Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиотечная наука 20 века (1945-1998 гг.)

 

После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ приступил к мирному созидательному труду. Одной из важнейших задач Советского государства в послевоенный период стало восстановление и дальнейшее развитие сети библиотек, широкое развертывание библиотечного обслуживания населения. Скорейшему восстановлению библиотечной сети в послевоенные годы значительно содействовал Государственный фонд, который с 1943 по 1947 года направил в библиотеки Советского Союза свыше 13 млн. книг. В 1945 г. в РСФСР и других союзных республиках была проведена государственная регистрация библиотек, позволившая выявить действительное состояние их сети. Она показала, что в РСФСР около 50% районных библиотек имели фонд менее 5тыс. книг каждая и 62,7% сельских библиотек – до 1 тыс. Такое же неудовлетворительное положение было выявлено при проверке детских библиотек. На основе государственных заданий в каждой республике был составлен пятилетний план, предусматривавший полное восстановление библиотечной сети и некоторое увеличение числа массовых библиотек по сравнению с 1941 г. В РСФСР была поставлена задача в 2-3 года увеличить фонды каждой сельской библиотеки не менее чем до 3 тыс. экземпляров, районной – до 10 тыс., детской – до 20 тыс., областной (краевой)– до 100 тыс. экземпляров. В 1948 г. 55 библиотек-автомобилей в 24 областях (краях) и автономных республиках РСФСР охватили библиотечным обслуживанием свыше 1,7тыс. сельских населенных пунктов, привлекли к чтению около 46 тыс. читателей, которым выдавали около 310 тыс. книг. Эта форма обслуживания сельского населения постоянно развивалась в последующие годы. Большое внимание библиотечному строительству на селе стали уделять колхозы. По инициативе Омской области, где уже в 1949 г. почти все колхозы открыли библиотеки, движение за создание сети колхозных библиотек охватило Воронежскую, Костромскую, Московскую, Ростовскую и др. области РСФСР. Был организован массовый сбор книг для новых сельских и колхозных библиотек. В РСФСР только в 1949 г. собрали около 3 млн. изданий. В результате принятых мер в РСФСР уже в 1948 г. сеть районных и окружных библиотек по сравнению с 1941 г. составила 112% и сельских 97,9%. В этом же году сеть городских и детских библиотек по сравнению с довоенным периодом увеличилась на 16-22%. К началу 1950 г. сеть массовых библиотек Комитета по делам культурно-просветительских учреждений РСФСР превысила довоенную более чем на 2 тыс. В целом по сравнению с довоенным периодом число массовых библиотек в СССР увеличилось почти на 28 тыс., а их книжный фонд – почти на 60 млн. экземпляров. В конце 1950 г. в СССР уже было 351,1 тыс. библиотек всех видов с книжным фондом 714 млн. экземпляров. В 1953 г. руководство сетью государственных массовых и республиканских библиотек было возложено на образованные в СССР и союзных республиках министерства культуры, призванные координировать работу библиотек различных ведомств и организаций. Создание министерств культуры способствовало дальнейшему подъему библиотечного дела, усилению государственного контроля за работой библиотек, упорядочению их сети и более равномерному размещению по территории страны. Начало перестройки работы библиотек в соответствии с новыми историческими задачами положило постановление ЦК КПСС “О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране”, которое вышло в 1959 г. Постановление указало на неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, а также работы по подбору и воспитанию библиотечных кадров. Определяя пути улучшения библиотечного дела в стране, ЦК КПСС возложил на Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик методическое руководство библиотечным делом и координацию деятельности библиотек всех ведомств, организаций и колхозов. Для осуществления государственного контроля за работой библиотек при Министерстве культуры СССР была организована Главная библиотечная инспекция.

Улучшилась подготовка учебников и учебных пособий для высших и средних библиотечных учебных заведений. В это время вышли первые издания учебников для библиотечных институтов по истории библиотечного дела, общему библиотековедению, библиотечным фондам и каталогам, по работе с читателями и руководству чтением в массовых и детских библиотеках. Издание учебников явилось новым шагом в развитии библиотековедения, в изучении и обобщении актуальных проблем библиотечной практики; оказало большое влияние на общее состояние научно-исследовательской работы.

