Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные цели педагогического процесса.




Тема: «Предмет, задачи и методы педагогической психологии».

Предмет педагогической психологии. Теорети­ческие задачи педагогической психологии. Практиче­ские задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Связь педагогической пси­хологии с другими науками. Основные проблемы педа­гогической психологии. Методы педагогической пси­хологии.

Современная педагогическая психология изучает психологические закономерности образовательного процесса. Объектом ее изучения является человек (как и любой психологической науки), предметом — меха­низмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе.

Предмет педагогической психологии - это факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка (человека) как субъекта учебной деятельности организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Педагогическая психология изучает формы и ме­тоды управления умственной деятельностью учащих­ся в процессе обучения и воспитания, исследует зако­номерности формирования познавательных процессов, саморегуляции и самостоятельности в учебной и вне-учебной деятельности. Кроме того, педагогическая психология рассматривает вопросы психологии труда учителя, взаимоотношения педагога и учащихся, пе­дагога и родителей, а также педагогов и учащихся между собой. В соответствии с этими проблемами оформилась и структура педагогической психологии.

1. Психология образовательной деятельности (как единства учебной (ученик) и педагогической (учи­тель) деятельности).

2. Психология учебной деятельности и ее субъек­та — обучающегося.

3. Психология педагогической деятельности (в единстве обучения и воспитания) и ее субъекта — учи­теля.

4. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Перед педагогической психологией стоит ряд тео­ретических и практических задач.

1. Теоретические задачи:

1) раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания;

2) дать психологический анализ закономерностей и ме­ханизмов Развивающего обучения;

3) выявить психологические механизмы и обосно­вания воспитательных и обучающих технологий;

4) разработать психологически обоснованные тре­бования к реализации различных форм педаго­гического сотрудничества,

2. Практические задачи:

1) помочь педагогу построить обучение и воспита­ние на психологической основе;

2) способствовать созданию благоприятного, творче­ски развивающего климата в школе;

3) научить применять индивидуальный и дифферен­цированный подход, использовать активные ме­тоды обучения, прогрессивные обучающие тех­нологии;

4) помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности.

Педагогический процесс (образовательный учебно-воспитательный) - процесс, реализующий цели воспитания и обучения в условиях специально организованного взаимодействия обучающих с обучаемыми. Между обучающим и обучаемыми в педагогическом процессе возникают разнообразные связи:

1. информационные (обмен информацией);

2. коммуникативные;

3. организационно - деятельностные (выполнение каждым своих функций, соблюдение норм и правил поведение);

4. управленческие.

Элементы и компоненты педагогического процесса.

Элементы Компоненты

1. Цель 1. Целевой

2. Содержание 2. Содержательный

3.Форма 3. Операционно-деятельностный

4. Методы обучения и воспитания 4. Оценочно-результативный

5. Результаты

 

Основные цели педагогического процесса.

1. Образовательная (ее реализует собственно обучение).

2. Воспитательная (на нее направлено воспитание).

3. Обе эти цели являются вспомогательными и направлены на самую главную цель - развитие человека.

Обучение направлено на развитие познавательной сферы: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Воспитание направлено на развитие личностной сферы: мотивации, характера, темперамента, эмоционально - волевой сферы, способностей, самосознания.

Современная педагогическая психология сложи­лась и развивается благодаря слаженному взаимодей­ствию двух наук: педагогики и психологии. Она вхо­дит в структуру каждой из них и стала сферой совмест­ного изучения этими науками взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения.

Однако будучи прежде всего отраслью психологии, педагогическая психология опирается на традиционные связи психологии с естественными науками — физио­логией, генетикой, медициной, откуда черпает знания о закономерностях роста и созревания организма, роли наследственности, гигиены умственного труда; с мате­матикой, ее разделом математической статистикой — для обработки полученных данных; с общественными науками, — социологией, философией, где рассматри­вается феномен человека, его общественные связи и от­ношения. В философской литературе вопросы воспита­ния рассматриваются под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь выясня­ется место системы обучения и воспитания в обществе. Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных со­циальных групп и институтов, которые выполняют вос­питательные и обучающие функции и являются частью системы образования.

