Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль СМИ в политической жизни




 

Само возникновение термина "политика", обычно связываемого с именем Аристотеля, имеет непосредственное отношение к общению, ибо именно Аристотель определял "политику" как вид общения, а человека рассматривал как "политическое" или "общественное животное". Поэтому, согласно его доводам, естественная социальность человека неизбежно приводит его к политическому обществу. Аристотель отмечал, что общение имеет в виду некое благо, а общение государственное, или политическое, имеет в виду высшее благо. Говоря современным языком, природа политики состоит в коллективной целенаправленной деятельности в интересах общества, осуществляемой через специализированные формы общения людей. Таким образом, социально-информационным плацдармом политики является политическая коммуникация, которую можно определить как непрерывный процесс передачи информации, циркулирующей внутри и между политическими и социальными системами на всех уровнях. Американский политолог Л. Пай отмечал, что "политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации".

Таким образом, современные политические коммуникации - это основа функционирования любой политической системы. Политические коммуникации представляют собой механизм включения субъектов политической деятельности в общественно-политическую среду.

Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает использование специальных средств передачи информации, способных обеспечить единую направленность действий большого числа людей. Одним из основных таких средств являются средства массовой информации и коммуникации.

Доводы Аристотеля подтверждаются доводами современных идеологов демократии и социальной коммуникации. Согласно теории Ж. д`Арси (президента Международного института коммуникаций, (Франция), сформулировавшего в 1969 г. идею "права человека на коммуникацию"), история СМК приучила людей к "вертикальному" потоку информации, но это не коммуникация. Коммуникация - это горизонтальный, взаимовыгодный обмен информацией в рамках такой социальной структуры, которая обеспечивает всестороннее общественное участие. Другой, американский, специалист в области сравнительного политического развития Дэвид Э. Эптер пишет: "Демократическая политическая система является информационной системой. Информационный обмен свойственен каждому аспекту функционирования этой системы. То, что мы являемся сегодня очевидцами демократизации, есть пример перехода от сильного принуждения к развитым информационным системам".

Известный политолог Г. Алмонд идет дальше: он включает СМК в содержание политической системы, наряду со структурами типа парламентов, исполнительных и распорядительных органов, выдвигая на первый план не сами структуры, а осуществляемые между ними информационные связи. Также известный специалист в области политологии Д. Истон отмечает, что уровень развития демократии определяется уровнем реакции власти на приходящую от окружающей среды, в том числе от граждан, информацию. А быстрая, необходимая обществу реакция во многом обеспечивается средствами массовой информации и коммуникации.

Примечательно, что Швеция уже в докладе комиссии ЮНЕСКО 1978 г. определила для себя пять основных функций СМК:

. Стимулировать широкое участие граждан в общественных делах.

. Укреплять сознание национальной идентичности.

. Давать гражданам необходимую информацию и одновременно предоставлять им возможность донести свои взгляды и мнения до правящих кругов.

. Служить форумом для обмена мнениями и информацией.

. Подвергать критическому анализу группировки, стоящие у власти в стране.

Таким образом, в виде средств массовой коммуникации граждане получали инструмент влияния на процессы общественного управления.

Одной из форм общественного сознания, в марксистском понимании, является политическое сознание, которое в общемировой традиции рассматривается в более широком контексте - как совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющийся на разных уровнях и в различных ситуациях. Политическое сознание, с одной стороны, можно определить в качестве массового сознания общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. С этой точки зрения политическое сознание можно рассматривать как особый политизированный сегмент массового сознания. Массовое политическое сознание подразделяется на статичные (ценности, "общие ориентации") и динамичные (массовые настроения) компоненты и определяет тип и уровень политической культуры общества, а также обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения.

С другой стороны, политическое сознание предлагается рассматривать как обобщенное сознание более определенных и организованных, чем масса, больших и малых групп (социальные слои населения, национально-этнические образования; политическая элита, лоббистские группы, руководство правящей партии и т.д.), связанных с политикой.

Однако политическое сознание трактуется и как свойства и качества личности, так или иначе воспринимающей политику, более или менее объективно оценивающей ее и относительно целеустремленно действующей в политическом пространстве.

