Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преимущества и недостатки системы нормативного калькулирования.




Достоинства нормативного калькулирования:

1. Нормативы дают возможность составления детальных планов (бюджетов). Без системы нормативов практически невозможно добиться согласованного движения всех ресурсов в процессе производственной деятельности организации. Особенно это актуально для предприятий, выпускающих широкий круг продуктов. Без нормативов невозможно проведение детализированного анализа отклонений фактических показателей от плановых и определения проблемных областей, требующих со стороны руководства особого внимания. Система нормативов помогает сформировать экономическую осведомленность сотрудников. Нормативы в виде технологических карт, нормативных спецификаций, бюджетов помогают сотрудникам сформировать общее представление о затратах, связанных с выпуском продукции и понимать, каких результатов от них ожидает компания. Нормативное калькулирование стимулирует поиск лучших методов работы. Наличие нормативов использования различных ресурсов стимулирует руководство и сотрудников, вовлеченных в этот процесс, к поиску более эффективных способов использования этих ресурсов. Нормативное калькулирование может служить хорошей базой для определения себестоимости продукции и цены ее реализации. Фактические удельные затраты ресурсов могут варьироваться в течение года или от одной партии изделий к другой. Это приводит к колебаниям себестоимости единицы продукции и определенным трудностям в процессе ценообразования, оценки стоимости запасов и прибыли. Нормативное калькулирование дает возможность формировать все эти показатели предварительно, независимо от колебаний фактических показателей.

Недостатки нормативного калькулирования: Разработка приемлемых нормативов эффективности работы. Слишком жесткие нормативы могут рассматриваться работниками, как невыполнимые. Нормативы, предусматривающие существенный «резерв производительности», не будут способствовать мотивации сотрудников и улучшению результативности их деятельности. Невозможность применения в случае неоднородности выпускаемой продукции или единичной продукции. Нормативное к алькулирование оправдано в тех случаях, когда производство представляет собой последовательность стандартных операций, а продукция относительно однородна. Слишком большое внимание к операционным нормативам может отвлечь внимание от стратегических целей организации. Сложность учета в нормативах влияния инфляции. Стоимость внедрения и поддержания системы нормативов.

43. Сходства и различия системы учета «Стандарт-кост» и отечественного нормативного учета затрат Сходства систем: 1. Обе системы учета подразумевают наличие строгого нормирования всех затрат. На основе установленных норм (стандартов) расхода ресурсов по отдельным статьям затрат составляются нормативные калькуляции до начала отчетного периода. 2. Для эффективного функционирования обоих систем учета, необходимо вести раздельный учет и осуществлять четкий контроль за затратами. Разграничение произведенных затрат в пределах норм и по отклонениям от них необходимо организовывать по местам их возникновения и в разрезе центров ответственности. 3. Обе системы требуют систематического обобщения и анализа возникающих отклонений.

Наиболее существенные различия между традиционным для отечественного учета нормативным методом и системой «Стандарт-кост», представлены в таблице 1

Таблица 1– Основные отличия нормативного метода учета от системы «Стандарт-каст»

Область сравнения «Стандарт-кост» Нормативный метод
     
Цель учета Бухгалтерское отражение отклонений на специальных счетах с подразделением по факторам Выявление отклонений от норм в процессе расходования средств
Базовое уравнение, описывающее содержание учетной системы с = Сф - Сст, где ∆с – отклонение от стандарта; Сф – фактическая себестоимость; Сст – стандартная себестоимость Сф = Сн ± Ин ± ∆н, где Сн – нормативная себестоимость продукции; Ин – изменения действующих норм; Дн – отклонения от действующих норм
Степень охвата производственных параметров нормированием Разработка стандартов для всех затратных и доходных показателей производства Нормирование прямых затрат. Распределение кос венных расходов между объектами калькулирования индексным методом
Учет изменений норм Текущий учет изменений норм не ведется Ведется в разрезе причин и инициаторов
Учет отклонений от норм прямых расходов Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты Отклонения документируются и включаются в фактическую себестоимость объектов калькулирования пропорционально их нормативной себестоимости
Учет отклонений от норм косвенных расходов Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности Косвенные расходы в сумме фактических затрат распределяются между объектами калькулирования индексным методом
Степень регламентации Нерегламентирован, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров Регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы
Варианты ведения учета 1) Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по нормативам. 2) Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, выпуск продукции – по нормативным расходам, остаток незавершенного производства – по стандартам с учетом отклонений 1) Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, в текущем учете выделяются отклонения от норм. 2) Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, в текущем учете выявляются отклонения от плана. 3) Все издержки учитываются как алгебраическая сумма двух слагаемых – нормы и отклонения

Сравнение данных методов позволяет сделать следующие выводы:

1. Оба метода учитывают затраты в пределах норм.

