Основные цели педагогического процесса.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: «Предмет, задачи и методы педагогической психологии». Предмет педагогической психологии. Теоретические задачи педагогической психологии. Практические задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. Основные проблемы педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Современная педагогическая психология изучает психологические закономерности образовательного процесса. Объектом ее изучения является человек (как и любой психологической науки), предметом — механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Предмет педагогической психологии - это факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка (человека) как субъекта учебной деятельности организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая психология изучает формы и методы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения и воспитания, исследует закономерности формирования познавательных процессов, саморегуляции и самостоятельности в учебной и вне-учебной деятельности. Кроме того, педагогическая психология рассматривает вопросы психологии труда учителя, взаимоотношения педагога и учащихся, педагога и родителей, а также педагогов и учащихся между собой. В соответствии с этими проблемами оформилась и структура педагогической психологии. 1. Психология образовательной деятельности (как единства учебной (ученик) и педагогической (учитель) деятельности).
2. Психология учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося. 3. Психология педагогической деятельности (в единстве обучения и воспитания) и ее субъекта — учителя. 4. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. Перед педагогической психологией стоит ряд теоретических и практических задач. 1. Теоретические задачи: 1) раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания; 2) дать психологический анализ закономерностей и механизмов Развивающего обучения; 3) выявить психологические механизмы и обоснования воспитательных и обучающих технологий; 4) разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества, 2. Практические задачи: 1) помочь педагогу построить обучение и воспитание на психологической основе; 2) способствовать созданию благоприятного, творчески развивающего климата в школе; 3) научить применять индивидуальный и дифференцированный подход, использовать активные методы обучения, прогрессивные обучающие технологии; 4) помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности. Педагогический процесс (образовательный учебно-воспитательный) - процесс, реализующий цели воспитания и обучения в условиях специально организованного взаимодействия обучающих с обучаемыми. Между обучающим и обучаемыми в педагогическом процессе возникают разнообразные связи: 1. информационные (обмен информацией); 2. коммуникативные; 3. организационно - деятельностные (выполнение каждым своих функций, соблюдение норм и правил поведение); 4. управленческие. Элементы и компоненты педагогического процесса. Элементы Компоненты 1. Цель 1. Целевой 2. Содержание 2. Содержательный 3.Форма 3. Операционно-деятельностный 4. Методы обучения и воспитания 4. Оценочно-результативный
5. Результаты
Основные цели педагогического процесса. 1. Образовательная (ее реализует собственно обучение). 2. Воспитательная (на нее направлено воспитание). 3. Обе эти цели являются вспомогательными и направлены на самую главную цель - развитие человека. Обучение направлено на развитие познавательной сферы: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Воспитание направлено на развитие личностной сферы: мотивации, характера, темперамента, эмоционально - волевой сферы, способностей, самосознания. Современная педагогическая психология сложилась и развивается благодаря слаженному взаимодействию двух наук: педагогики и психологии. Она входит в структуру каждой из них и стала сферой совместного изучения этими науками взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения. Однако будучи прежде всего отраслью психологии, педагогическая психология опирается на традиционные связи психологии с естественными науками — физиологией, генетикой, медициной, откуда черпает знания о закономерностях роста и созревания организма, роли наследственности, гигиены умственного труда; с математикой, ее разделом математической статистикой — для обработки полученных данных; с общественными науками, — социологией, философией, где рассматривается феномен человека, его общественные связи и отношения. В философской литературе вопросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место системы обучения и воспитания в обществе. Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные и обучающие функции и являются частью системы образования. Велика связь педагогической психологии с возрастной психологией. Анализ возрастных, личностных и когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом возрасте обучение и воспитание имеет свои особенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей. То, что подходит для подростков и старших школьников, вероятно, не вполне годится для дошкольников и детей младшего школьного возраста. То, что может дать неплохой эффект в дошкольном и младшем школьном возрасте, не иметь того же результата в средних и старших классах школы. Данные о психологических закономерностях взрослого человека помогут учителю реализовать себя в своем профессиональном труде, наладить систему переподготовки и повышения квалификации учителей.
В современной педагогической психологии существует ряд проблем, успешное решение которых во многом определит специфику ее дальнейшего развития. 1. Нахождение и максимально возможное использование для развития каждого сенситивного периода в жизни ребенка. Проблематичность этого вопроса состоит в том, что нам, во-первых, неизвестны начало, длительность и конец каждого сенситивного периода развития. Во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны. В-третьих, мы еще не можем точно определить признаки начала сенситивного периода, а также комплексы психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в пределах того или иного сенситивного периода. Можно предположить, что для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей ребенка в течение жизни наступает не один, а несколько сенситивных периодов. Необходимо также научиться прогнозировать наступление различных сенситивных периодов развития. 2. Четкое выявление связи между системой обучения и психологическим развитием ребенка. Традиционно существуют разные подходы к решению этой проблемы и до сих пор не выявлены абсолютно убедительные доказательства одного из них. 3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использовать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка и как определить, в чем в данный момент его жизни ребенок более всего нуждается: в когнитивно-интеллектуальном или личностном развитии? Ответов на эти вопросы пока нет.
4. Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и, в свою очередь, зависит от них. Поиск решения данной проблемы предполагает не только хорошее знание психологии, но и обращение к общей теории систем. 5. Связь созревания и обучения, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. Существует немало работ, посвященных решению этой проблемы, начиная с работ Гетчесона, К. Бюллера, В. Штерна, П.П. Блонского и заканчивая современными работами Э. Эриксона, И.В. Равич-Щербо, но, склоняясь к той или иной точке зрения, большинство авторов признают равное влияние генотипа и среды с преобладанием того или иного в разные периоды жизни. Однако от чего зависит это преобладание, до сих пор неизвестно. 6. Проблема педагогической запущенности ребенка и ее коррекции. Понятие и показатели педагогической запущенности на сегодняшний день неплохо разработаны, а вот дифференциация педагогической запущенности и умственной отсталости еще представляет собой большую трудность для психологов. 7. Социальная адаптация и реабилитация. Речь идет о приспособлении детей, которые в силу каких-либо причин оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к общению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Решение этой проблемы очень волнует работников детских домов, школ-интернатов, колоний для несовершеннолетних преступников. В решении всех перечисленных проблем заинтересованы не только психологи, а прежде всего практикующие педагоги, которые сталкиваются с ними постоянно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|