Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства массовой коммуникации в системе отношений общества и власти история




 

Без коммуникации общество являло бы собой скопление индивидов: в отсутствии социального взаимодействия индивиды не могут представлять собой общество, так как "теоретический анализ общества предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении", чего достичь невозможно, если индивиды не будут находиться в состоянии коммуникации.

Сегодня ученые выделяют ряд аспектов рассмотрения категории коммуникация: от информационного обмена в технологически организованных системах до экзистенциональной коммуникации (обнаружение Я в Другом). Нас оно будет интересовать в широком смысле - как одна из основ человеческой жизнедеятельности, как тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен.

Коммуникация (от лат.communicatio - сообщение, передача, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными.

Таким образом, коммуникация - это процесс распространения информации.

Что же в свою очередь представляет собой информация?

Не существует одного общего определения понятия информации. Первоначальное ее понимание сводилось к сведениям, сообщениям о чем-либо. Однако с прогрессом технических средств массовых и других коммуникаций, с ростом объема передаваемых сообщений и появлением необходимости измерения количества информации, ее ценности и содержания, появились разные подходы к пониманию информации <http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/inf-politika/1-1-1.htm>. В течение последних 50 лет ученые стремились определить категорию информации, трактуя ее то в виде формальных определений, то в виде концепции информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т.д., но каждый раз понятие информации не столько определялось, сколько принималось на интуитивном уровне. Опираясь на статьи современных словарей, можно взять за основу следующее собирательное понятие информации:

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Следовательно, в самом элементарном представлении, "информация" - совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от их представления. Кроме количества, ценности и содержания, информация (в частности, социальная информация) обладает и другими свойствами: правдивость, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность, доказательность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность.

Таким образом, если коммуникация - это механизм общения, взаимодействие общественных субъектов, то информация - это содержательная сторона общения, взаимодействия общественных субъектов.

Значение коммуникации в жизни общества волновало человечество с древних времен (например, с философской точки зрения коммуникация рассматривалась в аспектах происхождения социальных норм, морали, права и государства, проблем диалога и т.д.). В ХХ в. коммуникация оказалась в центре внимания философии (у К. Ясперса коммуникация является целью и задачей философии), в центре внимания социальной теории (например, Ю. Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового признака социального процесса, отмечая, что именно коммуникативное действие, а не труд, согласно учению К. Маркса, является основой всей социокультурной жизни человека; и коммуникация же лежит в основе современного гражданского общества), в центре внимания политологии, помогая понять механизмы принятия важнейших политических и идеологических решений (по Н. Луману, власть понимается как коммуникативное средство, она предлагает результаты предпринятого ею отбора и благодаря этому обладает способностью оказывать влияние на селекцию действий или бездействий подчиненных перед лицом других возможностей).

Интерес к процессам коммуникации резко возрос с интенсивным развитием средств массовой коммуникации (СМК) и средств массовой информации (СМИ), которое пришлись на ХХ век. Однако прежде, чем анализировать общее и различное в СМК и СМИ, следует разобраться, в чем состоят особенности массовой коммуникации и массовой информации.

Массовая коммуникация (кроме массовой коммуникации, по типу отношений между участниками выделяются межличностная и публичная коммуникации, а также целый ряд иных типов, форм и моделей коммуникации) - разновидность социальной коммуникации, реализуемой на уровне общества. Массовая коммуникация - это процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс массовой коммуникации носит однонаправленный и внеличностный характер, т.к. отправитель удален от потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций (например, институтов общественного мнения). Массовые коммуникации осуществляются при помощи средств массовой коммуникации.

Характеристику массовой информации рассмотрим по двум источникам. В Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации"". под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы". Автор книги "Коммуникационный менеджмент PR" А.Б. Зверинцев предлагает следующую трактовку понятия массовой информации.

Массовая информация - социальная информация, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией.

Как несложно заметить из определений, категории массовой коммуникации и массовой информации, в отличие от категорий коммуникации и информации, сближаются, так как массовая коммуникация и массовая информация предполагают передачу информации широкой аудитории от некоего источника.

Когда же речь заходит о категориях средств массовой коммуникации и средств массовой информации, некоторые ученые одно время отождествляли их, отмечая, что такими средствами и в одном, и в другом случае в первую очередь являются пресса, радио и телевидение. Средства массовой информации, согласно закону "О средствах массовой информации", - это периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иная форма периодического распространения массовой информации. Другие ученые к средствам массовой коммуникации относят кинематограф и шоу-бизнес в полном его объеме, в то время как к средствам массовой информации причисляют только прессу, радио и телевидение. Третья группа ученых к средствам массовой коммуникации относит технические средства, опосредующие межперсональную коммуникацию, как-то: телеграф, телефон, персональный компьютер, видеомагнитофон, модем и т.д., и при этом СМК и "медиакратии" отводят сугубо техническую роль.