Велика связь педагогической психологии с возра­стной психологией. Анализ возрастных, личностных и когнитивных особенностей детей показывает, что в каж­дом возрасте обучение и воспитание имеет свои особен­ности и по необходимости должно строиться по-разно­му с учетом этих особенностей. То, что подходит для подростков и старших школьников, вероятно, не впол­не годится для дошкольников и детей младшего школь­ного возраста. То, что может дать неплохой эффект в дошкольном и младшем школьном возрасте, не иметь того же результата в средних и старших классах школы. Данные о психологических закономерностях взрослого человека помогут учителю реализовать себя в своем профессиональном труде, наладить систему пе­реподготовки и повышения квалификации учителей.

В современной педагогической психологии суще­ствует ряд проблем, успешное решение которых во многом определит специфику ее дальнейшего развития.

1. Нахождение и максимально возможное исполь­зование для развития каждого сенситивного пе­риода в жизни ребенка. Проблематичность этого вопроса состоит в том, что нам, во-первых, неиз­вестны начало, длительность и конец каждого сенситивного периода развития. Во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально свое­образны. В-третьих, мы еще не можем точно определить признаки начала сенситивного пери­ода, а также комплексы психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и разви­ваться в пределах того или иного сенситивного периода. Можно предположить, что для большин­ства психологических свойств и поведенческих особенностей ребенка в течение жизни наступа­ет не один, а несколько сенситивных периодов. Необходимо также научиться прогнозировать на­ступление различных сенситивных периодов развития.

2. Четкое выявление связи между системой обуче­ния и психологическим развитием ребенка. Тра­диционно существуют разные подходы к решению этой проблемы и до сих пор не выявлены абсо­лютно убедительные доказательства одного из них.

3. Проблема общего и возрастного сочетания обуче­ния и воспитания. Каждый возраст ребенка от­крывает свои возможности для его интеллектуаль­ного и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использо­вать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка и как определить, в чем в данный момент его жизни ре­бенок более всего нуждается: в когнитивно-интеллектуальном или личностном развитии? Ответов на эти вопросы пока нет.

4. Системный характер развития ребенка и комплекс­ности педагогических воздействий. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразова­ние множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать от­дельно, но развитие каждого сказывается на станов­лении множества других свойств и, в свою очередь, зависит от них. Поиск решения данной проблемы предполагает не только хорошее знание психологии, но и обращение к общей теории систем.

5. Связь созревания и обучения, генотипической и средовой обусловленности развития психологиче­ских характеристик и поведения ребенка. Суще­ствует немало работ, посвященных решению этой проблемы, начиная с работ Гетчесона, К. Бюллера, В. Штерна, П.П. Блонского и заканчивая современ­ными работами Э. Эриксона, И.В. Равич-Щербо, но, склоняясь к той или иной точке зрения, большин­ство авторов признают равное влияние генотипа и среды с преобладанием того или иного в разные периоды жизни. Однако от чего зависит это преоб­ладание, до сих пор неизвестно.

6. Проблема педагогической запущенности ребен­ка и ее коррекции. Понятие и показатели педаго­гической запущенности на сегодняшний день неплохо разработаны, а вот дифференциация пе­дагогической запущенности и умственной отста­лости еще представляет собой большую трудность для психологов.

7. Социальная адаптация и реабилитация. Речь идет о приспособлении детей, которые в силу каких-либо причин оказались социально изолированными и не­готовыми к нормальной жизни среди людей, к об­щению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Решение этой проблемы очень вол­нует работников детских домов, школ-интернатов, колоний для несовершеннолетних преступников.

В решении всех перечисленных проблем заинте­ресованы не только психологи, а прежде всего прак­тикующие педагоги, которые сталкиваются с ними постоянно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...