Постановление наметило меры по улучшению комплектования библиотечных фондов, подготовки кадров, особенно для научных, вузовских и специальных библиотек, по развитию научно - информационной и рекомендательной библиографии, строительству и оборудованию библиотек, организации централизованной классификации и каталогизации книг и др. Был проведён ряд совещаний библиотечных работников, а также межвузовских конференций. Доклады и выступления участников этих совещаний и конференций публиковались в специальной периодической печати. Наибольшую ценность имели сборники, посвящённые разработке и обобщению проблем открытого доступа в массовых и научных библиотеках, идейно-воспитательной работы библиотек, пропаганды общественно-политической литературы в помощь коммунистическому воспитанию трудящихся. Ряд ценных статей о теоретических основах руководства чтением, изучении читательских интересов и руководстве чтением детей был опубликован в сборнике «Библиотекари СССР. Опыт работы», в трудах институтов и библиотек.

Была осуществлена большая работа по созданию советской библиотечно-библиографической классификации. Значительное внимание уделялось разработке теоретических проблем организации библиотечного обслуживания населения, планирования и координации библиотечной сети.

В то же время развитие библиотековедения как науки по многим важным направлениям продолжало отставать от потребностей библиотечного дела в СССР. Остро сказывалась недостаточная разработка методологических основ, закономерностей и специфики, присущих библиотековедению как науке. Важной причиной отставания библиотековедения являлось отсутствие единого центрального органа, координирующего и направляющего работу институтов и библиотек.

В 1964 г. при Министерстве культуры РСФСР был создан Совет по координации научной работы в области библиотековедения и библиографии. На Совет возлагалась задача организации кооперирования деятельности крупнейших библиотек и вузов по разработке наиболее актуальных проблем библиотечной науки, определения проблематики научных исследований и составление сводных планов научной работы. Совет объединил в рамках проблемных комиссий научных работников крупнейших библиотек и вузов страны и направил их внимание на изучение и обобщение основных теоретических проблем библиотековедения. Совет рассмотрел и утвердил сводный план научно-исследовательских работ на 1965-1967 гг.

Был намечен ряд мер по укреплению материальной базы библиотек, расширению строительства библиотечных зданий, улучшению библиотечного оборудования действующих библиотек и внедрению механизации и автоматизации в библиотечно-библиографические процессы, в первую очередь связанные с обслуживанием читателей. Одним из важнейших направлений совершенствования библиотечного дела в стране явилась централизация сети библиотек. По инициативе Министерства культуры РСФСР с начала 1966 г. был организован эксперимент по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах. В 1966 г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили “Примерные положения организации единой сети массовых библиотек”, которые обязали республиканские министерства культуры совместно с советами профсоюзов разработать с учетом национальных, природно- географических, экономических и культурных особенностей основные положения об объединении в единую сеть всех массовых библиотек республики и утверждать их в установленном порядке. Эксперимент по объединению ранее самостоятельных массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и хозяйственным руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы, выделение центральных библиотек и реорганизация всех других в ее филиалы дали положительные результаты. Во всех городах и районах, где проводилась централизация, заметно улучшилось комплектование и использование фондов, стали внедряться экономичные и прогрессивные методы обслуживания книгой всех групп населения, повысилась организующая роль центральных библиотек, их ответственность за состояние библиотечной работы в регионе.