Логично остановиться на варианте, объединяющем первую, вторую и третью трактовки СМК, подразумевая под средствами массовой коммуникации прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технические средства, обеспечивающие коммуникацию. Почему все перечисленное предлагается отнести к СМК? СМК - это категория более широкая, чем СМИ. Кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция ввиду своей непериодичности не могут быть средствами массовой информации. Интернет не признан в качестве СМИ в нашей стране, так как широкие массы не имеют пока доступа к нему. По поводу технических средств давно идут прения: относятся или не относятся они к СМК. Большая часть специалистов считает, что техника оказывает на процесс коммуникации большое влияние. Вслед за Гербертом Маршаллом Маклюэном, провозгласившим, что "средство коммуникации есть сообщение", известный французский социолог Режи Дебре в работе "Интеллектуальная власть во Франции" отмечал, что "любое явление, относящееся к масс-медиа, рассматривается через призму становления мировой стратегии в сфере информации и коммуникации, а также с точки зрения развития телеинформатики и техники коммуникации", и важнейшей чертой коммуникации является ее биполярность, когда при передаче информации "что" (информация) зависит от того "как" (при помощи каких средств) передается.

Поэтому представляется целесообразным принять предложенную трактовку СМК. Таким образом, основную категорию, используемую в настоящем исследовании, - средства массовой коммуникации - предлагается трактовать как отчасти синонимичную категории средства массовой информации, но в более широком понимании по трем причинам. Во-первых, потому что анализ влияния средств массовой коммуникации осуществляется с периода в истории человечества, когда не существовали СМИ в принятом сегодня понимании (печать, телерадиовещание), их функцию выполняли рукописные книги. Во-вторых, сегодня средства массовой коммуникации, помимо СМИ, включают в себя кинематограф, шоу-бизнес, Интернет, новые средства массовой информации, рекламу, PR, оказывающие значительное влияние на массовое сознание. В-третьих, средства массовой информации - это преимущественно однонаправленная система, в то время как средства массовой коммуникации являются системой, обладающей обратной связью, почему в последние годы все активнее обсуждается необходимость преобразования СМИ в СМК, т.е. в инструмент социального взаимодействия, "в один из значимых институтов социального управления".

С помощью средств массовой коммуникации и информации коммуникация распространяется повсюду, и необходимо отметить, что коммуникационные средства информации представляют собой решающий фактор любой социальной системы (в связи с чем Юрген Хабермас, отважившийся на попытку фундаментального теоретического синтеза в области философии и теории общества, определяет, что общество - результат информационного взаимодействия людей). Отличительной чертой средств массовой информации как социальных институтов является то, что они существуют специально для содействия коммуникации.

Всякий социальный институт (в качестве социального института принято рассматривать всевозможные составляющие социальной системы как формы организации жизни общества в самых различных ее проявлениях: от институтов государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной, и до спортивных обществ или общества кактусоводов) вступает в коммуникативные связи с другими социальными институтами и нередко осуществляет массово-информационную деятельность от своего имени. То есть законодательное собрание, например, рассказывает через СМИ и СМК о своей деятельности, спортивное общество - о своих достижениях, общество кактусоводов - о новых сортах кактусов.

Следовательно, под "социальным институтом" будем понимать относительно устойчивые типы и формы социальной политики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Средства массовой информации, а теперь и коммуникации, по мнению профессора МГУ Е.П. Прохорова, являются "специфическим социальным институтом", то есть, обращаясь к обществу в процессе массово-информационного обеспечения его функционирования, создают своеобразный информационный "аналог" жизнедеятельности социальных институтов во всех их проявлениях. Иначе говоря, основное назначение средств массовой информации и коммуникации состоит не в характеристике деятельности самих СМИ и СМК (хотя именно анализ состояния и особенностей их функционирования в наибольшей степени способствует пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию положения других социальных институтов в государстве), а в создании полной картины жизни общества через освещение функционирования каждого социального института. В то же время средства массовой информации нередко устанавливают такие взаимоотношения с аудиторией, которые позволяют не просто передавать информацию, но могут, подобно законодательной власти, представлять свою нацию, свой народ, контролировать исполнительную власть. Именно в этом на определенном этапе своего развития они усматривают основную свою роль, претендуя на место "четвертой власти" (Интернет в последние годы стали называть "пятой властью").

Однако первоначальной функцией средств массовой информации и коммуникации является передача информации. Анализ информации, передаваемой через СМИ и СМК, делает очевидным, как уже отмечалось выше, малое число отправителей информации и большое число ее получателей. В силу того, что политика в большей, чем другие виды общественной деятельности, степени нуждается в опосредованных формах общения и средствах связи между носителями власти, исполнителями ее воли и гражданами, можно отметить, что СМИ оказывают очевидное влияние на политическую жизнь страны через передачу информации большим аудиториям. Очевидно также, что решение правителя или правительства становится легитимным только в том случае, если это решение получает одобрение граждан, это с одной стороны. С другой стороны, управляемые стремятся выразить свои нужды и добиться того, чтобы о них узнала власть. Согласия между властью и гражданами можно достичь только при помощи коммуникации, обмена мнениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...