Проблемы региональной политики в сфере социально – экономического развития
В числе основных проблем социально-экономического развития Республики Коми можно выделить следующие: · неблагоприятное географическое положение Республики Коми: удаленность от центра, сложные климатические условия; · недостаточно диверсифицированная структура экономики, в основном добывающая (сырьевая) направленность промышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных производств; · высокий уровень износа основных фондов в отраслях экономики, особенно в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве; · ухудшение состояния сырьевой базы углеводородного сырья (нефти и газа); · низкая рентабельность производства продукции в ряде отраслей; · монополизация производства базовых видов экономической деятельности и связанные с этим проблемы в области цен и тарифов; · ограниченный спрос на низкосортную и мелкотоварную древесину, недостаток производственных мощностей по глубокой переработке древесного сырья; · ограниченный спрос на энергетический уголь; · сложная ситуация в агропромышленном комплексе; · низкая конкурентоспособность производимой продукции по сравнению с импортной, в первую очередь потребительских товаров; · значительная отраслевая дифференциация инвестиций, относительно низкая инвестиционная и инновационная активность организаций, отсутствие эффективных связей между наукой и производством; · критическое состояние оборотных активов организаций, недостаточный объем денежных средств для обеспечения нормального финансирования деятельности организаций, значительные размеры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности; · неразвитая инфраструктура финансового рынка, недостаток средне- и долгосрочных ресурсов банковской системы, высокий уровень риска кредитования реального сектора экономики;
· дефицит финансовых ресурсов республики, рост абсолютных потерь консолидированного бюджета Республики Коми вследствие изменения налогового законодательства; · низкая эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Коми, сохранение значительного объема государственного внутреннего долга Республики Коми; · недостаточное развитие транспортной инфраструктуры; · неразвитость туристской инфраструктуры; · неудовлетворительный уровень информатизации экономики; · неравноправное положение на рынке субъектов малого предпринимательства по сравнению с крупными корпорациями; · несоответствие большинства хозяйствующих субъектов международным стандартам менеджмента, учета и отчетности, недостаточная степень информационной открытости хозяйствующих субъектов Республики Коми; · депопуляция населения (естественная убыль, миграционный отток), значительная численность избыточного населения в угледобывающих районах Республики Коми, недостаточные темпы переселения граждан из этих районов; · низкий уровень трудовой активности и мобильности населения, несоответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребностям экономики, дефицит квалифицированных кадров, территориальные и профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда городов и районов республики; · низкий уровень жизни значительной части населения (высокий удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума); · значительная дифференциация доходов различных групп населения, диспропорции в уровне заработной платы работников организаций в сфере экономики и в бюджетной сфере; · относительно высокий уровень безработицы в сельской местности;
· неэффективная система здравоохранения (ухудшение здоровья населения), сокращение продолжительности жизни и старение населения; · высокий уровень преступности, в том числе экономического характера. Поскольку рамки данной работы не позволяют рассмотреть подробно все аспекты региональной политики, направленные на улучшение социально – экономического состояния республики, а это, несомненно и принимаемые меры по улучшению демографической ситуации и меры по снижению безработицы и развитие структур здравоохранения и социальной сферы, считаю целесообразным подробнее остановиться на тех отраслях экономики, развитие которых, на мой взгляд, поможет полностью выйти республике из кризиса. А это, на мой взгляд, следующие – лесоперерабатывающая, топливно – энергетическая, горно-рудная, строительная отрасли, а так же всемерное содействие развитию малого бизнеса и улучшение инвестиционного климата Предложения по решению проблем региональной политики План усовершенствований
Поскольку в практике современной России практически не существует способа или универсального алгоритма, который гарантировано смог бы вывести из кризиса любую систему, в том числе и социально – экономическую, однако, существует два способа решения проблемы: с помощью планового управления и стратегических мер[23]. Важнейшим направлением совершенствования антикризисного государственного управления является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. Рассмотрим, какие стратегические меры по выводу из социально – экономического кризиса, предлагаются программой стратегического развития региона и какова предполагаемая эффективность данных усовершенствований[24]. Согласно основной стратегии развития региона, экономическая модель такова: · устойчивое развитие стратегически значимых для Республики Коми отраслей добывающего сектора (угольной, нефтяной, газовой, горнорудной), · опережающее развитие конкурентоспособных обрабатывающих отраслей (деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической),