Таким образом, 1966-1970 гг. стали важным этапом на пути строительства советской библиотечной системы, дальнейшего претворения в жизнь ленинских указаний о создании единой планомерно организованной библиотечной сети, всесторонне удовлетворяющей политические, общеобразовательные и производственные запросы трудящихся. К началу 1974 года централизация сети государственных массовых библиотек была осуществлена более чем в 140 городах и сельских районах восьми союзных республик. Одновременно началась централизация сети профсоюзных библиотек. Прогрессивная форма организации библиотечной сети быстро завоевывала всеобщее признание у читателей и библиотечных работников. Важным достижением советского библиотечного строительства в 60-е гг. явилось создание сети самостоятельных юношеских библиотек. В октябре 1966 г. была открыта Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР - научно-методический центр для библиотек, работающих с юным читателем. Большая работа была проведена по упорядочению размещения сети массовых библиотек, кооперированию и координации их работы в области комплектования фондов, обслуживания читателей, справочно-библиографической и методической работы. Положительные результаты дал эксперимент по объединению работы школьных и сельских библиотек по обслуживанию книгой учащихся. Была проведена работа по созданию в каждом районе детской библиотеки, а во всех республиках и областях-областных и республиканских детских библиотек. Принимались меры к укреплению и дальнейшему развитию школьных библиотек, расширению сети юношеских библиотек и организации центральных юношеских библиотек в крупных городах. В 1966 г. была открыта Республиканская юношеская библиотека в Москве. В начале 70-х гг. в РСФСР работало уже 25 самостоятельных юношеских библиотеки.

В августе 1967 г. Министерство культуры СССР образовало в Государственной библиотеке им. Ленина научно-исследовательский отдел библиотековедения и библиографии, на который была возложена задача проведения исследований по важнейшим проблемам библиотечного дела и библиографии, координации и кооперирования научно-исследовательской работы крупнейших библиотек и кафедр библиотековедения и библиографии вузов. Научно-исследовательский отдел был также образован В Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.

