Способы и правила выделения информации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда, для этого используются: рамки, прорисовка границ (для оформления изображений, таблиц); тени (для отделения контура текста и объектов от фона); заливка, штриховка (для дизайна основ информационных блоков); стрелки (для оформления схем и логических блоков). Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта). Однако при выделении следует соблюдать меру — выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда. Для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы. Оформление слайдов: Единый стиль презентации Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона. Стиль включает в себя: общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков; общую цветовую схему дизайна слайда; цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.; параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер), используемых для различных типов текстовой информации (заголовков, основного текста, выделенного текста, гиперссылок, списков, подписей); способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др. Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.
В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера. Правила использования цвета Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов человеком. К наиболее значимым из них относят: теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый; холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый; нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый; сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне или красные на синем); наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем. Можно сформулировать следующие рекомендации по использованию цвета в презентации: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора: трех базовых цветов: фона — текста — заголовка;
трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза. Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним. Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков не до- пускается применять: более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице; красный фон; соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3. Правила использования фона Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет. Для фона предпочтительны холодные тона. Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный гради- ентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) тек- стуру или нейтральный фон. Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эф- фективность восприятия материала. При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования тек- стовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные эле- менты. Правила использования текстовой информации Не рекомендуется: перегружать слайд текстовой информацией; использовать блоки сплошного текста; в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глуб- же двух; использовать переносы слов; использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков; текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам). Рекомендуется: сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: корот- кие тезисы, даты, имена, термины — главные моменты опорного конспекта;
использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, при- лагательных; использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста; использование табличного (матричного) формата предъявления материала, кото- рый позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями; выполнение общих правил оформления текста; тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков; горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах; каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста; основную идею абзаца располагать в самом начале — в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца); идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней. Правила использования шрифтов При выборе шрифтов для представления вербальной информации презента- ции следует учитывать следующие правила: Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Учитывая, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с за- сечками (типа Times), то: для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты; для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом. Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого даль- него места). Рекомендуемые размеры шрифтов: для заголовков — не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально — 36 пунктов; для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально — 24 пункта; Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно вы- делить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти. Для выделения информации следует использовать цвет, полужирный и/или курсивный шрифт. Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому ис- пользовать его для иных целей не рекомендуется. Правила использования графической информации Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количе- ство определяются функциональной направленностью учебного материала. Изобра- жение информативнее, нагляднее, оно легче запоминается, чем текст. Поэтому, если можно заменить текст информативной иллюстрацией, то лучше это сделать. При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зритель- ной информации: Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично допол- нять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде. Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презента- ции рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда. Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предвари- тельно подготовлены в графическом редакторе. Недопустимо: искажение пропорций; нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений; использование изображений с пониженной резкостью; использование необработанных сканированных изображений; например — изображений с "грязным"(серым, желтым) фоном вместо белого, неконтраст- ных, размытых и т.п. Выбор размера изображения (в пикселах) осуществляется в графическом ре- дакторе. Изображение уменьшается (ни в коем случае НЕ увеличивается!) до нужного размера относительно экрана (либо до немного большего, чем нуж- ный, но не более чем в 1.5—2 раза, чтобы более точно отрегулировать его размер уже на слайде путем уменьшения масштаба от 100%). При масштабировании помещенного на слайд изображения его масштаб до- пустимо только уменьшать (от исходных 100%), и крайне нежелательно увеличивать масштаб свыше 100%, так как при этом теряется его качество — на слайде оно будет выглядеть размытым. Если на слайде в масштабе 100% изображение оказалось слишком маленьким, то его необходимо заново под-
готовить в графическом редакторе из исходного оригинала большого размера. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, поясни- тельная надпись преимущественно располагается под рисунком. Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на- право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда. Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно. Необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах. Правила использования звукового сопровождения Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровожде- ния нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемо- сти обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обу- чения. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным. Использование мультимедийных блоков (в первую очередь — звуковых) сильно ограничено в презентациях, которые самостоятельно просматриваются аудиторией одновременно на нескольких компьютерах (например, учащимися в компьютерном классе). Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком. Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика). Анимационные эффекты Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для пред- ставления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презента- цию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима: для демонстрации динамичных процессов; для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации. Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения обучающихся. Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В учебных презентациях для детей и подростков такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными документа- ми. Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко "впечатываются" в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее. Но при этом следует помнить: любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|