Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие личности в психологии и в правовой науке




Проблема личности – одна из центральных в психологической науке. Сложность феномена личности заставляет ученых с разных позиций подходить к его изучению. В литературе, посвященной проблеме личности, даются многочисленные определения этого феномена. Но чаще всего личность определяют через совокупность социальных, приобретенных качеств. Авторы, придерживающиеся такого взгляда, исключают из характеристики личности биологические свойства человека или его психологические качества. Между тем некоторые исследователи считают, что социальные черты включают в свой состав и биологическое начало человека, сохраняя его в сжатом виде. Нет единого мнения и в выяснении тех свойств, которые характеризуют человека как личность. В числе таких свойств называются: самостоятельность мысли, определенность оценок и взглядов.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» – существо, воплощающее в себе высшую ступень развития живых существ, субъект общественно-исторической деятельности, уникальный биологический тип Homo sapiens, возникший в результате длительного процесса антропогенеза и социогенеза.

Индивид – это данный конкретный человек, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, это носитель определенных биологических свойств.

Понятие «личность» имеет различные варианты толкования. Так, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человака как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности, характер. Личность – это устойчивая система социально значимых качеств индивида, результат его общественного развития, характеристика его социальной значимости. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющий ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность– это неповторимая уникальность системы психических, биологических свойств индивида, личностных качеств человека. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками и предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека. Индивидуальность раскрывает те личностные свойства человека и их сочетание, которые отличают данного человека от других людей.

Отличие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» от понятия «личность» состоит в том, что если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют они или нет у данного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие биологические и психологические свойства, которые присущи ему наряду с личностными свойствами. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для всех людей свойства. Понятие «индивидуальность» включает в себя свойства индивида и личности, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Отечественные психологи считают, что личность – это не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Основу личности составляет ее структура, т. е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется множество точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Рассмотрим некоторые из них.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну включает в себя три блока: 1) направленность, проявляющаяся в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности, поведении и мировоззрении; 2) знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе жизни и познавательной деятельности; 3) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в характере, темпераменте, способностях.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву характеризуется, во-первых, богатством, многообразием действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь - это и есть основание, реальный базис личности. Вторая характеристика — степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархизации. Это именно степень развития личности, ее генетическая характеристика. Таким образом, вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания. Эта идея перекликается с теориями личности целого ряда авторов, таких как Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, К. Левин, К. Г. Юнг. И третья характеристика – это тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., то есть имеется в виду общий структурный профиль. Структуру личности А. Н. Леонтьев описывает как иерархию мотивов, относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий.

Структура личности по К. К. Ковалеву включает в себя: 1) направленность (определяет отношение человека к действительности); 2) возможность (систему способностей); 3) характер (определяет стиль поведения личности в социальной среде); 4) систему упражнений (обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности).

А. В. Петровский разделяет структуру личности на следующие компоненты: 1) внутрииндивидуальную (интраиндивидуальную), в которую входит системная организация ее индивидуальности; 2) интериндивидную, в которой личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое выступает в конкретной форме проявлений личности; 3) метаиндивидуальную (надиндивидуальную), суть которой составляют «вклады» в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности.

К. К. Платонов предложил динамическую структуру личности. Согласно данной концепции структура личности включает в себя следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности представляет собой совокупность наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: его мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов. Все эти качества социально обусловлены. Они представляют собой преломление социального в сознании человека и формируются главным образом в процессе воспитания. Направленность личности тесно связана с правосознанием.

2. Подструктура опыта включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также формируется, в значительной мере, под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе образования двигательных навыков и т. п. Через данную структуру личности наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. Обычно эту подструктуру называют индивидуальной культурой (или подготовленностью), формирующейся в процессе обучения. Успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется способностями человека. Большую роль в приобретении знаний, опыта играют индивидуальность личности, мотивация.

3. Подструктура психических форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических процессов (психических функций): ощущений, восприятий, памяти, мышления. И хотя указанные процессы развиваются в ходе овладения человеком знаниями и навыками, тем не менее, они в значительной мере обусловлены биологическими, наследственными факторами. Сюда же относятся и такие формы отражения, как эмоции, чувства, которые проявляются в психических состояниях, переживаемых человеком в процессе какой-либо деятельности. Познавательные психические процессы вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект.

4. Подструктура темперамента и других, биологически обусловленных, свойств определяется половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными признаками, особенностями нервной системы индивида и зависит от физиологических, нейродинамических, формологических особенностей мозга.

Выделяют черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры и образующие две наиболее общие подструктуры - характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное понятие, как личность.

Личность – фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук, широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более узкое толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек – участник тех или иных правоотношений. Это объясняется тем, что должна учитываться терминология законодательных актов и подзаконных источников права.

Стоит внимательно посмотреть на целый ряд правовых норм, чтобы убедиться в том, какое большое значение придает законодатель понятию личности, требуя от сотрудников правоохранительных органов не формально, а по существу учитывать психологическое содержание данного понятия, проявляя на деле «уважение чести и достоинства личности» участников судопроизводства, руководствуясь принципами «неприкосновенности личности», справедливости назначения наказания лицам, совершившим уголовное преступление, административное правонарушение с учетом «личности виновного». Аналогичное положение содержится и в других правовых нормах. Например, при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного». Аналогичное отношение к защите чести и достоинства личности гражданина имеет место и в гражданском праве в случаях причинения лицу неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...