Подсистемой или видом общественного сознания является массовое сознание, свойственное множествам людей, для которых в определенной ситуации характерны объединения в аморфные социальные общности (с вероятностным характером возникновения) и которые отличаются не только массовостью, но единым способом сознания и поведения.

Так СМИ и СМК выдвигаются вместе с властью в центр внимания всего общества. И именно на этапе развития отношений, когда народ дорастает до понимания необходимости требовать от власти выполнения обязательств перед собой и у него появляется потребность сначала в инструменте воздействия на власть, а потом и в инструменте контроля над ней, средства массовой информации и коммуникации становятся одним из самых доступных, простых, всеобъемлющих и нередко малозатратных для общества средств контроля над властью. И ввиду того, что СМИ на протяжении всей своей истории привлекают к себе внимание в первую очередь сообщениями относительно деятельности власти, они и теперь с готовностью принимают на себя контрольную функцию по ряду причин: они считают себя совестью нации; они хотят удержать внимание своих потребителей, чтобы выжить; им нравится самим обладать властью, а общество дает средствам массовой информации полномочия от своего имени вмешиваться во все, в том числе и властные процессы, как неизбранным представителям народа; они уже стоят над всеми социальными институтами в силу того, что являются специфическим социальным институтом.

Таким образом, СМИ сознательно принимают на себя ответственность "четвертой власти". С другой стороны, общественность, нацеленная на требование от власти удовлетворения своих собственных потребностей, с удовольствием в силу еще слишком глубоких иждивенческих позиций соглашается на это (чем меньше развиты институты гражданского общества, тем в большей степени общество перекладывает ответственность за контроль над властью на плечи СМИ). И так рождается концепция (или, как считают некоторые, миф) о "четвертой власти".

политическая жизнь массовая информация


Заключение

 

Изменения, произошедшие в различных сферах человеческой жизнедеятельности за последние десятилетия, существенно скорректировали представления о роли и месте средств массовой информации в политической системе современного общества. В условиях превращения информации в один из основных видов ресурсов, источников развития общественно-политических отношений, постоянного роста масштабов массовых информационных процессов, создания и повсеместного внедрения новейших информационных технологий СМИ становятся важным инструментом реализации политических процессов, относительно самостоятельным субъектом политической жизни общества. Масс-медиа стремятся выполнять многообразные функции, в том числе информирование граждан о наиболее актуальных событиях, происходящих в государстве и мире, повышение образовательного уровня людей, политическая социализация и мобилизация населения страны, критика и контроль за деятельностью властных органов. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы жизнедеятельности общества, включая и политическую. С помощью прессы, радио, телевидения происходит формирование политической культуры общества, массовое распространение и внедрение в сознание людей основных стереотипов, ценностей, норм поведения в политике. Более того, восприятие и интерпретация человеком важнейших явлений и событий осуществляется через и с помощью СМИ.

Особую значимость эти обстоятельства приобретают в периоды общественно-политических, экономических, социальных, культурных и иных преобразований. Возрастание интенсивности процесса политической модернизации, возникновение и развитие новых форм политических отношений, стилей и методов управления, самореализация граждан в политике невозможны без осуществления двусторонней коммуникации между основными участниками этого процесса, конституирования новой национально-информационной системы на базе функционирования институтов и организаций, оперирующих большими объемами информации. При этом, средства массовой информации своей деятельностью не только оказывают влияние на реформирование политической системы, но и испытывают его со стороны политических партий, общественных объединений, движений и в особенности государства.