· создание достаточной для обеспечения экономического и социального развития республики инфраструктуры (транспортная сеть, энергетика, связь). В рамках данной стратегии, рассмотрим предполагаемый план усовершенствований в нескольких сферах: Развитие минерально-сырьевой базы Приоритетами развития минерально-сырьевой базы в Республике Коми являются: · увеличение объемов геологоразведочных работ, проводимых в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы; · обеспечение экологической безопасности при освоении и использовании месторождений минерально-сырьевых ресурсов. · Реализации поставленных задач будут способствовать: · участие в совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы; · участие в разработке и реализации в установленном порядке комплексной программы перспективного развития минерально-сырьевой базы в Республике Коми. Развитие горнорудного комплекса Приоритетными направлениями развития данной отрасли являются: · внедрение новых прогрессивных технологий добычи горнорудного сырья; · сохранение экологической безопасности проживания и перспективного освоения территорий месторождений. · Решению поставленных задач будут способствовать: · сотрудничество Правительства Республики Коми с организациями горнорудного комплекса по вопросам развития, экологической безопасности, социальной ответственности, оптимизации инфраструктуры; · создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки кадров.[25] Развитие лесопромышленного комплекса Приоритетными направлениями развития лесопромышленного комплекса в республике являются развитие мощностей по глубокой переработке древесины, строительство новых организаций в целлюлозно-бумажной отрасли. Планируется реализовать следующие приоритетные инвестиционные проекты, в том числе с участием иностранных инвесторов: Малый бизнес Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются:
· развитие государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; · развитие системы институтов инновационной, инвестиционной и финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; · развитие малого предпринимательства в производственном секторе экономики Правительство Коми намерено поддерживает и развивает международные проекты в области развития малого предпринимательства. Так, создан некоммерческой профессиональной организации "Центр развития женского предпринимательства в Коми"[26]. Сейчас это динамично работающая структура, которая способствует развитию предпринимательства на селе. Участие в проекте дает женщинам знания по основам бизнеса, развивает деловые связи с зарубежными партнерами, в частности, финскими предпринимателями. Конкретные результаты проекта - созданные дополнительные рабочие места. Для ускорения процесса привлечения женщин в малый бизнес, необходимо рассмотреть данную программу на уровне муниципалитетов. В Коми необходимо принципиально изменить систему налогообложения малого и среднего бизнеса в сторону послабления от налогов. До сих пор в нашей стране нет понимания того, являются ли малый и средний бизнес основой экономики любого развитого государства. Для того, чтобы этот бизнес мог расти и развиваться, необходимо дать ему налоговые послабления. Развитие системы малого предпринимательства может помочь и в решении проблемы безработицы на селе, но для этого необходимо вводить систему освобождения от налогообложений для начинающих предпринимателей. Жилищное строительство Целями в сфере развития жилищного строительства являются устойчивый рост объема ввода жилья, повышение его доступности и создание условий для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Приоритетными направлениями развития жилищного строительства являются участие в: · увеличении строительства жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда и постепенная ликвидация ветхого жилья; · улучшении жилищных условий социально не защищенных категорий граждан; · оказании гражданам адресной государственной поддержки в улучшении жилищных условий; · распространении системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения на территории республики Реализация поставленных задач позволит обеспечить: · увеличение объемов строительства жилья в 2010 году в 1,7 раза к уровню 2005 года, в 2015 году – в 2,7 раза; доведение к 2015 году объемов ежегодного ввода жилья не менее чем до 430 тыс. кв. м;
· увеличение площади капитально отремонтированных жилых помещений до 68,0 тыс. кв.м в 2010 году и до 136,8 тыс. кв. м в 2015 году; · повышение уровня архитектуры застройки за счет комплексной реконструкции жилых застроек, в первую очередь районов с домами первых массовых серий; · увеличение количества семей, самостоятельно решающих жилищную проблему за счет собственных средств и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; · сокращение числа граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет предоставления жилья по договорам социального найма и субсидий на строительство или приобретение жил Многие аналитики и исследователи проблем антикризисного управления сходятся во мнении, что, пожалуй, одним из самых главных факторов, позволяющих судить о степени кризиса в социально- экономической сфере региона, а так же основным стимулом к развитию региона, являются инвестиции. Остановимся подробнее на данном аспекте. Инвестиции Основной целью инвестиционной деятельности в Республике Коми · является создание необходимой материально-технической базы, · обеспечивающей реализацию стратегии экономического роста. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: Приоритетными направлениями развития инвестиционной сферы являются: · создание привлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми, в том числе через повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков; · мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации комплекса производственных и инфраструктурных инвестиционных проектов и обеспечение их эффективного использования. · В рамках реализации коммуникационной стратегии и осуществления прямого инвестиционного маркетинга необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на создание позитивного мнения о Республике Коми как благоприятном месте для размещения инвестиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|