Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура современного банковского законодательства

Федеральное агентство по образованию и науке РФ

ФГОУ СПО Тамбовский Бизнес колледж

По специальности «Правоведение»

Курсовая работа

на тему: «ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

 

 

Выполнил:

студент 210 группы,

специальности: 030503

Ледовских С. А.

Руководитель:

к.ю.н. Черноказинска С. В.

 

 

Тамбов 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. 1. Структура современного банковского законодательства

1. 2. Правовое регулирование статуса банков

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННЫЕ БАНКОСКИЕ ОПЕРАЦИИ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА

2. 1. Традиционные банковские операции

2. 2. Правовой аспект кредитного договора банка с клиентом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в международном законодательстве всё большее внимание уделяется коммерческим банкам, как институтам, аккумулирующим свободные денежные средства населения и предприятий, выдающее кредиты и принимающее средства на депозиты. Исключением не является и Россия.

Коммерческий банк издавна понимается как институт кредита, т. е. место, где можно взять кредит на условиях срочности, платности и возвратности. Но это не совсем верное утверждение. Коммерческие банки не только выдают кредиты, но и привлекают денежные средства на депозиты и производят расчётные операции со счетами клиентов.

Итак, актуальность исследования состоит в изучении банковского законодательства в области кредитных отношений.

Следовательно, предметом изучения в данной работе является кредитные правоотношения.

При написании данной работы была поставлена следующая цель: всесторонне охарактеризовать институты банковского кредита по российскому законодательству.

Исходя из поставленной цели, был выдвинут ряд задач:

· охарактеризовать современное банковское законодательство;

· рассмотреть традиционные банковские операции и сущность кредитного договора.

Исследуя тему данного реферата, мною были использованы труды таких авторов как: Лаврушина О. И. Банковское дело, Эриашвили Н. Д. Банковское право, Барашяна М. М., Дружинина М. Н. Банковское право. Кузнецовой Л. Г. Банки и небанковские кредитные организации и их операции.

Что касается монографического исследования, то это статьи из журналов «Журнал российского права», «Финансы и кредит», «Налоговый вестник».

Структура работы определяется целью и задачами исследования, она состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и библиографического списка.


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Структура современного банковского законодательства

 

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Общеизвестно, что идеи правят миром и это отражается на развитии банков.

Не надо полагать, что идеи, в том числе представления о сущности и роли банков, возникают сами по себе. Напротив, они являются отражением хода исторического процесса, пути развития народного хозяйства. Не случайно вместе с ростом банковского сектора происходили обособление банковского права, его формирование как самостоятельного блока правового регулирования.

Банковское законодательство в рамках определенной формации формировалось эволюционным путем. Огромное воздействие здесь всегда оказывали хозяйственные потребности. Деятельность центральных банков требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус. Особая роль денежного обращения потребовала законодательного закрепления центрального банка как эмиссионного института, главной (и даже по законодательству отдельных стран единственной) задачей которых является обеспечение стабильности денежной единицы. Там, где требовались особые усилия в хозяйственном строительстве и отсутствовали соответствующие финансовые институты, законодатели создавали их в виде кредитных учреждений, обеспечивающих финансирование соответствующей сферы деловой активности. Развитие рынка недвижимости, к примеру, привело к образованию ипотечных банков, становление той или иной отрасли экономики определяло идею образования различных промышленных, строительных, сельскохозяйственных, внешнеторговых банков. В некоторых Европейских странах успешно работают почтовые банки, в банковской системе Франции по закону 1913г. функционирует кредитное учреждение «Морской взаимный кредит», в Германии довольно успешно развиваются различные кооперативные банки, а в России в начале XX в. - учреждения мелкого кредита, поддерживающие экономику мелких производителей. Заметное место в структуре банковской системы ряда стран занимают муниципальные (городские) банки, поддерживающие экономику городского, коммунального хозяйства.

Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока - законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. В Германии, к примеру, наряду с Законом о Бундесбанке как центральном банке ФРГ действуют законы, регулирующие деятельность сберегательных и ипотечных банков. Этот блок законов можно назвать институциональным, поскольку он регулирует деятельность отдельных кредитных институтов.

Второй блок банковских законов охватывает положения, регулирующие деятельность деловых (коммерческих) банков. Таких законов, как правило, несколько. Это могут быть отдельно законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр. История отдельных стран знает примеры создания специальных законов, определяющих также характер банковской профессии.

Первый и второй блоки законов данного яруса образуют законы, непосредственно регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия. К их числу, к примеру, относятся Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право и др. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве.

Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, «коридоры» их функционирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер, учитывающий действующую систему в целом. Здесь, в частности, важно, насколько закон, регулирующий деятельность центрального (эмиссионного) банка, корреспондируется с законами, регулирующими деятельность других банков, прежде всего коммерческих кредитных институтов. Коммерческие банки заинтересованы при этом в том, чтобы закон о центральном банке был наиболее полон и не оставлял место для его субъективных решений.[1]

Не менее важными они являются для клиентов банка. Банковские законы определяют правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц. Здесь надо учесть ряд обстоятельств, прежде всего то, что отношения банка с клиентами носят прямой характер, происходят без посредников; они касаются весьма острой материи - денег, кредита, расчетов в наличной и безналичной формах; весьма специфичны в силу особенностей банковского учета, банковской технологии в целом.