На основе исторических решений 25 съезда КПСС и постановления ЦК КПСС “О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно - техническом прогрессе” (май 1974 г.) в десятой пятилетке была развернута серьезная работа по совершенствованию библиотечного дела в стране, справедливо квалифицированная как новый этап библиотечного строительства в СССР. Этот этап прежде всего характеризуется укреплением и дальнейшим развитием межведомственных связей в библиотечном деле, усилением координации и кооперирования деятельности библиотек. Образованная в 1975 г. по решению правительства Государственная межведомственная библиотечная комиссия при Министерстве культуры СССР на своих заседаниях обсудила проблемы организации единой системы библиотечного обслуживания населения в СССР. На первом заседании (июнь 1976 г.) был утвержден план работы комиссии, одобрены проекты координационного плана научно-исследовательской работы по библиотековедению, теории библиографии и книговедению на 1976-1980 гг. и ”Положение о международном абонементе библиотек Советского Союза”. Библиотечная комиссия образовала экспертную группу по подготовке проекта “Основных направлений развития библиотечного дела в стране на 1976 – 1980 гг.”, а также обсудила насущные проблемы механизации в библиотеках и органах информации. Второе заседание Государственной межведомственной библиотечной комиссии (январь 1977 г.) одобрило проект ”Основных направлений развития библиотечного дела в стране на 1976 - 1980 гг.” Одобренный Государственной межведомственной комиссией документ “Основные направления развития библиотечного дела в стране на 1976 - 1980 гг.” наметил конкретные меры по дальнейшему подъему библиотечного обслуживания населения. Важной особенностью нового этапа библиотечного строительства явилось осуществление ленинской идеи создания в стране планомерно организованной сети библиотек. В десятой пятилетке планируется завершить централизацию государственных массовых библиотек и создать около 4 тыс. централизованных библиотечных систем. В 1980 г. будет создано 3 тыс. профсоюзных и 720 межсоюзных с цеховыми филиалами на крупных предприятиях. Централизация будет активно внедряться в сеть научных, технических и специальных библиотек. Решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС выдвигают перед библиотеками как идеологическими и информационными учреждениями требование поднять свою деятельность на уровень больших и сложных задач, которые решаются партией в процессе совершенствования развитого социализма. В культурном потенциале страны важное место принадлежит книжным фондам библиотек. Совокупный книжный фонд библиотек всех типов и видов различной ведомственной подчиненности достиг в 1983 г. объема в 5 млрд. экз. Изыскивая пути совершенствования своей идеологической, воспитательной, пропагандистской, культурно - просветительной и информационной деятельности в соответствии с решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, библиотеки, методические центры и органы культуры должны учитывать постоянный рост информированности советских людей, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Именно этим обусловлены новые, высокие требования к работе библиотек по комплектованию, организации, пропаганде, использованию и сохранности фондов. Основное содержание этой работы определено совместным приказом Госкомиздата СССР и Министерства культуры СССР от 1 марта 1982 г. ”О мерах по улучшению комплектования и использования книжных фондов библиотек” и приказом Министерства культуры СССР от 18 февраля 1983 г. ”О серьезных недостатках в работе некоторых органов культуры и подведомственных им библиотек по использованию, комплектованию и сохранности книжных фондов”. Главной целью ее становится улучшение использования библиотечных фондов. Органы культуры, выполняя приказ Министерства культуры СССР от 18 февраля 1983 г., обязаны организовать плановое инспектирование работы библиотек по использованию книжных фондов, в первую очередь общественно-политической, производственной и художественной литературы. В течение 1983 - 1984 гг. надлежит проверить в каждом регионе не менее 25% ЦБС, широко используя для этого взаимопроверки библиотек. Основными способами изучения использования фонда служат статистический анализ и просмотр книг на полках, сопровождающийся подсчетом количества выдач. 