Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Длясамостоятельной работы обучающихся по дисциплине




Важным видом работы при изучении дисциплины «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности и иных правонарушений» является самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:

1. подготовка к теоретическим вопросам, в соответствии с планом практических занятий, с использованием конспекта лекций и дополнительной литературы;

2. работа с электронными базами данных, материалами сайтов, иными ресурсами, содержащими информацию по соответствующим проблемам;

3. поиск (подбор) и изучение литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, конспектирование прочитанного;

4. написание рецензии на книгу (статью);

5. выполнение творческих заданий (написание эссе; анализ статистических данных с презентацией полученных выводов; подготовка микрогруппами презентаций по соответствующей теме; проведение микроисследований по определенной тематике; разработка сценария деловой игры и др.);

6. выполнение практических заданий (решение задач, разбор практических ситуаций, составление аналитических справок, других документов, составление таблиц, схем и др.) при подготовке к практическим занятиям;

7. подготовка докладов;

8. выполнение итоговой контрольной научно-исследовательской работы (проекта).

 

В целях наилучшего освоения материала студентам рекомендовано посещение лекций и их конспектирование, так как преподавателем могут быть предложены коррективы к учебной литературе. Вместе с тем, чтобы конспектирование было осмысленным, полезно перед каждой лекцией знакомиться с предстоящей темой по учебнику, а в процессе конспектирования – фиксировать существенные положения и выводы, обращая внимание на спорные вопросы, которые могут быть подняты на семинарских занятиях.

При подготовке к семинарам необходимо руководствоваться планами и методическими рекомендациями по каждой теме. К каждой теме имеются «Вопросы для обсуждения» и «Практические задания для самостоятельной работы».

При этом особое внимание следует обращать на вопросы, подлежащие обсуждению, так как подготовка к семинару подразумевает знание студентом ответов на них. Основными источниками при подготовке к семинару являются конспекты лекций и учебная литература. По вопросам, вызвавшим повышенный интерес, потребуется обратиться к дополнительной литературе. При необходимости или по заданию преподавателя студентом осуществляется конспектирование отдельных источников (или их части) либо составление рецензии на книгу (статью).

Конспектирование представляет собой краткое письменное изложение содержания статьи, книг и пр., включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т. д. В процессе конспектирования студенты учатся выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отд. положениями. Конспектирование развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное. Овладение навыками конспектирования необходимо для занятий самообразованием. Прежде чем приступить к конспектированию, целесообразно составить план и тезисы. В плане вопросы, рассматриваемые в конспектируемом произведении, перечисляются в последовательном, связном, логически обоснованном порядке. Тезисы кратко формулируют основные положения письменного или устного текста, но не содержат фактического материала. План и тезисы, дополненные фактическим материалом (цифры, схемы, таблицы и т. д.), примерами, аналогиями и т. п., представляют собственно конспект.

Рецензия представляет собой анализ определенного текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Для написания качественной рецензии необходимо:

1. Изучить текст и выделить затронутый в нем круг вопросов;

2. Определить, достаточно ли полно освещены вопросы;

3. Выделить в тексте основную мысль, характеризующую прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости;

4. Сделать общую оценку и аргументированный вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов.

Кроме того, одним из видов самостоятельной работы является выполнение творческих заданий (написание эссе; анализ статистических данных с презентацией полученных выводов; подготовка микрогруппами презентаций по соответствующей теме; проведение микроисследований по определенной тематике; разработка сценария деловой игры и др.);

Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, указанную в соответствующих планах практических занятий. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики вопроса формы эссе могут быть разными. Эссе может содержать анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и рекомендуемой литературы, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему, и т. д.

Структура эссе:

1. Вводная часть — отражается вопрос, требующий разрешения;

2. Основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу;

3. Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме.

Анализ статистических данных с презентацией полученных выводов - это процесс изучения, сопоставления, сравнения по­лученных цифровых данных (между собой и с данными других отрас­лей социально-экономической статистики), их обобщения, истолко­вания и формулирования научных и практических выводов. Он должен базироваться на данных официальной статистики по теме, определенной студентом самостоятельно или по согласованию с преподавателем, и иметь целью как получение полной и всесторонней карти­ны состояния и развития явления в целом, так и отдельных его. Выявляя взаимосвязи, зависимости, соотношения, статистический анализ помогает изучать и в определенной степени объяснять характер и при­чины социально-правовых явлений, условий и механизма их раз­вития, закономерностей существования.

