Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности работы над поэтическим произведением




 

Приобщая младших школьников к поэтическим произведениям, необходимо при этом расширять их кругозор. Этому способствуют различные виды и формы работ. Рассмотрим работу учителя над поэтическим произведением на уроках литературного чтения на примере лирических произведений.

Объектом лирического произведения является внутренний мир человека, его душа, мысли. Следовательно, основная идея лирического произведения - это переживания лирического героя, а именно его мысли, эмоции, его поведение, окружающий мир, но при этом не отображаются события как в эпическом произведении.

Лирика стремиться отразить внутренний мир человека, его прекрасные моменты жизни, окрашенные эмоциями и душевным состоянием.

Что же необходимо учитывать учителю при работе над лирическим произведением? Во-первых, для полноценного восприятия лирического произведения нужно соответствие эмоционального состояния читателя и переживания автора, переданные им в своем творении. Во-вторых, детей необходимо настроить на эмоциональный тон, заданный поэтом в тексте. При этом возможно использовать различные методы и приемы работы, например: обратиться к жизненному опыту ребенка; сообщить определенную информацию о личности поэта, о его чувствах; рассказать свое отношение к произведению; можно использовать различные задания творческого характера для создания эмоционального фона; можно рассказать предысторию написания данного поэтического произведения.

Конечно, необходимо первичное представление поэтического произведения при помощи выразительного чтения. Лучше читать произведение наизусть с красивым музыкальным сопровождением. Этот метод поможет вызвать у школьников определенные эмоции и чувства.

В начальной школе чаще всего изучают на уроках литературного чтения пейзажную лирику. При помощи этих произведений можно провести параллель между описанием природы и настроением поэта, его переживаниями. Поэтому педагог должен больше внимания уделять анализу поэтических картин, описанных автором в пейзажной лирике. Для того чтобы не произошло одностороннего анализа такого плана произведений, учитель должен не только проводить анализ природы, но и попытаться помочь осмыслить основное содержание лирического текста, т.е. какие чувства, мысли посещали героя произведения.

Можно использовать вопросы такого характера, как: какие чувства поэт отразил в этой картине? Как передал настроение с помощью описания времени года? Как музыку можно подобрать к описанию природы в этом стихотворении?

Учитель должен учитывать и определенные трудности, которые могут возникнуть при работе над лирическим стихотворением.

В первую очередь - это сложность восприятия лирического текста младшими школьниками. Восприятие маленькими детьми тонкостей описания пейзажа с использованием различных метафор, эпитетов и других стилистических троп и фигур малодоступно. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок еще не способен самостоятельно понимать внутренний мир чужого человека. В этом возрасте у младших школьников только начинают формироваться такие способности.

Еще одна трудность заключена в том, что дети младшего школьного возраста имеют маленький лексический запас, для выражения человеческих чувств, настроения и эмоций. Для того чтобы преодолеть такую трудность необходимо пополнять словарный запас учащихся при помощи прилагательных или словосочетаний, описывать свое настроение или погоду сегодняшнего дня. Затем использовать этот наработанный словарный запас при анализе лирического произведения.

Очень сложно ребенку этого возраста еще воспроизводить мысленно образы при чтении и анализе пейзажной лирики. Эта сложность разрешима, когда проводятся различные экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с явлениями природы. После экскурсии можно свои впечатления и переживания перенести на альбомный лист на уроке изобразительного искусства, а на уроке литературного чтения дополнить лирическим произведением, описывающим схожее явление природы. Так как внимательный зритель и слушатель в дальнейшем становиться вдумчивым читателем.

Для учащихся начальной школы очень сложно и трудно воспринимать текст лирического произведения, где необходимо понять все те поэтические средства и приемы, которые использовал автор, а именно, это мелодика, особенности синтаксиса. И учителю необходимо на уроке останавливать внимание на анализе лексической выразительности поэтического произведения более подробно.

Выразительные средства языка - это тропы, которые вызывают опять- таки определенную сложность у детей младшего школьного возраста. Трудность заключена в основном в том, что слова, употреблены в переносном значении. Но благодаря именно тропам поэтические произведения получают более яркую эмоциональную окраску, музыкальность, выразительность - все, что завораживает читателя.

Итак, какие тропы изучают школьники в начальных классах на уроках литературного чтения.

а) эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность;

б) сравнение- это сопоставление двух или более предметов, явлений, чтобы пояснить один из них;

в) метафора- слово употреблено в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким- либо другим на основании общих признаков;

г) олицетворение или одушевление неодушевленных предметов, наделение их свойствами живых существ;

д) аллегория или иносказание, т.е. изображение абстрактных понятий через определенные образы и предметы;

е) метонимия- сближение понятий по сходству;

ж) гипербола- это преувеличение художественное;

з) литота - антонимичность гиперболе, т. е. преуменьшение.

Все эти стилистические тропы помогают усилить эмоциональный смысл художественных образов в произведении.

Рассмотрим пример анализа лирического произведения.

В учебнике литературного чтения для 4 класса, авторы: С.В. Кузнецова, Е. В. Тимошина, издательства «Алматыкiтап баспасы» 2011г., есть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса- великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Мир поэзии классиков, в том числе Лермонтова богат метафорами, эпитетами, олицетворениями.

Например, эпитеты: «тучка золотая», «утеса-великана», «старого утеса», олицетворение: «задумался глубоко…», «тихонько плачет…», «весело играя…», метафора «на груди утеса-великана» и т. д.

Все эти стилистические приемы создают определенную пейзажную картину, словно, оживает перед глазами читателя красота горной природы, описанная Лермонтовым. Эти приемы дают школьнику представить в своем воображении раннее утро. Особую роль здесь играет мелодика данного произведения, которая помогает нам представить это утро, тишину, как играют первые лучи солнца. Понять особое отношение автора к пейзажам, окружавших, его в определенный период жизни.

Необходимо помочь учащимся осмыслить все изобразительно-выразительные средства поэтического языка Лермонтова.

Для этого можно спросить: что мы можем увидеть в начале и в конце стихотворения?

строфа - ночевала тучка;

строфа - идет пояснение где - на груди утеса- великана;

строфа - что происходит далее - утром умчалась и т. д. идет разбор стихотворения по строфам.

Затем делается вывод - как поэт описывает весь путь тучки и что происходит с утесом.

После разбора по строфам приступаем к работе над эмоционально- эстетическим окрасом произведения:

Как Лермонтов изображает явление природы?

С помощью, каких слов он олицетворяет предметы и явления?

Как удалось передать автору мудрость утеса? И молодость тучки?

Какие краски вы бы взяли, чтобы выполнить иллюстрацию к стихотворению Лермонтова?

Какую музыку можно подобрать к этому произведению?

Отвечая на ряд вопросов, поставленных учителем во время анализа поэтического произведения, формируется у учащихся художественный вкус, расширяется их кругозор, развивается образное мышление, совершенствуется выразительность чтения.


 

Заключение

 

Лирические произведения от других жанров отличаются эмоционально - окрашенными размышлениями поэта, его чувствами, переживаниями, внутренним миром, эмоциями.

Это наиболее яркий жанр поэтического повествования, которое дает возможность научить младших школьников выразительно читать поэтические произведения, сформировать у них интонационные умения.

Предмет «литературное чтение» учит младших школьников не только читать, но и воспринимать поэтические произведения как особый вид искусства.

Стихотворения помогают обогатить внутренний мир ребенка, дают какой-то опыт по формированию эмоций, чувств, впечатлений, которые можно выразить при помощи языковых средств.

Младшему школьнику нужен помощник, в роли которого выступает учитель, чтобы в его маленькой и хрупкой как хрусталь душе появился поэтический смысл, как переработать детскую мысль от эмоции через определенный ряд ассоциаций к образу, а в дальнейшем к понятию.

Учитель делает внутренний мир ребенка ярким, красочным, ориентируя его на поиск прекрасного в нашем повседневном окружении.

Поэтические произведения несут в себе большое воспитательное значение - нравственное развитие детей, воспитание чувств и понимание красоты мира. Это широкая возможность эстетического развития младшего школьника в учебном процессе.


 

Список литературы

 

1. Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого в начальной школе// Обучение чтению младших школьников: Пособие для учителей. / Сост. И.А. Гаркунова. - М.: Просвещение,1981.

2. Горбушина Л.А. выразительное чтение и рассказывание. Учеб.посбие для учащихся школьных пед.училищ по специальности № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват.школы». Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение»,1975.

.   Гужова И.В. уроки литературного чтения в начальной школе // начальная школа.- 2003.- № 2 - с. 82-102.

.   Кузнецова С.В., Тимошина Е. В., Учебник. Литературное чтение 4 класс. Рус. шк. Изд.«Алматыкiтап баспасы» 2011г.,

.   Рыбников М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., Издательство «Учпедгиз», 1963, с.313.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...