Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания.
Большинство воспитательных мер, применяемых по отношению к детям, способствует утолщению их эго-оболочки. В одной из последних статей в журнале «Capital Ideasmiths» моя жена, Сьюзен, перечисляет некоторые из способов, пользуясь которыми, родители и учителя манипулируют сознанием детей, даже не подозревая об этом. Например, как часто мы говорим своему чаду: «Не шали за столом!». «Процесс питания вызывает самые эмоциональные переживания у детей, — пишет Сьюзен. — Ну скажите, как же смышленому, любознательному человечку да еще и с пытливым умом не поиграть с апельсиновым желе? Но мать не желает смотреть на то, как “элегантно” студенистая масса шлепается в тарелку. К тому же сейчас самое время убрать со стола. Вот отсюда ее “не шали”»! В школе детям прививаются такие первейшие навыки, как «сидеть смирно» и «смотреть только на учителя». Однако невозможно усваивать новые идеи, не обдумывая их, — а размышляя о чем-то, человек непроизвольно закатывает глаза, смотрит в окно или машинально что-то рисует. Не задуматься над идеей — значит просто запомнить факты, не поняв сути... По мере того как дети взрослеют, они усваивают навязанные им правила. Они учатся игнорировать образы, естественным образом формирующие их мозг. Они стараются сидеть прямо, едят глазами учителя и... перестают грезить наяву. Контролируемая свобода. Да, мы не можем позволить детям устраивать дома кавардак или игнорировать учителя в школе: когда ребенок подрастет, такая «свобода» превратится в опасную распущенность и недисциплинированность. Однако мы должны прививать детям правила общепринятой дисциплины методично — не устанавливая внутренние психологические заслоны, ограничивающие их воображение.
В этом нам поможет ментальное айкидо; вспомните также описанный в главе 10 метод непринужденных заметок. Подобную манеру самовыражения нетрудно воспитать и у детей. Причем такие занятия не создадут излишний беспорядок дома и не нарушат рабочий ритм в классе. Метод Монтессори. На пороге нашего столетия Мария Монтессори, доктор из университета при Римской психиатрической клинике, работала над обучением детей с замедленным развитием. Она вскоре заметила, что «необучаемые дети», играя или увлеченно занимаясь чем-то, проявляют просто поразительную способность концентрироваться. И только когда учитель силой пытается привлечь их внимание к менее интересным занятиям, они действительно начинают артачиться — не оправдывают возлагаемых на них надежд. Родители, чьи дети часами способны играть в видеоигры, думаю, поняли, что я имею в виду. Монтессори разработала новую систему классных занятий, когда дети самостоятельно могут переходить от одного вида деятельности к другому, выбирая то, что их больше всего привлекает. Она снабдила классы вспомогательными материалами и пособиями, обучение при помощи которых затрагивало все пять чувств. Например, алфавит дети изучали с закрытыми глазами, пробуя буквы на ощупь, — буквы были сделаны из шершавой бумаги. Географические карты они складывали из деревянных кубиков и математические премудрости осваивали, также пользуясь кубиками, брусками и прочими строительными материалами. Учитель лишь обходил классную комнату, присматривая за ходом занятий, и следил, чтобы дети не слишком шумели и не мешали работать друг другу. Хотя метод Монтессори был впервые успешно применен на занятиях с отстающими в развитии детьми, а также с детьми бедняков римских трущоб, в наши дни большинство родителей воспринимают его как роскошь, доступную только богатым семьям. Я могу лишь сожалеть о таком расхожем мнении, так как считаю, что этот метод прекрасно подошел бы для обучения всех без исключения детей.
Метод Монтессори широко распространен во многих странах, но в Соединенных Штатах он появился значительно позднее, чем в Европе, — только в 1975 году, когда разрешили открыть первую бесплатную школу Монтессори в Цинциннати, штат Огайо. Сейчас в Соединенных Штатах уже около 3000 дошкольных учебных заведений и около 100 начальных школ используют этот метод обучения. Обычно школы Монтессори удивляют всех тишиной в классах. Даже в дошкольных учебных заведениях дети часами поглощены своими занятиями. И необыкновенная сосредоточенность окупается сполна: все воспитанники овладевают чтением и письмом задолго до пяти лет. Победа дидактического метода обучения. Принцип обратной связи — вот в чем секрет метода Монтессори. Дети используют постоянно действующую обратную связь. Социолог Омар К. Моор из Питсбургского университета получил похожие результаты, заполнив классные комнаты «говорящими пишущими машинками» Эдисона. Моор с легкостью обучал двух-трехлетних малышей читать, писать и даже печатать на пишущей машинке. И все же его метод, так же как и метод Монтессори, не нашел места в обществе, которое давным-давно предпочло сократовским приемам обучения дидактический. Методика просмотра образов для детей. Вы можете научить своего ребенка игре в поток образов. При этом неограниченная свобода, предоставляемая воображению, удачно сочетается с развитием умственных способностей. В отличие от забав с желе (или разрисовывания стен цветными карандашами) развлечение с потоком образов не создает никакого беспорядка. Более того, игра дисциплинирует ребенка, по условиям заставляя его спокойно сидеть довольно продолжительное время, просматривая мысленные сюжеты. Игра в поток образов. Даже новорожденные младенцы обладают способностью создавать воображаемые образы, о чем свидетельствует движения их глазных яблок во время REM-фазы сна. Как только дети начинают понимать простейшие указания (а обычно это случается где-то в трехлетнем возрасте), с ними можно играть в поток образов.
