Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды интернет-стартапов




 

Для выявления специфических черт интернет стартапа, следует определиться с понятием «стартап».

Стартап (от англ. start-up - запускать) - компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Термин стартап стал часто употребляться во время первого интернет бума конца 90-х годов.

В целом термин стартап применим для любой компании находящийся на создания или начального роста. Однако, исторически сложилось так, что употребляеться он исключительно в сфере IT и интернет проектов. Так же новые проекты в отраслях высоких технологий часто называют хайтек стартап. В сфере IT стартапами называют новые компании только появляющиеся или планируемые к созданию.

Мы будем рассматривать в курсовой исключительно проблематику интернет-стартапов, по причине их наибольшей распространенности, относительно невысоких расходов на подготовку и запуск проекта. Стоит отметить, что данное время не следует называть стартапами такие проекты как например «Google», «Facebook» или российскую социальную сеть «Вконтакте». Это решение мотивировано тем, что стартапом следует считать компанию не только находящуюся на этапе роста, но и имеющую особую внутрикорпоративную инновационную культуру. Тогда как разросшиеся компании имеют иную организационную культуру. Она носит жесткий иерархичный характер, менее подвержена к структурным изменениям и не склонна к рискам, и расширяется функционально за счет поглощений. Так же для нее характерен олигополизм или даже монополизм на своем сформировавшемся рынке. Все эти признаки отличают подобного рода компании как Google, Лаборатория Касперского и другие от того, что мы называем стартапом.

Существует различные классификации стартапов по различным критериям. Разделение стартапов на b2c и b2b сегмент будет достаточно условным и не отражает суть стартапов как такового.

Российский рынок интернет-стартапов еще очень мал, серьезных аналитических работ и исследований пока не было создано. Тем не менее, некоторые эксперты выделяют несколько классификаций стартап-проектов.

Некоторые венчурные фонды традиционно подразделяют IT-стартапы на 2 вида: нишевые и трендовые проекты. Нишевые стартапы разрабатываются на объединении различных и уже существующих функций или идей в разных сферах и для разных услуг. Задача успешного стартапа в этом случае ― найти незанятую нишу и стать в ней лидером рынка. Трендовые стартапы базируются на использовании новых, не использовавшихся ранее идей. Эти идеи возникают из представлений о дальнейшем развитии общества и интернета. Здесь важно правильно спрогнозировать всплеск интереса в будущем, оценить риски и быть первым в такого вида стартапах.

Маркетинговый подход к классификации стартапов использует понятия Конвергенция и дивергенция. Конвергенция означает объединение функций, дивергенция ― их разделение. Все интернет-стартапы предлагают своим пользователям набор услуг и часто разница заключается в собирании нескольких функций в одном сервисе или выделении и доработке какой-либо одной функции. Например, Твиттер - дивергентный продукт, который построен на одной функции социальных сетей ― написании статусов.

Еще одна классификация стартапов с позиции инвестора делит проекты на 3 типа. Коммерческие ― это проекты с понятной бизнес-моделью, где каждый пользователь является потенциальным покупателем предлагаемого товара или услуги. Социальные ― это проекты, основанные на взаимодействии людей друг с другом. Чаще всего они нацелены на максимально возможный рост аудитории с целью потом ее каким-то образом монетизировать. Технологические ― это проекты, в основе которых лежит не бизнес-модель, и не набор аудитории, а новая уникальная технология, интерфейс или технологическое ноу-хау.

Другая классификация сфокусирована в основном на том, как учредители ищут и апробируют расширяемую стратегию привлечения клиентов. Интернет-Стартапы делят на 4 типа:

Тип 1 - Автоматизатор

Общие характеристики: самостоятельное привлечение клиентов, сконцентрирован на клиенте, продукт-центрированный, быстрое осуществление, часто автоматизирует процессы, выполняемые вручную.

Команды учредителей, состоящие в основном из «технарей», показывают лучший результат, чем другие компании;

размер рынка в 2 раза больше у типа 1 (Автоматизатор) чем у типа 2 (Интегратор);

с большей вероятностью захватывает имеющиеся рынки;

требует меньше капитала, чем остальные типы.

Примеры:, Dropbox, Eventbrite, Slideshare, Mint, Pandora, Kickstarter, Hunch,

Тип 1N - Социальный трансформер

Общие характеристики: самостоятельное привлечение клиентов, критическая масса, неуправляемый рост числа пользователей, победитель захватывает весь рынок, сложный пользовательский интерфейс, сетевые эффекты, обычно создают новые способы взаимодействия людей.

