Библиотечная наука в современности
Сегодня библиотека - это не только «книга, читатель, библиотекарь и материально-техническая база», но и информационные технологии, и технологии управления, и социальные связи библиотеки, и профессиональные коммуникации и многое другое, когда библиотека представляет собой сложный, самоорганизующийся, нелинейно развивающийся организм, относительно самостоятельная часть которого является также частью более сложного целого. 23 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон «О библиотечном деле». Это законодательство свидетельствует о многом: о признании особой и всевозрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития одновременно во всех направлениях; о разноплановости, многогранности повседневного библиотечного труда и, как следствие, об усложнении библиотечной профессии. [8]Принципиальные изменения библиотечной науки связаны и с широкомасштабным внедрением информационных технологий, и компьютерных сетей связи, без которых уже не мыслится качественное обслуживание читателей. Обращается внимание на освещение проблем управления библиотекой и развития персонала. Большинство библиотек 21 в. развиваются стремительными темпами. Выдвигаются новые требования к библиотечному работнику. Это вызвано тем, что дипломированный библиотекарь, знакомый только со своим, национальным библиотечным делом и не имеющий представления о зарубежном, не способный сопоставить системы и теории различных стран, не может считаться профессионалом, а уровень его подготовки не соответствует признанным в передовых странах образовательным стандартам. Научные чтения, конференции, семинары, "круглые столы" стали теперь традиционными.
Сегодня, в условиях новейших информационных технологий заново переосмысливается образ библиотеки, ориентированной на сохранение и передачу духовно-культурного наследия, а также на удовлетворение информационных нужд и потребностей населения. Внедрение в библиотечную систему России информационных технологий, распространение Интернета делают библиотечную работу более эффективной. Профессиональные форумы занимают особое место в жизни библиотечного сообщества. Они дают возможность проанализировать и оценить актуальные тенденции развития отрасли, процессы формирования нового образа библиотек, библиотек завтрашнего дня. В сфере библиотечного дела в последнее время начинается новый этап государственной политики. Реализуются национальные программы: Либнет и «Сохранение библиотечных фондов», обсуждаются проекты новых программ: «Национальная электронная библиотека», «Центры репозитарного хранения документов» и др. Сегодня в решение библиотечных проблем России достаточно активное участие принимают международные некоммерческие организации и фонды: «Прожект Хармони», Европейский Союз, Американские советы по международному образованию, фонд «Евразия». При переходе к рыночной экономике библиотеки оказались в весьма невыгодной ситуации. Хотя и считается, что Россия отказалась от остаточного принципа финансирования учреждений культуры и искусства, на деле же, в условиях еще недавней экономической нестабильности и, даже сейчас, в период роста экономики, этот принцип еще действует. Бюджетное финансирование библиотек значительно отстает от возрастающих под влиянием инфляции и современных требований потребностей в финансовых средствах. В настоящее время в библиотеках происходят стремительные перемены. Перед любой библиотекой возникает двойная проблема: сохранение и поддержание традиционных ресурсов, и внедрение новых технологий.
Заключение
Чтобы библиотековедение считалось вполне «равноправной» наукой, надо выводить её на уровень современных научных требований, переосмыслить её составные части, научный инструментарий в новой, изменившейся ситуации. Нужно исследовать и показать, как изменился объект библиотековедения, его предмет, как изменились законы этой науки, методы, сама методология. В последние годы произошёл настоящий «разгром библиотечных школ» - уничтожение традиций социологии чтения, рекомендательной библиографии, методики продвижения книги. Данный процесс совпал со сменой поколений: из жизни почти одновременно ушли или отошли от активной творческой деятельности в силу возраста многие талантливые создатели концепций и авторы учебников, написанных в 60-80-е гг. В стране идёт переход к другой системе ценностей, в том числе, в библиотечной науке. Добытый ранее материал сохраняется, пройденные его интерпретации учитываются, но меняется представление учёного о целях и характере деятельности. Состояние библиотечной науки опирается не только на социально-политические, экономические, организационно-управленческие факторы, но и оно во многом связано с морально-этическими проблемами в обществе, а также от таких понятий, как «личная порядочность» и «честность» каждого его члена. Отечественная библиотечная история хотя и прошла интересный и плодотворный путь развития, в одном она не изменилась совсем - осталась практически парадной (история "к датам"), она не ориентирована на анализ ошибок и просчетов. Пока еще библиотековедение с точки зрения большой науки является отраслью периферийной. Взаимодействие с большой наукой приведет к появлению новых теорий, тем самым способствуя выработке собственной историко-библиотековедческой концепции. Список используемой литературы
1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1970. -456 с. 2. Актуальные вопросы библиотечной работы: сборник. - М.: Книжная палата, 1989. - 152 с. 3. Баренбаум, И.Е., Давыдова, Т.Е. История книги: учеб. пособ. - М.: Книга, 1971. - 464 с. 4. Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». - Спб. - Ежемес. - 2007, № 7.
5. Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». - Спб. - Ежемес. - 2007, № 12. 6. Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». - Спб. - Ежемес. - 2007, № 16. 7. Брауде, Л.Р., Ронжерс В.Н., Чеснокова О.В. Основы библиотечно-библиографических знаний: учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 1987. - 94 с. 8. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца XX века: учеб. пособ. - Спб.: Профессия, 2007. - 248 с. 9. Воронцов, Г.А Основы библиотековедения и работа с книгой: учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 1977. - 86 с. 10. Гусеева, Е.Н. Типология библиотек: науч. - метод. пособ. - М., 2007. - 300 с. 11. История библиотечного дела в СССР. Документы и материалы. 1920-1929 / под ред. К.И. Абрамова, Л.И. Давыдовой и др. - М.: Книга, 1979. - 294 с. 12. Крупская, Н.К. О библиотечном деле: сборник трудов. - М.: Книга, 1982. - 448 с. 13. Ленин о библиотечном деле. - М.: Гос. изд. полит. литературы, 1960. - 184 с. 14. Мотылёв, В.М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике. - Ленинград: «Наука», 1988. - 200 с. 15. Основы библиотечно-библиографических знаний / под ред. А.Д. Эйхенгольца. - М.: Высшая школа, 1967. - 120 с. 16. Работа с читателями: учеб. пособ. / под ред. Сахарова В.Ф. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Книга, 1981. - 296 с. 17. Фрумин, И.М. Библиотечное дело. Организация и управление: учеб пособ. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Книга, 1980. - 272 с. 18. Чубарьян, О.С. Общее библиотековедение: учеб. пособ для библиотечн. фак-тов ин-тов культуры. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Книга, 1976. - 271 с. [1] Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР., с.3-10 [2] Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е. История книги, с.90-91 [3] Фрумин, И.М. Библиотечное дело. Организация и управление: учеб пособ. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Книга, 1980. - с.3-12. [4] Крупская, Н.К. О библиотечном деле: сборник трудов. - М.: Книга, 1982. - С.3-10 [5] Ленин о библиотечном деле. - М.: Гос. изд. полит. литературы, 1960. - с. 7-11 [6] История библиотечного дела в СССР. Документы и материалы. 1920-1929. - М.: Книга, 1979. - с.5-16 [7] Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца XX века: учеб. пособ. - Спб.: Профессия, 2007. - с. 28-44. [8] Библиотечное дело: (профессионально-библиотечный журнал) / учредитель ООО «Агентство Информ-Планета». - Спб. - Ежемес. - 2007, № 12. - с. 13-15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|