13 марта 1984 г. в свет выходит “Положение о библиотечном деле в СССР”. Основным принципом организации библиотечного дела в СССР, законодательно закрепленным в Положении, является объединение библиотек в единую систему, плановое их развитие и рациональное размещение на территории страны с учетом особенностей и перспектив развития отдельных регионов и отраслей народного хозяйства. В Положении отмечено, что в основе организации, развития и функционирования единой системы лежит централизация- объединение библиотек в ведомственные (отраслевые) или межведомственные (межотраслевые) системы. В связи с этим органы руководства библиотечным делом должны усилить внимание к вопросам совершенствования работы библиотек в условиях централизации. “Положение о БД в СССР” определило основы организации и функционирования единой системы библиотек нашей страны, цели и перспективы её дальнейшего развития. Законодательно установлена необходимость согласования профилей комплектования фондов библиотек, совместной организации научно- методической, справочно- библиографической и научно- исследовательской работы, использование технических средств, осуществления иных форм координации и кооперации работы, независимо от подчиненности в масштабах города, района, автономного округа, автономной области, края, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Таким образом, объективно существующая тенденция к объединению средств и усилий библиотек в организации обслуживания населения на территориальном уровне получила юридическое обоснование. В 1988 г. в стране насчитывалось 330 тыс. библиотек с общим фондом в 5,6 млрд. ед. хр., которые обслуживают 220 млн. человек. Среди них 110 тыс. библиотек системы Министерства культуры СССР с книжным фондом 1,7 млрд. ед. хр. Однако массовыми библиотеками всех ведомств пользовалось 54% населения. Это свидетельствует о том, что существующие формы и методы работы с населением в ряде случаев не соответствует сложившейся социально- культурной ситуации, не отвечает возросшим духовным потребностям населения. В 1989 г. с участием отряда министерств подготовлена межотраслевая программа создания технических средств для учреждений культуры на 1989 - 1995 гг. Ставится задача увеличить производство, расширить ассортимент оборудования, резко повысить технико-экономические характеристики изделий. Реализация программы будет означать внедрение в библиотечную практику видеотехники, компьютеров, светового оборудования и других технических достижений. 1992-1995 гг. - наиболее суровый период в истории библиотечного дела в России и в странах бывшего СССР. В этот период были резко нарушены, а в ряде случаев просто варварски оборваны связи библиотек в системе СНГ. Попытки сохранить эти связи предпринимались отдельными библиотеками. Оставшись практически без средств к существованию, что отмечалось почти ежедневно в получавшихся Минкультуры РФ письмах с мест, библиотеки начали путем проб и ошибок искать пути выживания в экстремальных для них и в целом для российской культуры условиях. Многие библиотеки были закрыты, фонды их распродавались или просто исчезали в неизвестном направлении, переданные же для перераспределения фонды лежали мертвым грузом, так как никто не знал, каким образом их перераспределять. Помещения библиотек распродавались, значительное число библиотечных работников вынуждено было уйти в другие сферы: образование, хозяйство или предпринимательство. Минкультуры в 1993-1994 гг. предприняло попытки анализа и стабилизации положения в библиотечном деле. В одних случаях они удались, в других - нет. В значительной степени на профессионализм управленческого звена исполнительной власти в области библиотечного дела влияло то, что специалисты высокой квалификации, работавшие в Минкультуре СССР, оказались вне библиотечной деятельности, а специалисты Минкультуры РФ не смогли быстро и на необходимом уровне перестроиться на новое качество деятельности. Неоднократные смены в аппарате Управления по делам библиотек, появление среди руководителей лиц с высокой квалификацией, но не имеющих библиотечного образования или достаточного опыта библиотечной работы, также отрицательно сказывалось на принимаемых управленческих решениях этого периода. Демократические идеалы и устремления далеко не всегда соотносились с рутиной действительности отсталой законодательной базой библиотечной работы. Оторванность библиотечного законодательства от меняющегося российского законодательства, многочисленные несостыковки различных положений по одному и тому же вопросу в разных документах не давали возможности своевременно принимать правильные решения, адекватные перспективам и состоянию библиотечного дела. Происходящие в стране сложные процессы в сфере межнациональных отношений требовали более пристального внимания библиотекарей к этому направлению идейно - воспитательной работы. Отсюда повышенная значимость проблемы языкового состава книжных фондов, обеспечения каждому гражданину условий для пользования литературой и на родном языке, и на русском как языке межнационального общения. Одно из перспективных направлений курса партии и правительства на обновление жизни советского общества - насыщение рынка разнообразными услугами, более гармоничное удовлетворение спроса трудящихся с помощью платных услуг. Опираясь на официальные указания Министров СССР о коренной