Вы должны начать с наглядной демонстрации принципа игры. Можно сделать это таким образом: вы говорите ребенку: «Ты знаешь, я думаю, что мы видим сны все время. Вот, например, даже сейчас, если я просто закрою глаза, то увижу...» Тут вы на самом деле закрываете глаза и описываете какой-либо образ. Тем самым вы показываете ребенку, что именно от него ждете. Вы можете сказать: «Я вижу ствол какого-то дерева. Похоже на сосну. Но у нее какая-то странная кора, очень светлая. Дерево толстое, толщиной около метра. Вокруг на земле лежит толстый слой сосновых иголок. Я вижу такие же иголки и под другими соснами — колючий ковер тянется далеко в лес, становясь все темнее и темнее. Позади, всего в нескольких шагах от меня, журчит маленький ручеек. О, теперь я вижу, что земля под сосновыми иголками — это светлая глина». К этому моменту ребенок будет заворожен вашим волшебным умением «видеть сны наяву», и тут-то самое время спросить его: «А что ты увидишь, если закроешь глаза?» Каждый раз, когда я учил детей этой игре, я поражался легкости, с которой им удавалось улавливать и описывать образы. Маленькие дети еще не научились подавлять возникающие в воображении картины. Свободные от внутренних психологических барьеров, обычно сдерживающих взрослых, все они инстинктивно схватывают приемы метода просмотра образов и занимаются им с большим удовольствием. Совсем маленькие сначала могут только назвать предмет или человека, явившегося им, и вам, возможно, придется терпеливо вытягивать из них детали при помощи наводящих вопросов. Вы можете помочь ребенку развить умение описывать, играя с ним в такую игру: вы указываете на предметы и просите ребенка описать их или же просто просите не называя описать вам какой-нибудь предмет и отгадываете, что это. В отличие от взрослых детям не нужен предлог для игры в поток образов. Им ни к чему объяснять, что уникальные эффекты наведения мостов помогут преуспеть в школьных занятиях. Как только они откроют для себя волшебство «снов наяву», они будут поглощены этим спокойным и полезным занятием не меньше, чем они увлекаются просмотром мультфильмов. Однако в отличие от телепрограмм и видеоигр такое развлечение доставляет детям огромное удовольствие еще и потому, что они находятся в центре вашего внимания (которым, согласитесь, не избалованы). Играя со своим ребенком в поток образов, вы намного уменьшите шансы возникновения проблем во взаимоотношениях с ним, когда он станет подростком.
Все дети, с которыми мне пришлось играть, очень быстро демонстрировали явный прогресс в восприятии и понимании окружающего мира. Музыка наводит мосты. Занятия музыкой — это один из самых простых путей открытия потока образов. Исполнение музыкальных произведений и прослушивание музыки не только способствуют наведению мостов между разными полюсами мозга, но и, как показывают опыты, развивают воображение.
Ученые Монреальского неврологического института исследовали воздействие на мозг музыки различных жанров, сопровождая эксперимент сканированием мозговых процессов испытуемых с помощью позитронного эмиссионного томографа (ПЭТ). Томограммы показали, что, как только начинала звучать музыка, кровь устремлялась не только к правой височной доле мозга, участвующей в прослушивании, но и в область правого полушария, которая управляет зрением. Так как во время эксперимента глаза у исследуемых были закрыты, ученые сделали вывод об автоматической стимуляции возникновения мысленных образов. В главе 2 мы говорили о том, что синестетики, слушая музыку, видят целые вереницы образов неопределенных очертаний и форм, несомненно, доставляющих им удовольствие. Проведенный в Монреале эксперимент дает возможность предположить, что все мы способны реагировать на музыку так же, как и синестетики, просто в большинстве случаев мы подавляем образы, прежде чем они достигают нашего сознания. Скрипка Эйнштейна. Учеными установлено, что определенные жанры музыки воздействуют как мощные стимуляторы и на детей, и на взрослых. Однако дюссельдорфский эксперимент показал — в детстве воздействие музыки более активно. Большую часть своей жизни Альберт Эйнштейн был страстным скрипачом. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга...» Люди, близко знавшие Эйнштейна, отмечали, что занятия музыкой удивительно благоприятно влияли на его творческие способности. Старший сын вспоминал: «Как только отец чувствовал, что подходит к завершению работы или же если в работе возникали трудности, он обращался к музыке — и, как ни странно, все проблемы разрешались». По словам сестры Эйнштейна, игра на музыкальном инструменте «приводила его в умиротворенное состояние, способствующее плодотворным размышлениям». Ломая голову над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!»
