Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды, функции лекции. Методика подготовки и чтения лекции (на примере курса конституционного права).




Лекция(лат (lection) чтение) - основная форма учебных занятий, где рассматриваются основные теоретические положения учебной дисциплины, раскрываются идеи и логика построения курса.

 

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

 

* при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция - основной источник информации;

 

* новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;

 

* отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектора:

 

* по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

 

* лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями

 

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

 

Отсюда вытекают ее функции:

 

1)информационная, заключается в сообщении преподавателем основных положений учебной дисциплины, раскрытии особенности конкретной темы или отдельной проблемы. Исторически первая функция. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение, при этом остается актуальной при чтении спецкурсов, а также по тем дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.

 

2)ориентирующая, заключается в последовательном и структурированном изложении преподавателем ключевых идей курса. Данная функция реализуется еще и в том, что преподаватель сообщает студентам, на какие темы, понятия им следует обратить особое внимание, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

 

 

3)разъясняющая, цель которой заключается в разъяснении наиболее трудных вопросов, терминов учебного курса. Это не только раскрытие смысла терминов, но формирование понятий в сознании студента. (Известно, что основные научные понятия психологической науки содержатся в словарях и справочниках, а многие – в учебниках. Однако никакая дефиниция не охватывает предмета всесторонне и с исчерпывающей полнотой. Поэтому в лекции нельзя обойтись без разъяснения определений – смысла каждого слова, входящего в них.) ПРИМЕР - МЫШЛЕНИЕ Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные положения курса в более ясной и доступной форме.

 

4)убеждающая, которая заключается в том, что лекция стимулирует не только запоминание материала, мыслительную деятельность, но и мотивационную сферу студентов. Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.

 

5)увлекающая, сущность которой в том, что Л. должна быть интересной, но не развлекательной. Чтобы быть интересной, Л. должна отвечать нескольким психологическим условиям:

 

- осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (этот момент наступает тогда, когда студент понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя)

 

- осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.

 

Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, возникает вопрос о содержании лекции – о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем нет. Невозможность вложить в лекцию все достаточно очевидна. Поэтому стремление к раскрытию в Л. всех вопросов темы нежелательна.

 

!Методическая ошибка. Происходит перезагрузка теоретическими сведениями – снижается эффективность.

 

В целом, лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя, в тоже время, в зависимости от вида лекции степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.

 

2.Виды лекций

 

Традиционная вузовская лекция обычно имеет несколько разновидностей.

 

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе дисциплин.

 

Важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

 

Информационная лекция. Предполагается, что преподаватель в систематизированном виде сообщает новые знания, а также разъясняет новые термины и понятия, составляющие главное содержание курса.

 

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

 

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм.

 

Лекция вдвоем. Эта разновидность лекции заключается в том, что в диалоге двух преподавателей происходит обсуждение теоретических и практических вопросов дисциплины, в процессе дискуссии осуществляется совместное решение проблемы.

 

Необходимо, чтобы:

 

- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии,

 

- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы.

 

Преимущества такой лекции:

 

- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;

 

- выявляется профессионализм педагога.

 

Лекция-визуализация. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

 

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить:

 

- систематизацию имеющихся знаний;

 

- усвоение новой информации;

 

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

 

В визуальной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией.

 

Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.

 

Необходимо учитывать:

 

- уровень подготовленности и образованности аудитории;

 

- профессиональную направленность;

 

- особенности конкретной темы.

 

Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать и называть их в конце.

 

На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Данная лекция призвана:

 

- активизировать внимание студентов;

 

- развивать их мыслительную деятельность;

 

- формировать умение выступать в роли экспертов.

 

Лекция-пресс-конференция. Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

 

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.

 

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

 

Такую лекцию можно проводить:

 

- в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности;

 

- в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний;

 

- в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

При анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов:

 

1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она (цель) задается требованиями учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе (дисциплин) и самим названием. Цель и содержание лекции, даже при одной и той же формулировке темы, могут и должны различаться при чтении слушателям разного уровня обучения: первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и др. Поэтому целесообразно начинать подготовку лекции с постановки перед собой вопроса о том, для какой категории слушателей необходима данная лекция и какой конкретно материал необходимо вложить в ее текст. Ответив на поставленные вопросы, преподаватель конкретизирует содержание лекции.

 

2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции.

 

Практика показывает, что у преподавателя, готовящегося к написанию текста лекции, как правило, материала бывает значительно больше значительно больше, чем его можно изложить за отведенное время. Следовательно, надо отобрать самое важное для достижения поставленной цели. В этом случае следует экономить время для раскрытия главного – таково правило наиболее опытных лекторов. Нехватка времени из-за чрезмерного объема материала – частый недостаток многих начинающих преподавателей, которые еще не научились рассчитывать время, необходимое для изложения того или иного вопроса. Здесь им поможет простой методический прием: нужно прочитать вслух подготовленный текст, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.Как показывает практика, столько времени будет затрачено при чтении лекции в аудитории. Безусловно, при определении объема содержания лекции необходимо ориентироваться на требования учебной программы.

 

 Молодым преподавателям полезно вслух прочитать лекцию, записать ее на магнитофон (видеомагнитофон), а затем детально ее проанализировать с более опытным лектором.

 

3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. Практика показывает, что опытные преподаватели не ограничивают проработку структуры определением основных вопросов, а продумывают их структуру. Каждый вопрос они разбивают на подвопросы и формулируют название последних. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить.

 

4. Написание текста лекции.

 

По любой теме в фонде кафедры целесообразно иметь полный текст лекции. При ее написании преподаватель должен работать над тем, как повысить научность и практическую значимость лекции, реализовать все ее функции, как лучше скомпоновать материал.

 

После того как написан первый вариант текста лекции, в него вносятся коррективы, продолжается работа над точностью и яркостью фраз и выражений.

 

Придание тексту наглядности облегчает пользование им, однако нельзя превращать лекцию в чтение текста. Текст лекции должен вести, направлять изложение материала.

 

5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов – важный элемент в подготовке лекции. Тот факт, что использование в лекции средств наглядности является обязательным, не вызывает сомнений. Тем не менее, часто возникают дискуссии по вопросу об их количестве и характере. По нашему мнению, трудно назвать количественную норму применения средств наглядности, пригодную на все случаи чтения лекции. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.

 

6. Непосредственный психологический настрой преподавателя на чтение лекции (более подробно рассматривается в п. 2.1

 

 

 

1.3. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Всегда следует помнить, что лекция имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.

 

Во введении к числу основных действий преподавателя можно отнести:

 

1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.

 

2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.

 

3. Обозначение места лекции в программе и ее связь с другими дисциплинами.

 

4. Создание рабочей обстановки в аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

 

В основной части лекции преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

 

1. Установление контакта с аудиторией.

 

2. Убежденное и эмоциональное изложение материала.

 

3. Установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану.

 

4. Использование материала лекции как опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

 

5. Контроль за грамотностью своей речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

 

6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

 

В заключительной части лекции преподавателю рекомендуется:

 

1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме.

 

2. Ответить на вопросы слушателей.

 

3. Напомнить слушателям о методических указаниях по организации самостоятельной работы.

 

4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...