Требуется на 50% больше времени чему типу 1 (Автоматизатору) и типу 2 (Интегратору), чтобы достичь этапа масштабирования;

Сбалансированные команды и команды с преобладанием бизнесменов действуют лучше, чем команды с преобладанием «технарей»;

Размер рынка в 2 раза больше у типа 1N (Социальный трансформер) по сравнению с типом 2 (Интегратор);

с большей вероятностью захватывает новые рынки;

с большей вероятностью имеет значительное увеличение команды на этапе масштабирования;

требует больше капитала, чем тип 1 (Автоматизатор) и тип 2 (Интегратор);

с большей вероятностью имеет большой рост числа пользователей.

Примеры:, OkCupid, Skype, Airbnb, Craigslist, Etsy, IMVU, Flickr, LinkedIn,

Тип 2 - Интегратор

Общие характеристики: определение круга потенциальных потребителей при помощи внутренних менеджеров по продажам, высокая определенность, продукт-центрированный, ранняя монетизация, ориентация на малый и средний бизнес, рынки меньше размером, часто берут инновации с потребительского Интернета и перестраивают их для малых предприятий.

Сбалансированные команды учредителей и команды с преобладанием бизнесменов действуют лучше, чем команды с преобладанием «технарей»;

с большей вероятностью захватывают существующие рынки при помощи более дешевого продукта;

с большей вероятностью поддерживают небольшой состав команды, даже когда они расширяются;

монетизируют высокий процент своих пользователей.

Примеры: PBworks, Uservoice, Kissmetrics, Mixpanel, Dimdim, HubSpot, Marketo.

Тип 3 - Бросающий вызов

Общие характеристики: продажи предприятиям, высокая зависимость от клиентов, сложные и негибкие рынки, повторяющийся процесс продаж. Чтобы достичь этапа масштабирования, требуется примерно в 2 раза больше времени по сравнению с 1N и в 3 раза больше времени по сравнению с типом 1 (Автоматизатор) и типом 2 (Интегратор); команды с преобладанием бизнесменов действуют лучше, чем команды с преобладанием «технарей» и сбалансированные команды учредителей; размер рынка в 6-7 раз больше, чем у всех остальных типов; с большей вероятностью либо захватывают существующие рынки при помощи лучшего продукта, либо захватывают новый рынок;

с большей вероятностью либо часто разворачиваются, либо вообще не разворачиваются;

с большей вероятностью имеет значительное увеличение команды на этапе масштабирования;

требуют значительно больше капитала, чем другие типы;

монетизируют высокий процент своих пользователей.

Примеры: Oracle, Salesforce, MySQL, Redhat, Jive, Ariba, Rapleaf.

 

Стадии развития стартапов

 

Существуют разные подходы относительно выделения стадий развития стартапов. Наиболее распространенной является классификация приведённая в 2003 году Стэнли Флитчером.- startup стадия: название периода времени от момента возникновения идеи до запуска проекта в эксплуатацию или продукта в производство;seed стадия: стадия, когда есть идея что нужно рынку и потребителям, но четкого представления о том, как ее следует реализовывать технически (техническое задание) и как ее следует развивать, чтобы она приносила прибыль (бизнес-план), еще нет, или есть, но в самом общем виде;стадия: стадия изучения рынка, составления и реализации технического задания, составления бизнес-плана, тестирование созданного проекта или продукта, подготовка к запуску проекта, переговоры с первыми потенциальными клиентами;

Прототип: создание технического задание и проектирование интерфейсов. Работающий прототип: создание проекта или продукта с самым общим функционалом;

Альфа-версия проекта или продукта: проект или продукт создан, но еще не оттестирован, в процессе тестирования и usability-тестирования в интерфейс еще добавляются некоторые мелочи, которые не были додуманы на стадии составления технического задания и проектирования интерфейса, начинаются переговоры с первыми потенциальными клиентами;

Закрытая бета-версия проекта или продукта: проект или продукт уже находятся в виде, близком к тому, каким его видят основатели стартапа, у проекта появляются первые немногочисленные пользователи, которые приглашаются основателями стартапа попробовать сервис и сообщать о том, чего им не хватает либо о тех багах, с которыми они столкнулись;

Публичная бета-версия проекта или продукта: начинается привлечение пользователей, которые осознали у себя потребность в услугах, предлагаемых вашим проектом, либо самых любопытных, пользователей, которые постоянно находятся в поиске чего-то нового, часто происходит через системы инвайтов (приглашений), ограничение количества пользователей определенным количеством (например, 500, или 5,000), подписываются полноценные договора с первыми клиентами;

