Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная ситуация развития.




Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией. В этот период человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.

Д.И. Фельдштейн отмечает большие трудности социализации поколения молодых людей. С одной стороны, они чувствуют сопричастность к делу старших поколений в силу реальной включенности в основные сферы деятельности, с другой – характеризуются изыскательным, критическим отношением и к старым, и к новым моделям общества, отстаивая свое место в социуме.

Ведущая деятельность.

В период молодости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Основные новообразования.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из главных своих потребностей в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто мужчина и женщина, они становятся отцом и матерью. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. При удачном профессиональном самоопределении, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости.

Развитие самосознания.

В молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа.

Молодой человек имеет более или менее адекватное представление о себе, что является его реальным «Я» - образом. Реальный «Я» - образ может совпадать с идеальным «Я» - образом. Расхождение между реальным и идеальным «Я» - образами могут приводить как к позитивным, так и негативным последствиям.

В молодости на самооценку влияет уровень достижений личности, и она повышается при удачах, а понижается при неудачах. С возрастом, с приобретением жизненного опыта самооценка становится более дифференцированной. Единая «Я»-концепция распадается на ряд независимых друг от друга «Я»-концепций.

«Я»-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности (красивый - некрасивый, здоровый - нездоровый).

Мотивирующим стимулом развития «Я»-концепции является стремление к актуализации.

В период молодости этот процесс контролируется в основном принятием личностью социальных (нравственных, культурологических и др.) понятий и ценностей, в первую очередь контролируется понятиями и ценностями социальной группы, к которой относится личность.

Если выбранная профессия соответствует «Я»-концепции молодого человека, то он добивается самоактуализации.

В период молодости «Я»-концепция продолжает обогащаться опытом активного самоопределения личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В целостную «Я»-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Познавательное развитие.

Для молодости свойственно усиленное развитие психических функций. Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти.

Молодость - важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового (в качестве важнейшего компонента творчества специалисты-психологи выделяют преобладание дивергентного мышления, которое подразумевает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов, - в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую).

Кризис 30-ти лет.

К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и пр. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я. Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе, в семье, профессии.

Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис молодости свидетельствует о том, что он переходит на новую возрастную ступень — возраста зрелой личности (взрослости). Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Кризис 30 лет часто называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. «Смысл – это попытка ответить на вопрос Кто Я? Что Я? Зачем явился в свет?» (А. Червоненко).

Проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву. Согласие с миром, способность быть самим собой – вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни.

 

VIII. ЗРЕЛОСТЬ от 30 до 60 ЛЕТ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...