Вопрос ?65. Структура законодательных органов. Принципы взаимоотношения палат
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Вопрос?63. Социально-политическая роль и общая характеристика конституционно-правового статуса законодательных органов. Социально – политическая роль законодательных органов предопределяется их двойственной природой, которая заключается в их представительном характере и выполнении законодательной функции. Законодательный орган: 1)представляет и реально отражает интересы граждан различных социальных и политических сил общества (функция представительства) 2) одновременно является противовесом власти исполнительной, обеспечивая тем самым баланс ветвей власти и гражданское согласие (то есть осуществляет законодательную функцию, принятие законов) Парламент — это верховный орган государственной власти: 1) создаваемый на основе того или иного способа представительства народа; 2) выражающий его суверенную волю; 3) определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства или принимающий решающее участие в определении такой политики; 4) принимающий законы (правовые акты, имеющие после конституции высшую юридическую силу); 5) формирующий некоторые другие высшие органы государства, назначающий и смещающий некоторых высших должностных лиц; 6) осуществляющий прямой и опосредованный (обмудсманы, счетные палаты) парламентский контроль за деятельностью некоторых высших органов исполни тельной власти и некоторых высших должностных лиц. Конституционно- правовой статус законодательного органа определяется в конституциях и законах, а организация и порядок деятельности конкретизируется в регламентах и иных актах процессуального характера. Признаки таких представительных органов определяются через их функции, главная из которых – народное представительство (так как не всегда возможно и целесообразно осуществлять законодательные полномочия в форме непосредственной демократии) при широком участии различных социальных групп: от молодежи до бизнесменов и экономистов.
Признаки законодательных органов: - выборность (при этом, возможны элементы назначения) - количественные показатели (так, обе зак. палаты во Франции составляют 898 депутатов, в ФРГ – 565). Широкая коллегия – показатель серьезного представительства - иногда возможность влияния избирателей на представителей (возможно в органах народного представительства: реже в Парламентах – зависит от вида депутатского мандата: свободный, императивный) Таким образом, следует отметить различия в видах законодательных органах: это может быть как орган народного представительства (КНДР, КНР, Куба), так и Парламент (Великобритания, США, Франция).
Вопрос?64. Парламентаризм как конституционно-правовая категория. Характерные признаки парламента Подходы к определению понятия парламентаризма: "парламентаризм как синоним парламентского режима, парламентской системы, парламентарной формы правления; "парламентаризм как характеристика ведущего места и главенствующей роли законодательного представительного органа в системе органов власти; "парламентаризм как совокупность идей и взглядов, идеальных представлений, ценностных оценок о месте и роли законодательного представительного органа власти, их конституционно-правовом отражении и практике реализации; "элементный подход к определению понятия парламентаризм, позволяющий выделить те характерные особенности, которые и составляют его сущность. "Наиболее широкий подход: парламентаризм — такая организация и порядок осуществления государственной власти, при которых парламент представляет и реально отражает интересы граждан, различных социальных и политических сил общества и как орган законодательной власти является противовесом власти исполнительной, обеспечивая тем самым баланс ветвей власти и гражданское согласие.
Характерные особенности Парламента буржуазного государства: "Представительный характер парламента и депутата. Публичность обсуждения, "Законодательная власть в системе разделения властей "Постоянно действующий орган, орган профессиональный "Неприкосновенность депутатов, свободный мандат депутата "Исключительно технический характер функций комитетов парламента, "Нежелательность делегирования законодательных полномочий парламента, "Депутат не может быть замещен в осуществлении своего мандата, "Несовместимость отдельных должностей с полномочиями депутата, Кризис современного парламентаризма: "Исчезновение дискуссии, "Исчезновение публичности, "Исчезновение представительного характера парламента и депутата. Рождаются идеи рационализации парламента: - перераспределение полномочий между ветвями власти - П. должен занимать четкое место в системе разделения властей со своими пределами деятельности (четкий и закрытый перечень полномочий), ограничением сроков деятельности - Система лоббирования должна быть упорядочена - Необходимо избежать влияние партийных структур на П. (в том числе введением мажоритарных элементов при выборах) Принцип парламентского верховенства (В Англии): Парламент имеет при английском государственном устройстве право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни лица, ни учреждения, за которым бы английский закон признавал право преступать или не исполнять законодательные акты парламента. Принцип парламентского верховенства с положительной стороны может быть определен так: всякий парламентский акт (или часть его), создающий новый закон или же отменяющий или изменяющий существующий закон, должен быть исполняем всеми судами. Принцип парламентского верховенства с отрицательной стороны может быть выражен так: никакое лицо, никакое собрание лиц, при английской конституции, не имеют права издавать постановления, которые были бы не согласны с парламентскими актами, или, другими словами, пользовались бы судебной защитой, вопреки парламентскому акту.
Отличительные черты английского парламентаризма: "право законодательного учреждения изменять основные законы так же свободно и тем же способом, как и всякие другие законы; "отсутствие всякого юридического различия между конституционными и другими законами; "отсутствие всякой судебной или другой власти, имеющей право объявлять парламентские акты недействительными или несогласными с конституцией.