перестройке сферы платных услуг населению, Министерство культуры СССР в 1987- 1988 гг. организовало эксперимент в 13-ти базовых библиотеках, в том числе и в ЦГБ Москвы, Риги, Барановичи Брестской области. Его цели- определение наиболее приемлемых и для библиотек и для населения платных услуг, обработка финансового и правового механизма внедрения услуг в библиотечную практику. Эксперимент вызвал широкий интерес в библиотечной среде. Почти повсеместно к эксперименту подключились многие библиотеки, в том числе и массовые. Начиная эксперимент, Министерство ясно сознавало, что оказание платных услуг населению не является основной деятельностью библиотек, ибо Положение о библиотечном деле в СССР закрепило ленинские принципы бесплатного пользования библиотеками в нашей стране. Речь, следовательно, идёт лишь об отдельных видах платных услуг, что предусмотрено в Положении. Эксперимент показал, что, имея свои заработанные деньги, библиотеки получили шанс расширить хозяйственные отношения с различными предприятиями, организациями как производственной, так и непроизводственной сферы. Эксперимент позволил библиотекам для участия в массовых мероприятиях приглашать известных артистов, учёных, специалистов, профессиональные творческие коллективы. Благодаря платным услугам повышается авторитет библиотек. Это и закономерно, поскольку библиотеки получили возможность обновить свои фонды, сделать доступной литературу повышенного спроса. Хорошие предпосылки к повышению качества комплектования библиотечных фондов создало совместное постановление коллегией Министерства культуры СССР и Госкомиздата СССР “О состоянии и мерах по улучшению обеспечения библиотек книгами” (от 13 января 1989 г.) Прежде всего, обнадёжывается главная установка документа: “В течении 1989- 1993 гг. силами издательств, организаций книжной торговли и органов культуры осуществить мероприятия, обеспечивающие в основном обновление фондов современной литературы за счёт более полного удовлетворения заказов библиотек на книги повышенного спроса.” Решено улучшить содержание и полиграфическое исполнение серии ”Школьная библиотека”. Для городских, районных ЦБС будут выпущены важнейшие официальные и справочные энциклопедические издания, это позволит полнее удовлетворять правовые, научно- технические и общекультурные информационные потребности самых широких слоёв населения. Глубокие преобразования в социально - политической и культурной жизни страны в 1990 г. привели в движение теорию и практику библиотечной науки, обнажили многие проблемы отрасли. С одной стороны, библиотечная система страны характеризуется довольно высокими количественными показателями: 326 тыс. библиотек располагают огромным книжным фондом- 5,6 млрд. ед. хр.; по среднему числу книг, библиотек и их работников на тысячу жителей мы занимаем лидирующее место в мире. Однако с другой стороны - уровень услуг населению, информационного обслуживания запросов науки, производства, образования, культуры - с точки зрения мировой практики во многом выглядит архаично. Здесь произошло ухудшение основных качественных показателей. Ключевая проблема библиотечного дела - совершенствование системы книгообеспечения, взаимосвязей библиотеки, читателей и книжной торговли, ибо от содержания фондов, в конечном счёте, зависит, насколько полной эффективно смогут библиотеки обеспечивать всему населению доступ к достижениям отечественной и зарубежной книжной культуры, насколько действенно они будут способствовать решению задач обновления общества. Трудности, возникающие в ходе перестройки, в значительной степени связаны с несоответствием материально - технической базы и технологии библиотечного дела современным требованиям общества. Важнейшей составной частью перестройки библиотечного дела является подготовка и внедрение автоматизированной информационно - библиотечной системы Министерства культуры СССР, куда вошли 44220 библиотек всесоюзного, республиканского и областного уровней, а также центральные библиотеки ЦБС. Внедрение этой системы даст возможность пользоваться удобными современными видами информационных услуг, приблизить доступ удалённым банкам данных. Стержнем всей государственной политики, направленной на всемирное развитие, перестройку библиотечной системы, становится подготовка и использование кадров, создание для их плодотворной деятельности необходимых материальных и бытовых условий. Растёт неудовлетворённость условиями и оплатой труда, неясностью перспектив изменения положения дел к лучшему, медленно внедряется стимулирование эффективного труда библиотекарей, нерушимыми остаются вопросы социально - бытового обеспечения. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние годы существенно снизился социальный престиж библиотечной профессии. В развитии библиотечной системы страны накопились проблемы, требующие неотложного решения.