«Решение приходило к нему неожиданно», — отмечала сестра. Игра на скрипке успокаивала Эйнштейна и открывала доступ к подсознательному. Но не исключено, что она давала ему и нечто большее. Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. К тому времени когда ему исполнилось четырнадцать, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом тренировок в детские годы — ведь занятия музыкой, как известно, способствуют развитию интеллекта. Музыка Моцарта. Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно до мажор К. 488. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8–9 баллов. Правда, примерно через пятнадцать минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертное творение Моцарта явилось причиной временного интеллектуального роста. Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при «регулярном употреблении» вызвать устойчивое повышение IQ. Когда психологи пытаются объяснить феномен воздействия музыки, они, конечно, не пользуются понятием наведение мостов, но один из исследователей, Гордон Шоу, высказал предположение, что сложная музыка каким-то образом питает и отделы мозга, ответственные за абстрактное мышление, — отделы, не имеющие прямого отношения к восприятию звуков и мелодий. Открытие Лозанова. Во время работы над докторской диссертацией в Харьковском университете психолог Георгий Лозанов сделал замечательное открытие. Он изучал различные методы ускоренного обучения, используемые в Советском Союзе, включая гипноз, обучение во сне и даже йогу. Эти методики уже доказали свою эффективность, но пользоваться ими было очень сложно. Лозанов также узнал, что в больницах Советского Союза для снятия болей и успокоения пациентов используется музыка. Вернувшись домой, в Болгарию, Лозанов вместе со своим коллегой доктором Алеко Новаковым занялся исследованиями, пытаясь определить, в какой степени музыка влияет на процесс обучения. К этому времени американские ученые Линн Купер и Милтон Эриксон уже обнаружили, что у людей, слушающих звуки метронома в ритме 60 ударов в минуту, наступает «альфа-состояние» — идеальное для обучения и запоминания. Не зная об этом факте, Лозанов и Новаков совершенно независимо сделали аналогичное открытие, но используя медленную музыку барокко с ритмическим размером 60–64 такта в минуту. Жанр барокко был очень распространен в Европе с 1600 по 1750 год. Его популярность прошла после смерти одного из самых выдающихся композиторов и исполнителей — Иоганна Себастьяна Баха. Для музыки барокко характерны богатая звуковая палитра гамм и четкий ритм. Лозанов и Новаков открыли, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Это открытие вскоре привело к разработке нового метода. Согласно его условиям, информация — например, фразы на иностранном языке — представляется с интервалом в четыре секунды на фоне музыки барокко в ритме 60 тактов в минуту. Первые же результаты показали, что студенты усваивают от 60 до 500 иностранных слов в день. Вскоре в советской прессе замелькали заметки о том, что, пользуясь методом Лозанова-Новакова, можно без труда овладеть иностранным языком всего за один месяц. Большинство американских ученых не обратили тогда внимания на слишком уверенные заявления, сочтя их очередной коммунистической пропагандой. Однако специалисты из Университета штата Айова решили проверить предложенный метод и вскоре добились успеха: на фоне музыки барокко у участников эксперимента наблюдался рост способности запоминания на 26 процентов, а скорости обучения — на 24 процента. В наше время в Соединенных Штатах в любом книжном магазине продается ставшая настоящим бестселлером 1979 года книга Шейлы Острандер и Линн Скроудер «Суперобучение», где в общедоступной форме излагаются методы обучения под музыку барокко. Особенно проворные продавцы параллельно торгуют и специально подобранными по лозановским стандартам музыкальными записями. Один из наиболее доступных в наше время поставщиков — компания «Суперобучение» в Нью-Йорке. Заряд Моцарта. Как считал доктор Алфред Томатис — всеми уважаемый член Французской академии медицинских наук, ключевую роль в электроподзарядке мозга играют уши. Когда электрический потенциал мозга начинает ослабевать, мы испытываем усталость и тупеем на глазах. Как и батареи, клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков — 5000–8000 Гц. Согласно Томатису, вибрация клеток Карти — волосковых сенсорных клеток внутреннего уха — действует как своеобразный генератор мозга. Путем многолетнего анализа Томатис пришел к выводу, что музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а тяжелый рок — наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и григорианские песнопения. Открытия Лозанова, Новакова и Томатиса полезны людям любого возраста. Они имеют особое значение для интеллектуального развития детей — как после, так и до их рождения. Именно с их помощью появился широкий диапазон простых, но эффективных способов коррекции мозговых процессов, некоторые из которых будут рассмотрены на следующих страницах книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|