Вопрос?65. Структура законодательных органов. Принципы взаимоотношения палат Нынешние парламенты состоят из одной или двух палат, хотя истории известны парламенты с бульшим числом палат: Конституция Южно-Африканской Республики, вступившая в силу в 1984 году, предусматривала трехпалатный Парламент, палаты которого формировались по расовому принципу – Палата собрания из белых, Палата представителей из «цветных» (мулатов) и Палата делегатов из индийцев. На протяжении многих веков структура парламента в различных государствах менялась. Так, в Англии исстари была двухпалатная система - Палата лордов и Палата общин, однако в ходе Английской революции в 17 веке Палата лордов была упразднена, в период Реставрации была возвращена прежняя система. В США в 1787 г. однопалатный Конгресс был заменен двухпалатным. Преимущество двухпалатности виделось в том, что верхняя палата, членство в которой отвечает более жестким условиям, удерживает нижнюю палату от поспешных, непродуманных, эмоциональных решений. Социалистическая доктрина выступала за однопалатный верховный представительный орган под лозунгом его якобы большей демократичности, допуская двухпалатность лишь для федеративных государств. Упразднение верхних палат рассматривалось как демократическая реформа народного представительства. Федеративные государства обычно имеют двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.). Примерно в половине государств Европы парламенты однопалатные (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.). Следует отметить, что нижней палатой является та, где впервые читался законопроект, в верхней он одобряется. Но известны примеры, когда деление на нижнюю-верхнюю не существует, и каждая из палат имеет право читать законопроект впервые (примеры, увы, не помню).
Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Исключений из этого правила очень немного. Наиболее серьезный пример такого исключения – Всекитайское собрание народных представителей, которое, избирается собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения, а также собраниями представителей военнослужащих. Что касается порядка формирования верхних палат, то здесь наблюдается значительное разнообразие. В Великобритании титулованные члены, которые ранее занимали свое место по наследству, стали избираться пожизненно, а с 2004 года в палате остались только пожизненные пэры и пэрессы, назначенные Королевой по представлению Кабинета с пожалованием им баронских титулов в силу заслуг или занимаемой должности. Другое, хотя и несколько более частое, исключение – назначение всего состава верхней палаты или его большинства главой государства (нередко по представлению правительства), а иногда и главой правительства; назначение нередко производится на срок. Полностью назначаемы верхние палаты парламентов в таких государствах, как, например, Иордания, Таиланд, Ямайка. Очень своеобразен порядок формирования германского Бундесрата, который хотя фактически выполняет функции верхней палаты парламента, формально таковым не считается. Бундесрат состоит из членов правительств германских земель, делегируемых этими правительствами. Смена правительства в той или иной земле автоматически влечет смену представительства этой земли в Бундесрате. Правилом является выборность всего состава верхней палаты или подавляющего его большинства, причем выборы бывают либо прямые, либо косвенны е. Прямыми выборами избираются сенаторы в США (по два от штата), в Польше (по два-три от воеводства), члены Совета кантонов в Швейцарии (по два от кантона или по одному от полукантона). Варианты косвенных выборов верхних палат парламентов весьма разнообразны. Так, французские сенаторы избираются по департаментам. Смешанная система выборов сенаторов существует в Бельгии. Одна часть из них избирается прямыми выборами в провинциях, другая часть избирается провинциальными советами, наконец, третья– назначается избранными сенаторами.
Представительство в верхних палатах субъектов федераций или территориальных единиц высшего уровня унитарных государств организуется на паритетной основе (США, Намибия, Швейцария, Бразилия) или пропорционально численности населения, обычно с гарантией представительства малонаселенных единиц (Австрия, Италия, Франция, Индия). В то же время, если в США в Сенате (как, впрочем, и в Палате представителей) представлено население только штатов, то в Индии, Бразилии в верхние палаты избираются представители населения также федеральных территорий. Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у депутатов нижних палат. При этом нижние палаты чаще всего обновляются полностью, а верхние – нередко по частям, хотя встречаются случаи (например, в Бельгии, Италии), когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком. В США Палата представителей избирается, как отмечалось, на два года и обновляется целиком, а Сенат, члены которого избираются на 6 лет, обновляется по третям каждые два года (исключение: Польша, Италия). Палаты парламентов обычно возглавляются председателями. Если парламент однопалатный, то председатель палаты именуется председателем парламента. Иногда председатель одной из палат считается председателем всего двухпалатного парламента (Колумбия). В странах с англосаксонской правовой системой председатель палаты, особенно нижней, именуется спикер. Различаются две основные разновидности двухпалатной парламентской системы – система слабой верхней палаты и система сильной верхней палаты Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему. Чаще всего это относится к законодательному процессу. Так, Палата лордов британского Парламента может задержать принятый Палатой общин билль не более чем на год, а если билль финансовый, то не более чем на месяц. Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может. Так, из Конституции США недвусмысленно вытекает, что ни один билль не станет законом, если не будет принят каждой из палат Конгресса. То же следует из положения итальянской Конституции. Смешанный случай: Германский Бундесрат – типичная слабая верхняя палата, но Основной закон предусматривает случай, когда нужный Федеральному правительству закон, с которым не согласен Бундестаг, принимается по существу Бундесратом; возможен также «метод Челнока» - пока не договорились палаты, закон не выйдет из стен Парламента (+ решение КС Чехии) В случае недоговоренностей между палатами создается согласительная комиссия, которая должна прийти к консенсусу. Еще одна тенденция, вытекающая из отмеченного характера различных верхних палат: когда верхняя палата сильная, компетенция обеих палат совпадает полностью либо в подавляющей части и при этом специальные полномочия верхней палаты подчас более значительны, чем у нижней; наоборот, при слабой верхней палате полномочия палат бывают разведены и по предметам ведения, причем нижняя палата обычно имеет преимущества. В США специальные полномочия палат не велики и уравновешиваются (Палата представителей - право инициативы импичмента, Сенат - право выносить решения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|