Российские СМИ в этом плане не составляют исключения. Во многом взаимоотношения между государством и масс-медиа являются сегодня важным показателем направления дальнейшего развития России. Несмотря на то, что одним из принципов существования демократической политической системы российского общества является свобода и независимость средств массовой информации, государство по-прежнему пытается контролировать политическую деятельность печатных и электронных СМИ. Противоречие заключается в том, что для эффективной модернизации системы государственной власти необходимо задействовать все виды ресурсов. Ограничение его влияния в информационной сфере может привести к развитию не только демократических отношений, но и способствовать дестабилизации политических процессов, подмене истинных целей и задач реформ ложными. Кроме того, как показала практика, масс-медиа не способны самостоятельно противостоять давлению со стороны различных политических и экономических группировок, стремящихся использовать СМИ в своих узковедомственных интересах. В результате, государственный контроль сменяется финансовым, а ценность средств массовой информации как участника процесса формирования демократической политической системы снижается. Одновременно в их функционировании существенно возрастает манипулятивная составляющая. Создание псевдособытий, наклеивание ярлыков, выброс компромата, открытая дезинформация - все эти приемы активно используются современными масс-медиа России. Основным объектом, на который направлен данный вида их деятельности, является общество. При отсутствии сформированных гражданских институтов и организаций, неустойчивости ценностных ориентаций, вызванных изменениями в политической системе, когда получение политической информации не требует прямого общения между людьми, а ее распространитель (СМИ) заведомо отстаивают субъективную точку зрения у человека формируется иллюзорные представления о политическом мире.


Список литературы

 

1. Андреев Э.М. СМИ и реформирование России. // Социально-политический журнал. - №4. - 2006.

2. Иголкин А. Пресса как оружие власти // Россия-21век. №11-12. - 2009.

.   Львов Г. Общественное мнение и проблемы управления. Информирование населения // Власть. №7. - 2006.

.   Музалев В., Незнамов В. СМИ как орудие политики. // Власть. № 12. - 2007.

.   Пугачев В.П. СМК в современном политическом процессе. // Вестник МГУ. - Серия 12. Политические науки. №5. - 2005.

.   Радзиховский Л. Жить не по лжи. И выжить? // Журналист. №7. - 1992.

.   Силантьева А.В. Четвертая власть СМИ // Законодательство и СМИ №5. - 2007.

.   Соловьев А.И., Решетов К.И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства. // Вестн. МГУ. Серия 12. - Политические науки. - № 3. - 2009.

.   Строубл У. Средства массовой информации: влияние на внешнюю политику в информационный век // США-ЭПИ. №1. - 2001.

.   Типология массового сознания в современном политическом спектре России. // Власть. № 1. - 2008.

.   Фарукшин М.Х. Политическая система общества. // Социально-политические науки. №5. - 2011.

.   Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог. №56, - 2005.

.   Авраамов Д.С. Роль СМИ и пропаганды в нравственном воспитании. М., Мысль, 2009.

.   Анохин М.Г. Политическая система: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996г.

.   Актуальные проблемы развития политических систем (Под. ред. Ильинского И.П., Энтина JI. M.). М., 2005г.

.   Багиров Э.Г. Место телевидения в системе СМИ и пропаганды. Учеб. Пособие.М., Изд-во МГУ, 2006г.

.   Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 2007г.

.   Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 2005г.

.   Воробьев A. M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург, 2008 г.

.   Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2011г.

.   Льюард И. Глобализация политики: Изменившаяся направленность в современном мире.М., ИНИОН, 2012г.

.   Политический процесс: Основные аспекты и способы анализа. / Под. ред. Мелешкиной Е.Ю. М.: "ИНФРА-М", 2011г.

.   Пресса и общественное мнение (Корабейников B. C., Давиченко В.Т. и др.).М., Наука, 2006г.

.   Пронин Е.С. Печать и общественное мнение.М., Изд-во МГУ, 2011г.

.   Россия в 21 веке: историки мира спорят. РАН, Ин-т Рос. истории (отделение истории).М., Наука, 2006г.

.   Сидоров В.А. Политическая культура СМИ.М., Луч, 2004г.

.   Средства массовой информации в обществе: Учеб. Пособие для ун-тов.М., Политиздат, 2010г.

.   Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000г.

.   Федякин И.А. Общественное сознание и массовые коммуникации в буржуазном обществе. (Отв. ред. Засурский Я. Н.; АН СССР, ИНИОН).М., Наука, 1988г.

.   Формирование политической системы России. /Сборник Центра конституционных исследований Московского общественного научного фонда; Под ред. Кортунова А. М., 2006г.

.   Шабиров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 2013г.

.   Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х частях. М., 2010г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...