Личностные кризисы в старости.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Кризис на границе поздней зрелости и старости датируют примерно возрастом 55-65 лет. Иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки». Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предыдущие годы. Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это прежде всего кризис идентичности, внутриличностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.
По мнению Э. Эриксона, сущность психосоциального кризиса личности в старости – это достижение целостности Эго. Возможность «успешного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Мудрость определяется Эриксоном как определенное состояние духа, как взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений. Мудрость представляет собой высшее достижение возраста старости. Разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение безысходности, отчаяния. I. Пожилой, предпенсионный возраст – это прежде всего ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется: 1. Социальная ситуация развития: - ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией; - основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пения для него наступит позже, чем для многих других его сверстников;
- отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»; - стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе; 2. Ведущая деятельность: - стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе; - стремление передать свой опыт ученикам и последователям; - при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода); - к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь. II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим: 1. Социальная ситуация развития: - старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными; - в основном контакты с родственниками и близкими людьми; - постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами); - обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
2. Ведущая деятельность: - прежде всего это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) – это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается…»); - для части пенсионеров первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости; - все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить людей более молодого возраста; - для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то надо непременно поделиться своим опытом и переживаниями. III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим: 1. Социальная ситуация: - общение в основном с такими же старцами; - общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его; - некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты общественной деятельности; - для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые старики постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными». 2. Ведущая деятельность: - досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях…). Главная проблема такого поиска – «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;
- стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства; - для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании». IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. 1. Социальная ситуация: - в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (в стационарах); - также соседи по палате в домах престарелых. 2. Ведущая деятельность: - лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями; - стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном. V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше) может характеризоваться: 1. Социальная ситуация: - общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель; - у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые; - поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. 2. Ведущая деятельность: - она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь. Основные новообразования: - принятие своей жизни; - жизненная мудрость; - счастливая старость; - интегрированность, цельность. В пожилом возрасте, старости при позитивном развитии личности приобретается психологическое качество, связанное с чувством целостности «Я», благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни, появляется мудрость. Мудрый человек способен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и др. задачи. Его действия, поступки глубоко осмысленны, поведение соответствует конкретной ситуации и собственным возможностям. Человек, достигший в своем индивидуальном психическом развитии вершин зрелости, создает известный образец мудрости, который потом выступает объектом подражания и следования.
Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, реализация которой зависит от человека. Познавательная сфера. Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Основное, что характеризует старение – это снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Применительно к благоприятным формам психического старения существенно то, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохраненными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным. Пожилые люди способны принимать и удерживать немного меньше информации, чем молодые. Первичная память (кратковременная память) функционирует. Хранится то, что у человека в настоящий момент «в мыслях». Различий не обнаружено. Вторичная память (долговременная память). Наблюдаются очевидные возрастные различия. Пожилые люди запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. У них ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Их способность обучения хуже, чем у молодых. Резервные возможности памяти пожилых снижаются, они имеют меньше возможности для совершенствования. Память на отдельные события у пожилых людей сохраняется полностью. Они лучше припоминают подробности исторических событий, чем молодые. В возрасте 70-90 лет особенно страдает механическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Ведущим типом памяти становится логическая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|