2. Оба метода предполагают учет полных затрат.

3. В учете по методу «Стандарт-кост» расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе.

В условиях «Стандарт-кост» в течение года стандарты меняться не могут. Их полный пересмотр осуществляется раз в год, обычно перед составлением сметы затрат на будущий период. Кроме того, стандартная себестоимость может пересматриваться при радикальном изменении технологии производства, мощности предприятия. При нормативном методе пересмотр норм в течение года возможен.

В отличие от «Стандарт-кост» система нормативного учета не сори­ентирована на процесс реализации (сосредоточена на производстве), а потому не позволяет обосновывать цены.

При нормативном методе учета в общем объеме отклонений на учтенные приходится 5-10%, на неучтенные – 90-95%. Анализ себестоимости проводится по сконструированным показателям, не подтвержденным данными бухгалтерского учета. Он лишен какого бы то ни было оперативного значения и носит характер последующего исторического обзора. Метод документации затрат и доходов не позволяет детально и оперативно анализировать финансовые результаты.

 

44. Бюджетирование в системе планирования организации. Определение бюджета, Особенности бюджетов, Функции бюджетирования.

Определение бюджета.

Бюджетирование – это процесс согласованного планирования работы и управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей.

Бюджетирование позволяет сначала спланировать, а потом измерить вклад каждого из подразделений в достижение общих целей.

Особенности бюджетов.

Для построения системы бюджетирования в конкретной организации, необходимо знать (понимать) принципиальные особенности бюджетов: Временная определенность. Бюджет должен относиться к определенному периоду времени, а бюджетный период должен иметь определенные временные границы. Периодичность составления. Бюджетный период должен иметь определенную продолжительность. Наиболее распространенный во всех экономически развитых странах вариант бюджетирования – годичный бюджет с разбивкой по месяцам. Прогнозный характер. В основе бюджета лежат прогнозные значения будущих доходов и затрат. При составлении бюджета можно опираться как на рыночные прогнозы собственной маркетинговой службы, так и внешние прогнозы, например, уровень инфляции. Многовариантность. Процесс бюджетирования требует рассмотрения нескольких возможных вариантов развития рыночной и производственной ситуации. Способом реализации такой многовариантности является система гибких бюджетов (о них речь пойдет далее). Значимость информации. Не имеет смысла пытаться отразить в бюджете каждую статью расходов. В соответствии с концепцией соотнесения затрат и выгод детализация расходов и доходов должна быть именно такой, чтобы выгоды от самой системы бюджетирования не оказались меньше затрат на ее разработку и внедрение. В планировании следует выделять только значимые статьи. Пригодность для принятия управленческих решений. В отличие форм бухгалтерской отчетности, бюджет не имеет стандартизированной формы представления. Форма и содержание бюджета зависят от потребности самой организации, особенности ее деятельности. Учет факторов внешней и внутренней бизнес -среды. При разработке бюджетов учитываются не только внешние факторы (цены, технологические ограничения и др.), но и факторы, поддающиеся внутреннему контролю самой организации (нормативы использования ресурсов, практика платежных отношений). Учет бизнес-структуры организации. Очевидно, что система бюджетирования в больших организациях должна быть сложной и разветвленной, нежели в небольших фирмах. И содержание ее иное. 9.Согласованность действий на разных уровнях организации. В процесс бюджетирования вовлечено множество лиц, прежде всего руководителей.

Функции бюджетирования.

1. Бюджеты являются инструментом текущего (краткосрочного) планирования. Бюджет указывает пути использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближайшем будущем рыночных возможностей и оптимальной эффективности.

2. Бюджеты служат средством контроля и оценки результативности деятельности. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, так как показатели прошлых периодов могут включать в себя результаты низкопроизводительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало.

3. Бюджеты дают критерии оценки работы менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности линейного руководителя, часто становится основой для оценки деятельности самого менеджера, а также системы материального стимулирования сотрудников подразделения.

4. Бюджеты служат средством мотивации. Бюджеты, несущие в себе цели и ориентиры деятельности организации и ее отдельных частей, играют серьезную мотивационную роль, стимулируя сотрудников и руководителей к достижению поставленных целей.

5. Бюджеты формируют коммуникационную среду. Сотрудники должны знать, чего от них ожидает руководство. Если все планы и ориентиры являются секретом для сотрудников организации, эти планы теряют часть своего смысла.

6. Система бюджетирования способствует поддержанию и усилению координации между подразделениями, что позволяет организации достичь своей главной цели – увеличение благосостояния всех участников деятельности.

7. Бюджетирование является средством обучения менеджеров. Разработка и согласование бюджетов способствует не только детальному изучению руководителями особенностей деятельности собственного подразделения, но и осознанию ими связей своих показателей с показателями работы других центров ответственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...