С распадом СССР и социалистической системы возникла необходимость организации динамики и тенденции изменений, происходящих в библиотечных процессах. Многие законодательные акты и нормативные акты являлись союзными. Поэтому стремительный разрыв со всем богатым опытом СССР создал в библиотечном деле суверенных государств немало проблем.

Крайне неудовлетворительным является состояние крупнейших библиотечных услуг, сокращается пополнение библиотечных фондов. В критическом положении находятся многие шедевры книжного и рукописного искусства, являющиеся памятниками мировой и отечественной культуры, национальным достоянием всего человечества. В связи с этим 13 апреля 1991 года вышел указ Президента СССР “О неотложных мерах по развитию крупнейших библиотек страны”. В указе уточнены источники и объём финансирования библиотек, сроки исполнения намеченных работ. [7]С 1991г. начато внедрение автоматизированной системы во многих областных и республиканских библиотеках. Автоматизация является весьма дорогостоящим и сложным в организационном плане мероприятии. Поэтому приступить к автоматизации всех региональных библиотек России сразу не представляется возможным. Сложность внедрения современных информационных технологий обусловлена, прежде всего, ничтожным техническим потенциалом отрасли, а также недостатком необходимых ресурсов- финансовых, материальных, трудовых.

Развиваются демократические основы управления библиотечным делом, и повышается профессиональное самосознание библиотекарей. В противовес административным структурам в социальном институте библиотечного дела начала развиваться идея самоуправления: самостоятельные независимые библиотечные общества и ассоциации. Профессиональные общества в различных областях деятельности являются международной признанной формой объединения всех заинтересованных лиц. Библиотечные общества и ассоциации стремятся к единству и консолидации сил и, как следствие, к соединению разрозненны составных частей БСИ (Библиотечного Социального Института) в единую эффективнее действующую структуру. С Защита профессиональных интересов перед государственными учреждениями и обществом в целом - одна из основных задач библиотечных ассоциаций. Одно важнейших направлений деятельности профессиональных библиотечных объединений во всём мире – это законодательные инициативы. В нашей стране становление профессиональных библиотечных объединений происходит в условиях почти полного отсутствия демократических традиций в библиотечном деле. В свете этого логично будет обратиться к опыту библиотечных ассоциаций зарубежных стран и, в частности, и их законодательной практике. Весь библиотечный мир признаёт, что США как социальное явление достигло небывалого уровня развития. Ведущую роль в организации библиотечной системы США играют профессиональные объединения библиотекарей – разветвлённая сеть региональных и отраслевых библиотечных ассоциаций (БА). Московская библиотечная ассоциация основана в 1990 г. Она впервые в истории российского библиотечного дела попыталась выпускать свою профессиональную газету. Московская библиотечная ассоциация занималась организацией самых разных по характеру “круглых столов”, обсуждений и разработкой документов официального характера и многое другое. Ассоциация, её деятельность, её идеи получили доверие работников массовых библиотек.

Ассоциация систематически участвовала в решении целого ряда их острейших проблем, выступала инициатором и организатором мероприятий по поддержке библиотек, выработке стратегий и тактики поведения в новых условиях. На первых порах ассоциация не стремилась чисто механически расширяться, ибо привлечение большого числа библиотекарей, не способных и не заинтересованных активно поддерживать и развивать идеи, лежащие в основе деятельности ассоциации, могло её только дискредитировать. Однако уже в 1993 г. наступил качественно новый этап, когда люди поверили в необходимость негосударственных объединений и в конкретную пользу ассоциаций, следовательно, её массовость стала на благо делу. Ассоциация ведёт пропаганду тех программных средств, которые надёжны и доступны по цене. МБА систематически участвовала в решение целого ряда проблем массовых библиотек, выработке стратегий и тактики поведения в новых условиях. Позднее, эта ассоциация вошла в состав Российской библиотечной ассоциации. Российская библиотечная ассоциация работает в соответствии с уставом. В устав все выборные лица избираются на 3 года и срок пребывания в любой должности не должен превышать 6 лет. Президент РБА –В.Н. Зайцев. Международная ассоциация научных и научно-технических библиотек (МАННТБ) занимается международной деятельностью - участвует в генеральных конференциях ИФЛА, её межрегиональные комитеты работают в области новых технологий и каталогизации. В феврале 1995 г. была создана Украинская библиотечная ассоциация (БА). Стратегической целью деятельности этой БА является содействие сохранению библиотечных материалов, как наследия и богатства, гарантирование доступа ко всему объёму накопленных знаний и информации путём обмена мнениями, содействие сотрудничеству во всех сферах библиотечной деятельности, влияние на общественное мнение в целях совершенствования библиотечного и информационного и библиографического обслуживания общества. УБА - самостоятельная общественная организация, которая на добровольных началах объединяет лиц, профессионально связанных с библиотечным делом, библиографической и информационной деятельностью, а также всех кто заинтересован в поддержке библиотек, библиотечного дела и чтения. В 1992 г. основана Белорусская БА (ББА)– это единственная общественная организация в республике, которая объединяет как коллективы, так и индивидуальных специалистов в области библиотечной науки и информационной деятельности. В неё вошли крупнейшие библиотеки централизованные библиотечные системы различных ведомств, Национальная книжная палата, факультет библиотечно – информационных систем университета культуры и др. В апреле 1995 г. Российская библиотечная ассоциация была принята в ИФЛА в качестве национального члена. Кроме РБА, Россия представлена в ИФЛА 30-ю членами и учреждениями. Среди которых библиотеки самого разного типа – национальные, федеральные, областные, научные, детские, юношеские, т.е. в целом они представляют весь спектр библиотечной жизни России. На сегодняшний день Россия – вторая из числа стран (после США) наиболее активно участвовавшая в работе ИФЛА.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...