Подготовка презентаций и докладов по соответствующей теме (микрогруппами или индивидуально) осуществляется по заданию преподавателя одним или двумя - тремя студентами. Темы к презентациям указаны в заданиях к соответствующим семинарам.

В соответствии с планом семинарских занятий в качестве одного из заданий студентам (индивидуально или в группах) предлагается разработка сценария деловой игры. В случае, если методика проведения деловой игры не предусмотрена в рабочей программе, студенты самостоятельно разрабатывают сценарий, правила, методику проведения и пр., согласовывая с преподавателем регламент игры.

Также к каждому семинарскому занятию студент по заданию преподавателя должен выполнить соответствующее практическое задание (задания).

При подготовке к семинарам, при решении практических задач, кроме указанных выше источников, студентам целесообразно обращатьсяк электронным базам данных, материалам сайтов, иным ресурсам, содержащим информацию по проблемам криминологии.

Подбор соответствующей литературы (в том числе электронных источников информации) осуществляется студентом самостоятельно.

Если при подготовке к семинару остались непонятны некоторые вопросы, возникло несогласие с положениями учебника либо с точкой зрения лектора, такие вопросы необходимо разрешить на семинаре или на консультации у преподавателя.

По всем темам семинаров дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает два этапа работы студентов.

Первый этап – усвоение теоретического материала. Данный этап включает в себя:

1) Прочтение и усвоение конспекта лекций;

2) Работа с соответствующим нормативным материалом;

3) Чтение необходимых глав учебника;

4) Чтение, при необходимости конспектирование основной литературы;

5) Ознакомление, при необходимости конспектирование, рецензирование, аннотирование дополнительной литературы;

6) Подготовка к выступлению по вопросам для обсуждения и контрольным вопросам, предусмотренным к каждому семинару;

7) Составление словарика по каждой теме;

8) Подготовка доклада, доклада-презентации и т.д.

Второй этап предполагает выполнение студентом практического задания. Конкретное задание предлагается преподавателем студенту из числа заданий, предусмотренных в заданиях для самостоятельной работы к каждому семинару. Это может быть рассмотрение конкретной ситуации с составлением проекта аналитической справки о причинах и условиях преступления или проекта частного определения, разработка и проведение деловых игр и др.

Практические задания должны выполняться в отдельной тетради либо на отдельных листах.

Теоретические знания проверяются преподавателем на каждом семинарском занятии путем опроса (письменного или устного) или проведения теста.

Наличие выполненных заданий и правильность выполнения проверяется и оценивается либо в ходе соответствующего семинарского занятия, либо в период проведения межсессионной аттестации.

Все письменные задания должны быть выполнены аккуратно и оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. Работы, выполненные неаккуратно или неряшливо, не засчитываются. При наличии у нескольких студентов одинаково выполненной работы (если работа выполнялась не в группе), работа не засчитывается.

Если студент не подготовился или пропустил семинар (в том числе, по уважительной причине), он обязан отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятия (отработать пропуск). Форма и время отработки пропущенного семинара предварительно согласуются с преподавателем.

Соблюдение указанных основных требований по подготовке к занятиям позволит студенту довольно полно уяснить вопросы темы и более эффективно подготовиться к семинарским занятиям, что в конечном итоге скажется на уровне знаний студентов.

Отдельные темы изучаются студентами самостоятельно; в случае возникновения трудностей в их освоении необходимо обращаться за консультацией к преподавателю.

Для самостоятельной работы студентов преподавателем могут быть предложены и иные формы самостоятельной работы, порядок выполнения которых разъясняется дополнительно.

Самостоятельная работа студентов по определенной проблематике проводится с учетом времени изучения данной темы по учебному плану.

Сообщения (доклады, презентации и пр.), подготовленные по теме, должны внимательно слушаться остальными студентами, которым рекомендуется формулировать вопросы докладчику. Ответы подлежат групповому обсуждению.

В настоящее время учебная литература не отражает многих из­менений, происшедших и происходящих в правовой действительности, поэтому необходимо следить за периодическими изданиями и интернет-ресурсами, где публикуются материалы криминологического характера, и использовать эти публикации при подготовке к занятиям.

Большую помощь в самостоятельной работе окажет обращение к правовым базам данных, например, таким как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и другим. В этих базах студент найдет необходимое систематизированное законодательство, судебную практику, международные правовые акты, а также литературу по темам дисциплины.

Текущий контроль знаний осуществляется при проведении практических занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...