Зависимость выбора вида сочинения от возрастных особенностей школьников
Чтобы говорить о практическом использовании сочинения на уроках русского языка, необходимо обосновать, почему мы остановили выбор именно на рассуждении, а для этого, в свою очередь, кратко рассказать об особенностях мышления тринадцатилетних детей. Одной из важнейших особенностей школьников является относительная неустойчивость внимания: если долгое время использовать задания, связанные только с одним каналом связи (зрение, слух), то интерес к их выполнению достаточно быстро падает, что сказывается на качестве работы. Поэтому, учитывая этот фактор, необходимо постараться чередовать задания письменные и устные, чтение и слушание. Следующая особенность данного возраста – усиление роли словесно-логического запоминания, что связано с возрастающими способностями в области регулировки памяти. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать сложные обобщения, выводы, проводить детальные аналогии, строить системные умозаключения. Психологи отмечают, что слог школьника начинает формироваться в возрасте 12-13 лет. Соответственно, именно при работе в шестом-седьмом классах учитель должен обращать повышенное внимание на развитие у ребят умения выделять закономерности и последовательно излагать свою точку зрения. Методисты также настаивают на важности развития стройности речи, определяя умение рассуждать как способность «логически мыслить, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, находятся в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос».[20]
С другой стороны, подростковый возраст – это время, когда у школьников становится менее активным непроизвольное внимание. Если пятиклассника все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает само по себе и запоминается безо всяких усилий с его стороны, то внимание ученика седьмого класса гораздо труднее удержать сменой образов и впечатлений. Чтобы его заинтересовать, важно предложить ему тему, которая была бы для него актуальна, отвечала бы его внешкольным увлечениям и, возможно, затрагивала бы глубинные чувства. Нужно также помнить, что в подростковом возрасте человек начинает обращать внимание на общественные, политические и философские проблемы.[21] Таким образом, сочетание всех перечисленных особенностей мышления учащихся возраста 12-13 лет привело нас к необходимости остановиться на сочинении-рассуждении. Кроме того, при работе над сочинением данного типа учителю открывается широкое поле возможностей для применения разнообразных способов обогащения словарного запаса школьников. Какой же конкретно цели отвечает сочинение-рассуждение? «Целью автора дискуссионного рассуждения является определение своего отношения к проблеме и обоснование истинности своей точки зрения, независимо от того, построит ли он свое рассуждение как утверждение или опровержение».[22] Исходя из этого положения, мы определили алгоритм работы учеников над текстом так: - осознание заданной темы; - формулирование собственного отношения к заявленной проблеме; - обоснование своей точки зрения на основе согласия либо несогласия с проблемой. Как известно, человек выстраивает цепь аргументов двумя способами: индуктивным (перечислением частных доказательств с последующим обобщением) и дедуктивным (заявлением своей позиции в самом начале рассуждения и ее дальнейшим распространением). В ходе урока мы не ограничивали учеников в выборе способа, но, забегая вперед, можно сказать, что большинство из них предпочло дедуктивную аргументацию.
