личности ключевую роль играют гуманизация образования и воспитания, оптимальное сочетание традиций и новаций в общественной жизни. Заключение
В ходе данной работы мы выяснили, что феномен отчуждения имманентно включен в социальную жизнь разных эпох, но его характер изменяется в зависимости от общественно-исторических условий. Отчуждение является закономерностью общественного развития, имеет как положительное, так и отрицательное значение. В этом смысле необходимо видеть процесс отчуждения в динамике развития как опредмечивания, так и распредмечивания в процессе предметно-практической деятельности. В представленной работе осуществлена попытка социально-философского исследования проблемы отчуждения - сущностной характеристики человека и общества XXI в. Работа велась во взаимосвязи истории и современности, выявлении специфики отчуждения в современном обществе и поиске приемлемых концепций смягчения отчуждения в современном социальном мире.
Список литературы
1. Петошина С.И. Диссертация "Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа. "С. 3, 2010 г. - Мурманск. 2. Харламов А.В. Диссертация "Социальное отчуждение в информационном взаимодействии: социально-философский анализ. "С. 159, 2007 г. - Кемерово. . В.К. Батурин. Журнал "Вопросы философии". С.177. Выпуск 7, 2012г. - Москва. 4. http://philosophy. wideworld.ru/dictionary/14/38/ 5. Минюшев Ф.И. Курс лекций "Социальная антропология". С.77. 2004 г. - Москва. . Тойнби А. Дж. "Постижение истории." С.586., 1999 г. - Москва. . Абсава Н.Д. Сборник статей "К вопросу об отчуждении и некоторых его формах. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира". Вып. 1, 2001 г. С. 209. С. Петербург. . Скворцов Л.В. "Информационная культура и цельное знание". С.440, 2011 г. - Москва. . , <http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/10285> . Барышев Р.А. Диссертация "Киберпространство и проблема отчуждения", С.8., 2009 г. - Красноярск. . Шинкова С.С. Диссертация "Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения", С.4., 2007 г. - Магнитогорск. . http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/503-otchuzhdenie.html]. <http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/503-otchuzhdenie.html%5d%20.Это> . Гавриленко И. Н "Человек в мире отчуждения" С.44. 1986 г. - Одесса. . Тимченко Л.Л. "Отчуждение в современном обществе". С. 8., 2010 г. - Барнаул.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|