Нельзя также забывать, что, помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен знать и ими руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование коммерческого банка является не его выдумкой, а имеет определенное юридическое основание.

Весьма значительна роль банковского законодательства и для общего развития народного хозяйства. Банковские законы важны не только для них самих. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов в народном хозяйстве, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют значительные денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы экономического развития; банки при всей их осторожности, однако, способны содействовать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах, возможность их банкротства доказывается как прошлым историческим опытом, так и современной практикой. Банкротами становятся как малые, так и крупные банки. Если учесть, что кредитные учреждения работают преимущественно не на своих, а на чужих деньгах, в том числе сбережениях частных лиц, то станет ясно, что это может вызвать нежелательные социальные последствия. Из новейшей российской истории всем известны требования граждан о возврате тех денежных средств, которые они поместили на счета в банках.

Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. В интересах обеспечения хозяйственной стабильности государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их деятельность интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Государство всегда было заинтересовано в концентрации капиталов, в оживлении промышленности, торговли, предпринимательства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относившиеся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой стороны, сдерживали банки там, где это мешало государству в общем экономическом регулировании.

Государство при этом всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными и самостоятельными, активными и ликвидными, как сделать так, чтобы, обеспечивая регламентацию банковской деятельности, не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами. Можно сказать, что государство по многим причинам всегда стремилось «дружить» с банками, но не прочь было и одернуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зрения независимыми и самостоятельными. К сожалению, в банковских законах всегда было достаточно того, чтобы допустить как то, так и другое.

Банкиры не оставались в долгу. С одной стороны, банки старались быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительными финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность. Недаром банки зачастую нанимают аудиторов, которые могли бы им показать допущенные ошибки с тем, чтобы избежать этих нарушений в последующем. С другой стороны, банки, если закон в чем-то становится для них помехой, искали способы, как его обойти также законным путем. Эта игра продолжается до сих пор. Разумеется, мы не касаемся здесь прямых, сознательных нарушений банковского законодательства, приводящих к огромным хищениям денежных и материальных ресурсов.[2]

Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов - как банков, так и их клиентов и государства. Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Эти изменения в банковском законодательстве России мы рассмотрим особо.

Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.

Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов это удалось. Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам Центрального банка РФ, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.

Законы стали более подробными. Это касается описания порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.

Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего это касается идеи универсальности. Закон действителен для всех банков, всех их типов. Унифицированным остается контроль за банками.

Универсальность законов не означает, что они отвергают принцип необходимости функционирования многообразия банков в условиях рыночного хозяйства. Напротив, законы допускают существование разных банков по типу собственности, юридическому статусу, характеру деятельности, перечню выполняемых операций, не допускают принципа уравниловки в управлении банками.

Новые законы направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Национального банковского Совета (НБС) является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа представителей кредитных организаций и экспертов.

В целом структура Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выглядит следующим образом:

Глава I. Общие положения (ст. 1-8).

Глава П. Капитал Банка России (ст. 9 и 10).

Глава III. Органы управления Банком России (ст. 11-18).

Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной

власти и органами местного самоуправления (ст. 19-23).

Глава V. Отчетность Банка России (ст. 24-26).

Глава VI. Организация налично-денежного обращения (ст. 27-34).

Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст. 35-44).

Глава VIII. Операции Банка России (ст. 45-49).

Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст. 50-54).

Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст. 55-76).

Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями (ст. 77-79).

Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст. 80-82).

Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст. 83-87).

Глава XIV. Служащие Банка России (ст. 88-92).

Глава XV. Аудит Банка России (ст. 93-95).

Определенные отличительные особенности есть и у Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Его структура имеет следующий вид:

Глава I. Общие положения (ст. 1-11).

Глава П. Порядок регистрации кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций (ст. 12-23).

Глава III. Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (ст. 24-27).

Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов (ст. 28-34).

Глава V. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства (ст. 35).

Глава VI. Сберегательное дело (ст. 36-39).

Глава VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях (ст. 40-43).

Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ предписано прекратить свое участие в капиталах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено Федеральным законом о бюджете), обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» более рельефно стала просматриваться идея обеспечения стабильности банковской системы, в том числе посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка РФ. Закон ввел новые обязательные нормативы. Среди них: предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц и др. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» декларируется необходимость создания Федерального Фонда обязательного страхования вкладов. Участниками этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлечение средств населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон дает банкам право объединяться в целях добровольного создания фондов страхования вкладов граждан и юридических лиц.

Более подробно вопросы гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках должны были найти отражение в специальном законе, прошедшем определенную процедуру обсуждения в Государственной Думе РФ и Совете Федерации РФ. Важным шагом в деле развития банковского законодательства стало принятие Федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (февраль 1999 г.), «О реструктуризации кредитных организаций» (июль 1999 г.), а также «О валютном регулировании и валютном контроле».

Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала определенный шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссионного института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы (о кредитах, платежах и др.), так и параллельно действующие законодательные акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В условиях переходного периода в стране еще не создана система банковских законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных институтов.

Тем не менее, при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.[3]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...