Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральный бюджет РФ и его функции




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

Федеральный бюджет РФ и его функции

Состав доходов федерального бюджета РФ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование и развитие экономической структуры любого современного общества зависит от государственного регулирования. С помощью финансового механизма (как одного из наиболее важных механизмов) государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, при этом главное звено данного механизма - бюджет.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства. Федеральное Собрание утверждает его в виде федерального закона.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. По экономическому содержанию они представляют собой денежные отношения, которые возникают между государством и юридическими, физическими лицами в процессе создания бюджетного фонда страны и бюджетных фондов административно-территориальных образований различного уровня.

Данная тема является актуальной, так как средства федерального бюджета выступают в роли главного источника финансирования структурной перестройки экономики, преобразований предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в производственной сфере, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Цель реферата: провести анализ динамики и структуры налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Задачи реферата:

· рассмотреть федеральный бюджет РФ,

·   рассмотреть состав доходов федерального бюджета РФ,

·   провести анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 - 2012 гг.,

·   провести анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 - 2012 гг.

Предметом изучения является федеральный бюджет РФ, объектом изучения - налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета РФ за 2010 - 2012 гг.

При подготовке работы были использованы издания ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ.

 


ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

 

Федеральный бюджет РФ и его функции

 

Для любой страны государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой целостность основных финансовых категорий (таких как налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянное привлечение ресурсов и их использование.

Ввиду того, что привлеченные доходы служат одним из главных орудий осуществления мероприятий, которые намечаются государством, централизация средств имеет очень большое экономическое и политическое значение. Следовательно, возникает возможность маневрировать данными ресурсами и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Федеральный бюджет утверждает Федеральное Собрание РФ, после этого он имеет силу закона. Также федеральный бюджет РФ выступает в роли основного финансового плана Российской Федерации на финансовый год.

Если рассматривать федеральный бюджет с точки зрения экономического содержания, то он выступает как форма образования и использования централизованного фонда денежных средств РФ.

Государство активно использует федеральный бюджет для воздействия на темпы развития различных отраслей производственной и непроизводственной сфер [9].

Федеральный бюджет усиленно воздействует на экономическую эффективность производства и ускорение НТП. Кроме того, он представляет собой крупнейший источник средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров через финансирование образования и науки.

В статье 71 Конституции РФ закреплено право РФ на самостоятельный федеральный бюджет, а БК РФ в детальном порядке регулирует формирование и исполнение бюджета. Помимо этого, законодательно также дано право на установление налогов и сборов, которые зачисляются в доходы федерального бюджета РФ [6].

К основным функциям федерального бюджета относят функции, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

Основные функции федерального бюджета

Основные функции федерального бюджета

Перераспределение национального дохода и ВВП государственное регулирование и стимулирование экономики финансовое обеспечение социальной политики контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств
       
       
       

 

Как уже известно, федеральный бюджет выступает главным рычагом в отношении перераспределения национального дохода и ВВП. С помощью данного бюджета перераспределяется приблизительно 30% валового внутреннего продукта. Межотраслевое и территориальное перераспределение денежных средств с учетом условий наиболее целесообразного размещения производительных сил, подъема экономики, а также культуры на всей территории Российской Федерации (принимая во внимание республики, края и области) осуществляется при помощи бюджета [10].

Учитывая условия, при которых происходит переход к рыночным механизмам, финансовые ресурсы государственного бюджета первоначально обязаны обращаться на финансирование структурной перестройки экономики, рост социального развития и социальную защищенность мало обеспеченных слоев населения. Государственные средства используются более эффективно благодаря бюджету.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, роста производственной эффективности. Ведущие хозяйственные отрасли поддерживаются государством. К таким отраслям относят: авиастроение, космические программы, атомная промышленность, энергомашиностроение и т.д. Такая поддержка связана также с реализацией проектов с высокой эффективностью и быстрой окупаемостью.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты расставлены в пользу поддержки слабо защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, студенты, малообеспеченные семьи) и функционирования образовательных, культурных учреждений, а также учреждений здравоохранения.

В связи с тем, что бюджет - это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств, он напрямую согласован с предприятиями или организациями. Организатором распределительных процессов на предприятиях выступает государственный бюджет, несмотря на то, что посредством данного бюджета перераспределяется не весь чистый доход, который создается на предприятиях разных форм собственности. Государственный бюджет оказывает влияние на размер накоплений, а также на определение наилучшей структуры доходов по финансовым планам предприятий.

Финансово-хозяйственная деятельность отраслей экономики страны контролируется в процессе планирования и исполнения бюджета. Роль бюджетного контроля в процессе получения ресурсов и их использовании возрастает при условиях перехода на рыночные механизмы. Контрольная функция создает возможность продуктивного влияния государства на все процессы в экономике.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. К ним относят:

· образование бюджетного фонда

·   использование бюджетного фонда.

Бюджетные доходы выполняют функцию образования бюджетного фонда, данные доходы включают налоги с доходов субъектов хозяйствования, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Экономические условия развития страны влияют на структуру доходов бюджета, соответственно эта структура является непостоянной. Изменения, которые связанны с экономическими процессами, отражаются в изменении структуры доходов бюджета. Можно привести следующий пример такого изменения: изменение соотношения между налогами и займами в сторону роста доли займов показывает резкий спад производства. Функция использования бюджетных средств относится к конкретным целевым расходам бюджета. Государство выступает в качестве совокупного субъекта хозяйствования и рассматривает экономическую заинтересованность иных участников воспроизводственного процесса, ввиду этого расходы бюджета охватывают всю экономику. Структура расходов бюджета изменяется чаще, чем структура доходов бюджета [9].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...