Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогической психологии




В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте кото­рых возникает необходимость обращения к ним.

Ананьев Б.Г. Выделил 4 группы методов.

1. Организационные методы.

2. Эмпирические методы.

3. Методы обработки данных.

4. Методы интерпретации результатов.

Организационные методы

Поперечный срез - одномоментное измерение интересующего нас качества, Проводится несколько раз, затем сверяют результаты. Требует большого количества испытуемых, чтобы не было случайных результатов.

Лонгитюдный метод - интересующее нас качество или личность исследуется в течении длительного времени.

Организационные методы касаются целей, содержа­ния, структуры и организации проводимых исследований, их состава и подготовки.

Эмпирические методы

 

 

Основные Вспомогательные

 

Основные: наблюдение, эксперимент, беседа.

Наблюдение - отслеживание и регистрация фактов без какого-либо вмешательства и влияния на ситуацию.

Эксперимент - изучаемый объект или условия его существования моделируется. Выделяют лабораторный, естественный и формирующий эксперимент.

Вспомогательные методы:анализ продуктов деятельности, тестирование.

Методы обработки данных

Качественный анализ Количественный анализ

 

Под методами сбора и обра­ботки данных понимаются такие, с помощью которых в исследовании собирается необходимая информация об испытуемых.

Методы интерпретации результатов

1. Генетический - описание изучаемых явлений в процессе развития, т.е. в динамике.

2. Структурный — из чего состоит, т.е. по строению. Позволяет устанавливать между отдельными элементами изучаемого явления.

Методами интерпретации результатов на­зываются те, которые служат цели преобразования по­лученных первичных качественных и количественных результатов исследования в такие, из которых непос­редственно следуют теоретические и практические пси­холого-педагогические выводы и рекомендации.

Кроме общих методов в педагогической психоло­гии есть и специальные методы.

К ним относится:

1) психолого-педагогический эксперимент (иногда его еще называют формирующий). Он исполь­зуется для определения степени обученности и воспи­танности ребенка, а также для оценки эффективности обучающих воздействий. Так, при апробации обучаю­щей методики или ее элемента один класс становится экспериментальной группой, в которой применяют данную методику, а другой — контрольной. Все осталь­ные параметры стараются сохранить постоянными и приблизительно одинаковыми. Через некоторое время проводят проверку знаний учащихся по изучаемой теме и смотрят, есть ли различия в обученности школьников. Если оказывается, что в экспериментальном классе обученность выше, значит, методика эффектив­на.

2) психолого-педагогиче­ское тестирование до применения методики и после.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику современного состоя­ния педагогической психологии.

2. Какова связь педагогической психологии с другими науками и в чем она выражается?

3. Объясните причины сложности решения проблем, стоящих перед педагогической психологией.

4. Почему решение этих проблем важно для практикую­щих учителей?

5. Покажите специфику применения психологических методов в педагогической психологии.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...