Способы обогащения словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе Конспект урока русского языка Тема урока: «Сочинение-рассуждение». Класс: 7 Цели: - образовательная: закрепить понятие сочинения-рассуждения; совершенствовать умение раскрывать тему с помощью цепочки аргументов; - развивающая: развивать внимание, способность к логическому мышлению, выделению закономерностей; - воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка. Задачи. 1. Очертить круг задач на уроке. 2. Провести вступительную беседу. 3. Прочитать текст-образец. 4. Проанализировать текст на наличие новых или малознакомых слов. 5. Прояснить значение неизвестных слов с помощью толкового словаря. 6. Записать в индивидуальные словари новые слова и их значения по тематическим группам. 7. Выполнить упражнения на обнаружение семантических связей между новыми словами и уже известными. 8. Приступить к написанию сочинения. Оборудование: доска, мел, тетради, тетради-словари, толковые словари (по одному на каждой парте), карточки с опорными словами. Ход урока
Цели урока были поставлены с учетом общих требований. Образовательная цель закрепления знаний о сочинении-рассуждении подразумевала, что ученики уже имеют представление о сочинении и его видах. На заданный вопрос о том, помнят ли дети, что такое сочинение-рассуждение, учащиеся не только рассказали о данном виде, но и вспомнили, что такое сочинение-повествование и сочинение-описание. Совершенствование умений и навыков, связанных с построением цепи аргументов происходило как на этапе создания собственного текста, так и на этапе анализа предложенного образца. Развивающая цель предполагала наличие у детей способности к логическому мышлению, что подтвердилось в ходе работы над сочинением. Развитие внимания осуществлялась нами при использовании нескольких каналов восприятия: как мы уже узнали, применение как зрительного, так и слухового каналов повышает не только интерес к обучению, но и позволяет удерживать внимание на объекте изучения дольше, чем при применении одного. Постановка воспитательной цели связана с требованиями общефедеральной и школьной программ, делающих обязательным условием становления всесторонне развитой личности воспитание любви к родной стране, культуре и языку. Необходимость воплощения этой цели привела нас к мысли об использовании текста, связанного с темой патриотизма, касающегося проблемы взаимоотношения гражданина и государства. Выбранная тема, с одной стороны, соответствует интересам учеников седьмого класса, а с другой – позволяет им использовать разноплановые языковые средства. Задачи нашего урока были обозначены в соответствии с выбранными этапами. Кроме того, они также отвечают и поставленным целям, являясь частным способом их реализации. Урок был начат с выделения круга задач, которые ученикам было необходимо выполнить на уроке. Таким образом, учащиеся с самого начала своей работы были сориентированы на выполнение четкой программы действий, обозначенной нами по времени на доске: на каждый этап отводилось определенное количество минут, а соблюдение графика строго нами регулировалось. Второй этап – вступительная беседа – был поделен на две части – активизацию имеющихся по теме урока знаний и работу с афоризмами. Активизация знаний по теме урока оказалась необходимой для выяснения уровня теоретической подготовки учащихся, связанной с обучением написанию сочинений. Как мы уже говорили, уровень этой подготовки не только соответствует заявленном требованиям (детям задавался вопрос о том, что такое сочинение-рассуждение), но и превышает их (дети имеют представление о других видах сочинения). Поиск афоризмов на тему политики в качестве домашнего задания был необходим для того, чтобы ученики, во-первых, настроились на написание текста определенного содержания, а во-вторых, активизировали имеющуюся у них по теме лексику. Таким образом, работа по обогащению словарного запаса началась за неделю до самого урока. Следующий этап – чтение текста-образца. Этот текст был выбран для работы по обогащению лексикона, потому что отвечает названным нами ранее методическим принципам: - доступность. В подростковом возрасте человек начинает активно интересоваться проблемой нравственного выбора и общественного долга, соответственно, и новые слова по актуальной теме усваиваются сравнительно легко; - емкость словаря. Объем неизвестных учащимся слов в тексте не превышает так называемый порог восприятия, за которым новая информация перестает усваиваться; - последовательность расширения словаря в пределах одной темы. Текст напрямую связан с общественно-политической тематикой; - уровень лингвистической и культурной подготовки учеников. С одной стороны, сочинение-образец является нормативным в плане использования языковых средств, с другой, соответствует культурному уровню учеников седьмого класса; - различия в темпах накопления словаря. В ходе обсуждения новой лексики ребята сами разделили слова на незнакомые и те, значения которых они не представляют определенно. Благодаря этому делению закрепление лексики проходило равномерно и все работали