Методы педагогической психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. Ананьев Б.Г. Выделил 4 группы методов. 1. Организационные методы. 2. Эмпирические методы. 3. Методы обработки данных. 4. Методы интерпретации результатов. Организационные методы Поперечный срез - одномоментное измерение интересующего нас качества, Проводится несколько раз, затем сверяют результаты. Требует большого количества испытуемых, чтобы не было случайных результатов. Лонгитюдный метод - интересующее нас качество или личность исследуется в течении длительного времени. Организационные методы касаются целей, содержания, структуры и организации проводимых исследований, их состава и подготовки. Эмпирические методы
Основные Вспомогательные
Основные: наблюдение, эксперимент, беседа. Наблюдение - отслеживание и регистрация фактов без какого-либо вмешательства и влияния на ситуацию. Эксперимент - изучаемый объект или условия его существования моделируется. Выделяют лабораторный, естественный и формирующий эксперимент. Вспомогательные методы:анализ продуктов деятельности, тестирование. Методы обработки данных Качественный анализ Количественный анализ
Под методами сбора и обработки данных понимаются такие, с помощью которых в исследовании собирается необходимая информация об испытуемых. Методы интерпретации результатов
1. Генетический - описание изучаемых явлений в процессе развития, т.е. в динамике. 2. Структурный — из чего состоит, т.е. по строению. Позволяет устанавливать между отдельными элементами изучаемого явления. Методами интерпретации результатов называются те, которые служат цели преобразования полученных первичных качественных и количественных результатов исследования в такие, из которых непосредственно следуют теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации. Кроме общих методов в педагогической психологии есть и специальные методы. К ним относится: 1) психолого-педагогический эксперимент (иногда его еще называют формирующий). Он используется для определения степени обученности и воспитанности ребенка, а также для оценки эффективности обучающих воздействий. Так, при апробации обучающей методики или ее элемента один класс становится экспериментальной группой, в которой применяют данную методику, а другой — контрольной. Все остальные параметры стараются сохранить постоянными и приблизительно одинаковыми. Через некоторое время проводят проверку знаний учащихся по изучаемой теме и смотрят, есть ли различия в обученности школьников. Если оказывается, что в экспериментальном классе обученность выше, значит, методика эффективна. 2) психолого-педагогическое тестирование до применения методики и после. Контрольные вопросы: 1. Дайте общую характеристику современного состояния педагогической психологии. 2. Какова связь педагогической психологии с другими науками и в чем она выражается? 3. Объясните причины сложности решения проблем, стоящих перед педагогической психологией. 4. Почему решение этих проблем важно для практикующих учителей? 5. Покажите специфику применения психологических методов в педагогической психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|