Поэтическое произведение, его основные виды
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Воздействие художественной литературы на развитие у школьника умственных способностей, эстетических чувств очень велико. Чтение - это одно из сильнейших средств образования, а так же развития и воспитания. Оно способствует развитию умственных, нравственных, культурных, эстетических, языковых способностей ребенка. Одна из главных задач учителя на уроках литературного чтения - воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественного произведения. Этому способствует выразительное чтение. Процесс подготовки выразительного чтения создаёт на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству слова, играет важную роль в развитии у школьников устной речи. Особое место занимает на уроках чтения работа над анализом лирического произведения. Поэзия - это один из основных этапов курса литературы. Лирические произведения приобщают учащихся к духовному богатству народа, формируют нравственную сторону воспитания ребенка, помогают воспринимать окружающий мир, сопереживать героям. Поэтические строки делают людей более отзывчивыми, благороднее, расширяют духовный мир, формируют способность понимать нравственную ценность, проживать с героями их жизни, обогащают словарный запас. Но все это будет возможно толь в том случае, если чтец донесет до слушателя все чувства и переживания, которые испытывал автор при написании своего произведения. Очень важно обратить внимание на все эмоциональную окраску стихотворения. Младшие школьники с большим удовольствием слушают, читают и учат наизусть поэтические произведения, но очень часто не воспринимают их до конца. Перед учителем стоит сложная задача- помочь ребенку осознать главную идею поэтического произведения, разобрать и понять смысл выражений, словосочетаний и слов неизвестных младшему школьнику, а также особенности лирики того или другого поэта. Для того чтобы разрешить эти задачи необходимо уделить большое внимание содержанию текста, организовать анализ произведения на научных основах.
Первой и более доступной формой конкретного, наглядного обучения литературе будет не что иное, а выразительное чтение. Данное предположение высказал ученый- педагог М.А. Рыбников [Рыбников 1963: 165]. Выразительное чтение неотъемлемая часть работы над поэтическим произведением. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, музыкальности, красоты.
Поэтическое произведение, его основные виды
Поэзия - в переводе с греческого означает «творчество, стихотворение», представляет особый способ передачи организации речи. В современной культуре под поэзией понимают обычно один из видов искусства. В свою очередь поэтические произведения делят на следующие виды: лирика, эпос, драма. лирический поэтический произведение чтение Лирика - от греч. lyra- лира - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни. Особенность лирического произведения - это эмоционально окрашенные размышления и описания. Содержания и формы лирических произведений изменялись в связи с развитием литературы. Одним из компонентов работы над поэтическим произведением является выразительность чтения. Выразительность чтения - это высший тип чтения - умение использовать основные средства выразительности для оценки содержания и смысла текста. К выразительным средствам относятся дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, мелодика, темпоритм, тон, интонация, тембр голоса, мимика, жесты. Эти средства помогают развивать у школьников определенные умения и навыки, например: умение управлять дыханием, своим голосом, жестами, мимикой, умением правильно использовать логические и психологические паузы и многие другие умения.
Поэтому в круг чтения ребенка младшего школьного возраста вошли лирические произведения. Учитель на уроках литературного чтения в начальной школе обращает внимание учащихся на специфику и формы лирических произведений. Литературоведы выделяют различные виды лирических произведений, такие как лирику мыслей, чувств, лирику описательную, где составляющей частью будет пейзажная лирика. В начальной школе чаще всего на уроках чтения сталкиваются школьники именно с пейзажной (описательной) лирикой. Рассматривая поэзию, наряду с лирикой необходимо обратить внимание на эпос, эпическую поэзию. Эпос в переводе с греческого означает повествование, рассказ, история и является одним из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), который представляет собой литературно-художественное произведение, имеющее объективно-повествовательный характер. К эпическим произведением относят творения Гомера «Одиссея», «Илиада», а так же «Слово о полку Игореве», у киргизского народа можно отнести произведения о подвигах батыра Манаса. При работе над эпическими произведениями учителю необходимо учитывать особый язык данных произведений. Небольшие по объему произведения эпического характера читаются полностью на уроке, затем начинается анализ- разбор. Эпические произведения требуют комментированного чтения, потому что язык былин очень сложен для восприятия школьника младших классов. Педагогу необходимо на уроке, во время анализа обратить особое внимание на стилистическую окраску эпоса: какие гиперболы, литоты, эпитеты употреблял автор для передачи и более полного восприятия события, которое описывал в своем произведении. Учитель должен дать школьникам необходимые лексические и фразеологические пояснения. На уроках литературного чтения, посвященным изучению эпических произведений, очень много читают вслух. Потому как эти произведения многоголосны: голос автора- повествователя, различные голоса героев. При такой работе необходимо обратить особое внимание на ритм, мелодику, такт эпического произведения.
Рассмотрим другой вид поэтического произведения - это драма. Драма - от греческого означает действие. В отличие от других основных поэтических родов (эпического и лирического) полное и всестороннее раскрытие драмы возможно при сценическом выражении. Структура драматического произведения такова, что с одной стороны это вид поэтического искусства, а с другой - данный поэтический род служит способом сценического изложения произведения. В методике работы над драматическим произведением можно выделить различные виды работ, которые использует учитель на уроках литературного чтения в начальной школе. К ним можно отнести чтение по ролям с опорой на интонацию; чтение по ролям, но уже заранее устным описанием и обсуждением одежды, жестов, манеры поведения героев, их мимики, жестов, интонационного ударения и многое другое; постановка «живых картин» к драматическому произведению; можно оговорить декорации, костюмы, различные атрибуты; представление сценическое произведения. Все виды работ над поэтическими произведениями развивают творческие способности учащихся, повышают мотивацию к изучению данного предмета. Программа по литературному чтению у младших школьников дает большой выбор различных заданий, которые способствуют формированию творческих способностей и повышению уровня восприятия художественного произведения у учащихся. Школьники знакомятся на уроках с произведениями не только казахстанских поэтов, но и с творчеством поэтов мирового масштаба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|