в одном темпе. Четвертый этап – анализ текста. Вопросы, составленные нами, были связаны с формальной и тематической структурой произведения. Вопросы по тематической структуре были призваны выяснить, насколько точно дети понимают авторскую мысль, какое мнение имеют они по озвученной в сочинении проблеме. В результате обсуждение проблемы помогло ученикам сформулировать свое отношение, что позволило им сэкономить время при написании собственных работ. Вопросы по формальной структуре необходимы были, чтобы понять, какие слова вызвали у учащихся наибольшие затруднения. Обращение к толковым словарям и словарям индивидуальным – это логическое продолжение трех предыдущих этапов. Толковый словарь позволяет определить значения неизвестных слов, а запись в тетради и последующее проговаривание способствуют их запоминанию и, в конечном итоге, усвоению. Кроме того, в ходе работы с индивидуальными словарями ученики получают возможность активизировать имеющийся у них словарный запас по теме сочинения. Выполнение упражнений, выявляющих различные семантические связи, служит для полного усвоения новой лексики, позволяя проследить, как слово и его значение функционируют в контексте. К тому же обнаружение синтагматических и парадигматических связей лексем способствует развитию логического мышления, то есть отвечает задаче, поставленной нами при подготовке к уроку. Последний этап – самоконтроль – дает ученику возможность оценить проделанный труд, внося необходимые исправления в канву собственного сочинения и устраняя возможные ошибки.
Выводы к главе 2
Проанализировав дидактическую, методическую, психологическую и лингвистическую литературу, мы попытались выстроить свою систему способов обогащения словарного запаса при подготовке к сочинению. Главная сложность заключалась в совмещении психологических и методических рекомендаций: некоторые задания требовали серьезной концентрации, достижению которой препятствует неустойчивость внимания, что является особенностью детей подросткового возраста. Основные положения нашей системы сводятся к следующему: - необходимость совмещения нескольких каналов восприятия. Изначально новые слова воспринимались зрительно (на этапе поиска афоризмов), затем при прослушивании текста-образца. Наконец, в конце урока-подготовки, при выполнении упражнений и работе со словарями, снова был сделан акцент на зрительный канал; - необходимость привлечения разных источников для пополнения лексикона. В нашем случае это поиск информации из внешней среды, текст, прочитанный учителем, обсуждение на уроке, толковый словарь; - осуществление перехода лексики из пассивного словаря в активный. Поскольку обогащение словарного запаса происходит не только в виде количественного расширения (за счет появления новых слов), но и в виде качественного углубления (привлечения уже известных слов), представляется очень важной активизация имеющегося у ученика словаря. - соответствие каждого этапа работы определенному этапу усвоения информации. Первый этап – знакомство с материалом – осуществляется на стадии поиска афоризмов и прослушивании сочинения. Далее следует этап закрепления – структурно-семантический анализ новой лексики, проводимый на стадии коллективного обсуждения и работы со словарями. Наконец, последний этап – освоение – соотносится с работой над упражнениями, когда учащиеся не только осмысляют новые слова как структурные единицы (упражнения 1, 2), но и начинают понимать их функционально-контекстуальную сущность (упражнение 3). Количество детей: - не допустивших ошибок при использовании новой лексики в тексте сочинения - 75, 3%; - допустивших лексические ошибки – 16,3%; - допустивших орфографические ошибки – 8,4%. При подсчете мы учитывали индивидуальные показатели каждого ученика на основе сопоставления записанных им в тетрадь-словарь слов и наличия ошибок в тексте. Прежде всего нас интересовали те учащиеся, которые допустили лексические ошибки: именно они отражают реальное количество учеников, не освоивших новый материал. Что касается допустивших орфографические ошибки, то здесь главной причиной является невнимательность при написании сочинения, а не пробелы в структурно-семантическом и контекстуальном осмыслении материала. Таким образом, количество детей, усвоивших новую лексику, составляет 75,3%, что может свидетельствовать об успешности и перспективности избранной системы обогащения словарного запаса учащихся. Все выделенные нами способы обогащения словарного запаса: самостоятельный поиск внешних текстов по теме, прослушивание текста-образца, работа с индивидуальными и толковыми словарями (в том числе и как активизация уже имеющегося лексического запаса) и выполнение упражнений на закрепление изученных слов – не только способствуют запоминанию и усвоению материала, но и отвечают основным методическим принципам работы со словом – экстралингвистическому, парадигматическому и синтагматическому. К сожалению, условия практики не позволяют совершенствовать нашу систему, но мы надеемся, что в будущем сумеем найти способы ее улучшения в условиях педагогической деятельности.