Запуск проекта в полноценную эксплуатацию или продукта в производство: название говорит само за себя;стадия: самая критическая стадия для каждого стартапа - стадия запуска проекта (ранняя startup стадия) и самого начального периода его работы (поздняя startup стадия);

Стадия роста: стадия, когда положение стартапа на первичном целевом рынке (т.е. на том рынке, с которого он намеревался начать работу, и который описывал в своем бизнес-плане) уже стабильно, и стартап уверенно идет к завоеванию на этом рынке той доли, которую он наметил себе в бизнес-плане;

Стадия расширения: стадия, когда стартап выполнил либо очень близок к выполнению бизнес-плана на первичном целевом рынке, и расширяет свой бизнес за счет экспансии на другие рынки. Расширение бизнеса может происходить как самостоятельно, так и за счет скупки других игроков;

Стадия выхода: Под выходом прежде всего имеется в виду выход из бизнеса (целиком либо частично) венчурных инвесторов, которые инвестировали в стартап на предыдущих стадиях. Выход может происходить через продажу компании стратегическим инвесторам, через вывод компании на IPO (то есть первичная продажа акций компании на бирже) и через частное размещение (продажа акций компании фондам прямых инвестиций). Венчурные фонды инвестируют лишь в быстрорастущий молодой бизнес, а, как правило, к стадии выхода рост бизнеса компании замедляется по сравнению с предыдущими стадиями, хотя сам бизнес становится более стабильным. Есть, правда, еще один вариант «выхода» и инвесторов и основателей из стартапа - это банкротство компании и прекращение бизнеса, однако я надеюсь, что ни у кого из вас такого «выхода» не будет.

Также существует и другой взгляд на этапы развития интернет стартапов приведенный в докладе «StartUp Genome Report», в котором выделяются 4 этапа развития стартапа: 1. Открытие, 2. Апробация, 3. Эффективность 4. Масштабирование.

1) Открытие (Discovery)

Цель Компании сконцентрированы на проверке того, решают ли они значимую проблему, и будет ли кто-то гипотетически заинтересован в ее решении. К этому времени сформирована команда учредителей, проведено множество интервью с потребителями, найдено ценностное предложение, созданы минимально жизнеспособные товары, команды присоединяются к акселератору или инкубатору, финансирование при помощи родных и друзей, первые наставники и советники включаются в процесс. В среднем этот этап длиться 5-7 месяцев.

) Апробация (Validation)

Цель компании стараются получить раннее подтверждение тому, что люди заинтересованы в их продукте, через обмен на деньги или внимание. На данном этапе отрабатываются ключевые характеристики, происходит начальный рост числа пользователей, осуществляются измерения и аналитика, происходят, если это необходимо, развороты, появляются первые платные клиенты, продукт соответствует рынку. В среднем время пребывания на данном этапе составляет: 3-5 месяцев.

) Эффективность (Efficiency)

Компании уточняют свою модель бизнеса и улучшают эффективность процесса привлечения новых клиентов. На данном этапе пересмотрен опыт взаимодействия, оптимизирована воронка конверсии, достигнут «вирусный» рост, стабильный процесс продаж и / или найден канал масштабирования базы клиентов. В среднем время нахождения на этом этапе составляет 5-6 месяцев.

) Масштабирование

Компании пытаются агрессивно увеличивать рост. Происходит массовое привлечение клиентов, улучшение наращивания базы данных, наняты первые исполнительные директора, осуществление процесса, определение отделов.

Если же рассматривать стартап с точки зрения применения PR, то можно в первую очередь выделить пресид стадию и постсид стадию. Пресид стадия подразделяется на 2 подстадии: 1. Пиар в области фаундинга инвестора и 2. Взаимоотношения с инвестором и планирование взаимодействия с потенциальными клиентами до релиза. Пост сид стадия фокусируется прежде всего на построении взаимоотношений с клиентами и поиском новых. В ней можно выделить следующий подстадии 1. Привлечение клиентов (использование различных каналов для привлечения ранних клиентов). 2. удержание (совокупность мер применяемых на этой стадии фокусируется на том, чтобы ранние клиенты использовали ваш продукт повторно и систематически). 3. Рекомендация (Привлечение новых пользователей). 4. Удержание новых пользователей. 5. Создание сетевого эффекта.

Не всегда стартап проходит через все стадии, бывает, что некоторые стадии он «перепрыгивает», но, на мой взгляд, такая подробная классификация гораздо лучше, чем упрощенная, поскольку она дает наглядное представление о том, как развивается стартап.

 

2.
Специфика построения коммуникаций на различных стадиях развития стартапа

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...