Понятия и показатели уровня и качества жизни населения
Конечной целью трудовой деятельности людей является удовлетворение их многообразных потребностей. Наиболее полное и качественное удовлетворение всё возрастающих и расширяющихся потребностей населения является стратегической задачей социальной политики государства. Для характеристики уровня развития и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан (в питании, жилище, услугах, образовании, здравоохранении и т.д.) используется понятие «уровень жизни». Уровень жизни – понятие комплексное, оно характеризуется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности населения. Чтобы иметь достаточно полное представление об уровне жизни, необходимо изучение доходов населения и его потребностей, уровня и структуры потребления, обеспеченности жильём, имуществом, предметами культурно-бытового назначения и многим другим. Показатели, характеризующие уровень жизни, многообразны. Некоторые из наиболее важных показателей представлены в табл. 8.1. Таблица 8.1 Основные показатели уровня жизни[67]
В исследовательских целях многообразные показатели уровня жизни классифицируются по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; стоимостные и натуральные; количественные и качественные и др. Общие показатели характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К ним относятся размеры на душу населения: валового внутреннего продукта, национального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национального богатства. Частные показатели также обусловлены общественным развитием, но имеют большую детализацию и конкретизируются по отдельным группам потребностей. В их числе можно выделить: уровень и способы потребления; обеспеченность жильём и благоустройство быта; условия труда; уровень социально-культурного обслуживания; условия воспитания детей; социальное обеспечение и др. Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения потребностей. К ним относятся показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояния каждого человека (номинальные и реальные доходы, их дифференциация, занятость и др.). Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, среднюю продолжительность жизни. К стоимостным относятся все показатели доходов и другие показатели в денежной форме (товарооборот, объём услуг, перевозок, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели характеризуют объём потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях (кг, шт., кв.м., куб.м. и т.д.) – потребление продуктов питания, энергии, обеспеченность имуществом, жильём, товарами культурно-бытового назначения.
Количественные показатели характеризуют объём потребления конкретных благ и услуг. Качественные показатели позволяют охарактеризовать качественную сторону благосостояния населения: уровень образования, квалификации, структуру потребления, обеспеченность предметами социально-бытового назначения длительного пользования и т.п. Именно качественная сторона жизни людей, нередко не поддающаяся количественной оценке, приобретает всё большее значение для характеристики их благосостояния, степени удовлетворения не только материальных, но и социальных и духовных потребностей. В связи с этим в последние годы в мировой и отечественной практике наряду с понятием уровня жизни всё чаще используется понятие качества жизни. Качество жизни – это категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни людей, определяющие полноту удовлетворения всего комплекса их потребностей, степень достоинства и свободы личности каждого человека. Она включает оценку уровня жизни, а также качественную (не измеряемую) характеристику условий жизни: качественную сторону питания (вкусовые качества, свежесть и разнообразие продуктов и др.), жилища (удобство планировки и благоустройство населённых пунктов), состояния окружающей среды, культурного уровня населения (качество учёбы, степень овладения научными знаниями, художественный и нравственный уровень средств культуры и др.), условий труда (соответствие его личным склонностям и индивидуальным способностям людей, творческий характер, моральное удовлетворение, трудовой микроклимат и др.), условий отдыха, социально-бытовой обстановки (уверенность в завтрашнем дне, соблюдение прав и свобод и др.). Характеристика качества жизни предполагает оценку семейных, профессиональных и общественно-политических отношений, которые не рассматриваются при характеристике уровня жизни, учитывает самооценку людьми условий их жизни, которая не всегда совпадает с измеряемыми показателями уровня жизни[68].
Многообразие показателей, характеризующих жизнедеятельность людей, затрудняет комплексную оценку уровня и качества жизни, нуждающуюся в системе интегральных показателей. В настоящее время нет рационального метода приведения разнородных показателей уровня жизни к единому показателю, всесторонне характеризующему уровень и качество жизни населения. Вместе с тем известны попытки и имеется опыт разработки таких показателей зарубежных и российских учёных. Со второй половины 80-х годов прошлого века в соответствии с «Программой развития ООН» в мировой практике в качестве интегрального показателя используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [69]. Он (IРЧП) рассчитывается как средняя арифметическая величина трёх индексов: валового внутреннего продукта на душу населения (IВВП), ожидаемой продолжительности жизни (IПЖ) и уровня образования населения (IОБР), соотнесённых с наивысшими мировыми уровнями этих показателей:
Каждый индекс рассчитывается по формуле: , где Df – фактическое значение показателя в данной стране за исследуемый период; Dmin и Dmax – соответственно минимальное и максимальное значение показателя в мире. При этом уровень образования в каждой стране (DОБР) рассчитывается как средневзвешенная величина доли грамотного населения (dГР) в возрасте 25 лет и старше (вес 2/3) и доли учащихся (dУЧ) среди населения в возрасте до 24 лет (вес 1/3): DОБР = dГР*2/3+dУЧ*1/3. При всех достоинствах (простота исчисления, универсальность, статистическая доступность) ИРЧП не полностью охватывает условия жизни и имеет ряд допущений (например, равнозначность трёх его составляющих). Поэтому продолжаются поиски новых методов интегральной оценки уровня и качества жизни населения. Так, специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) предложили метод определения индекса, который охватывает все компоненты уровня жизни со взвешиванием их значимости по настоятельности соответствующих потребностей в зависимости от эластичности затрат на их удовлетворение в домашнем хозяйстве[70].
С.А. Айвазян предложил методику оценки качества жизни населения по группам показателей, характеризующих качество населения, благосостояние населения, качество социальной сферы, качество экологической сферы, природно-климатические условия[71]. По заказу британского издания The Economist его эксперты провели исследование качества жизни населения разных стран на основе балльной оценки множества показателей, девять из которых были определены как основные: ВВП на душу населения; степень удовлетворения системой здравоохранения; уровень безработицы; климатические условия; соблюдение гражданских свобод; политическая стабильность и безопасность; развитие общественной жизни; комфорт семейной жизни; равенство полов. Все значения (кроме ВВП на душу населения) определяли путём опроса граждан, насколько они довольны тем или иным показателем. Общая оценка производилась по 10-балльной шкале[72]. Очевидно, что подобная методика даёт не объективную оценку уровня качества жизни в той или иной стране, а характеризует степень удовлетворённости ею населения. Одним из важных элементов качества жизни является качество трудовой жизни, под которым понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни людей и позволяющих учесть степень реализации интересов работников и использования их способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.)[73]. Качество трудовой жизни является основным критерием развитости социально-трудовых отношений. Качество трудовой жизни определяется рядом требований: · работа должна быть интересной, содержательной, характеризоваться высоким уровнем организации, включать творческие элементы; · работа должна быть социально полезной, работник должен ощущать гармоничную связь с социальной средой; · работники должны получать справедливое вознаграждение за труд и признание своего труда; · работа должна осуществляться в безопасных и здоровых условиях труда; · работникам должна быть обеспечена возможность использования социально-бытовой инфраструктуры организации; · работники должны участвовать в принятии производственных решений, затрагивающих их работу и интересы; · работникам должна быть гарантирована занятость, обеспечена правовая защищённость, возможность профессионального роста и развития дружеских взаимоотношений с коллегами. Качество трудовой жизни является многогранным понятием и его невозможно оценить каким-либо единым показателем. Чаще всего оно характеризуется определённым набором экономических и социальных показателей, отражающих условия производственной жизни работников. При этом оценка качества трудовой жизни может осуществляться с позиций работника, предпринимателя и общества в целом (см. табл. 8.2).
Таблица 8.2 Показатели качества трудовой жизни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|