Заключение
Проанализировав представленную литературу, мы пришли к выводу, что сочинение является одним из важнейших способов интеллектуального формирования и нравственного совершенствования школьника. При самостоятельном проектировании текста ученик развивает умение концентрировать свои мысли, анализировать, формулировать тему текста, умение видеть логические связи. Мы также установили, что сочинение через свою воспитательную функцию способствует становлению мыслящей, всесторонне развитой личности. И здесь основная нагрузка ложится на педагога, отвечающего за нравственно-этический уровень предлагаемой к сочинению темы. Урок-сочинение – вид работы, требующий тщательной подготовки со стороны учителя, не только языковой, но и методической. Только учет всех актуальных факторов может привести к достижению максимального результата – усвоения материала и высокой успеваемости. Разработанная система обогащения словарного запаса охватывает разные каналы восприятия и источники получения информации, а также учитывает возрастные особенности подростков, так что ее использование позволяет достигать высоких результатов усвоения знаний и успеваемости. Но, чтобы она действительно оказалась эффективной, необходима серьезная диагностика и контроль педагога за практическим исполнением всех ее этапов.
Литература
1. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. 2. Баринова. Е.А. и др. Методика русского языка. М., 1974. 3. Вознюк Л.В. Учебный анализ синонимов и антонимов с помощью школьных словарей // «Русский язык в школе», 1996, №6. 4. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // «Русский язык в школе», 1991, №2. 5. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. М., «Салют», 2003. 6. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс. М., 1992. 7. Ладыженская. Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980. 8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1974. 9. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006. 10. Никольский. В.А. Сочинения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1950 11. Никольский. В.А. Сочинения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954. 12. Пахнова Т.М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики // «Русский язык в школе», 1995, №6. 13. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930. 14. Попкова Л.В. Сочинение в 7-8 классах // «Русский язык в школе», 2002, №2. 15. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 16. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. 17. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. – СПБ, «Питер», 2000. 18. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. 19. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. 20. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. 21. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964. 22. Черных А.В. Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении / Знание. Понимание. Умение. Вып. 2007. http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Chernykh_AV/ 23. Чернышев В.И. В защиту живого слова. Статьи о значении и преподавании живого языка. СПб, 1912. [1] Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 297. [2] См. об этом: Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930. С. 34. [3] См. об этом: Чернышев В.И. В защиту живого слова. Статьи о значении и преподавании живого языка. СПб, 1912. С. 47. [4] См. об этом: Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 228. [5] См. об этом: Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1974. С. 23. [6] Черных А. В. Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении / Знание. Понимание. Умение. Вып. 2007. http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Chernykh_AV/ [7] См. об этом: Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 260. [8] Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 129. [9] См. об этом: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 130. [10] Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка. 5 класс. М., 1992. С. 43. [11] Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 162. [12] См. об этом: Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006. [13] См. об этом: Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. – СПБ, «Питер», 2000. С. 337. [14] См. об этом: Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 283. [15] См. об этом: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., «Просвещение», 1980. С. 331 [16] Никольский. В. А. Сочинения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1950. С. 13. [17] См. об этом: Никольский. В. А. Сочинения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954. С. 31. [18] См. об этом: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 306. [19] См. об этом: Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 259. 20 См. об этом: Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. С. 32-33. [20] Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. С. 248. [21] См. об этом: Кашкарова Т. Н. Словарная работа на уроках русского языка. // «Русский язык в школе», 1991, №2. [22] Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. С. 273.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|