Художественное змалирование
С помощью эмали на золотые и серебряные изделия наносятся не только узоры или те или другие мелкие украшения, но и сложные
*Если изделие будет передержано в царской водке, то последняя частью разъест и эмаль
картины, подобные тем, какие пишутся на полотне. Сначала на изделие наносится так называемый грунт (белая непрозрачная эмаль) и закрепляется как обыкновенная эмаль, т. е. прокаливанием изделия в муфеле; затем на грунт накладывается тонкий слой декмассы, которая представляет собой легкоплавкое стекло (составляется сплавлением: кварцевой муки 3 ч., отмученного мела 1 ч. и прокаленной буры 3 ч.); декмасса закрепляется на грунте также нагреванием в муфельной печи. После этого художник наносит с помощью пинзеля на полученный фон краски (растертые с лавандовым маслом) в том порядке, какой требуется для составления картины.
Для закрепления красок изделие сначала нагревается в муфельной печи; жар должен быть слабый и в такои мере, чтобы только расплавилась декмасса; после этого изделие вынимают из муфеля. Без декмассы обойтись нельзя, так как некоторые краски не выносят жара, какой требуется для расплавления грунта, и меняют свой цвет; декмасса же сплавляется при слабом жаре и схватывает собой неизмененные краски.
Нанесение красок требует большого искусства от художника, который должен подобрать все требуемые, тона красок; для облегчения работы художник должен иметь под рукой особую пробную золотую или серебряную пластинку, покрытую грунтом, на котором уже закреплены приготовленные им краски всех тонов.
СЕДЬМАЯ ГЛАВА
НАЛОЖЕНИЕ НА СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЧЕРНИ (НИЭЛЛО) (НИЭЛЛИРОВАНИЕ)
Серебряные изделия с целью украшения покрывают иногда особой массой, напоминающей собой черную эмаль и называемой чернью или ниэлло. Эта масса приготовляется различно; приводим здесь рецепты для составления черни.
1) 4 ч. серебра, 9 ч. Красной меди, 9 ч. свинца 2 ч. буры, 48 ч. серы,
2) 2 5 3 1 24
3) 1 2 3 1 12
4) 1 5 7 4 24+4ч.нашатыря*
* Доктор Л. Симонов в руководстве "Паяние и покрытие одних металлов другими" дает такой рецепт черни: 38 ч. серебра, 72 ч. меди, 50 ч. свинца, 36 ч. буры и 384 ч. серы. Симоненко в руководстве "Гальванопластика" А. Розелера дает рецепт кавказской черни: 9 ч. серебра, 1 ч. красной меди, 1 ч. свинца, 1 ч. висмута и серы избыток, т. е. такое количество, чтобы все металлы превратить в сернистые (не менее 24 ч.).
Приготовление черни
В одном графитовом тигле сплавляют металлы, т. е. серебро, медь и свинец, причем в тигель сверху кладут буру, чтобы предохранить металлы от окисления; в другом же тигле расплавляют серу*; содержимое первого тигля, т. е. расплавленные металлы, выливают в тигель с серой и тотчас же закрывают его плотно крышкой, при этом сера вступает в соединение с металлами, превращая их в сернистые металлы (черного цвета)**. Расплавленную массу сернистых металлов (чернь) выливают через веник в холодную воду, при этом масса разделяется на мелкие зерна; если масса получится неоднородная, то ее надо еще раз переплавить (в закрытом тигле) и влить в другой тигель с серой и опять зернить. Полученные зерна черни перетираются в чугунной ступке в мелкий порошок; порошок еще отмучивается водой.
По другому способу поступают так: в графитовом тигле расплавляют в горне серу и доводят ее до кипения***; металлы серебро и медь берут в виде маленьких кусочков и накаливают их докрасна на жаровне из древесных углей; сначала в тигель с кипящей серой бросают по частям накаленные кусочки серебра; когда все серебро внесено, кладут по частям накаленные кусочки меди; наконец прибавляют в тигель свинец (в виде пулек); свинец вносится холодный и также по частям. Когда все металлы положены, содержимое тигля перемешивается глиняной палочкой; если при перемешивании твердых комков не окажется, то образование и расплавление сернистых металлов закончилось. Тогда тигель вынимают и выливают жидкую массу через веник в холодную воду; зерна растирают в ступке в порошок, который затем отмучивают водой. По этому способу получается однородного состава чернь, почему его можно особенно рекомендовать.
Описанными двумя способами приготовляется чернь №№ 1, 2 и 3 вышеприведенных рецептов; чернь же № 4 приготовляется несколько иначе, а именно: сначала нашатырь растворяют в небольшом количестве воды, чтобы получить насыщенный раствор; в этот раствор кладут порошок серы и буры и хорошо перемешивают; получают таким образом кашицу, которую потом кладут в тигель и ставят в теплое место. Когда кашица высохнет, вносят тигель в горн; в это же время в другом тигле расплавляют металлы, т. е. серебро, медь и свинец (под слоем буры). Расплавленные металлы вливают в тигель,
*Серу берут в виде мелкого порошка - "серный цвет".
**При вливании металла в серу выделяется много сернистых паров, вредных для дыхания; поэтому зту операцию надо производить под особым колпаком с хорошей тягой (например, в кузнечном горне).
***Тигель должен быть плотно закрыт, так как иначе сера сгорит.
содержащий сернистую кашицу, и оставляют некоторое время в жару, чтобы произошло полное соединение металлов с серой; массу перемешивают глиняной палочкой, затем вынимают из горна и выливают через веник в холодную воду; потом перетирают и отмучивают.
Работа наложения черни
Изделие, подлежащее украшению чернью, подготовляется к тому следующим образом: сначала на изделии выгравировывается тот рисунок, который желали бы иметь из черни; для дешевых изделий гравировку заменяют штампованием; потом предмет подвергается отбеливанию или вместо этого хорошо промывается в растворе буры. Тонкий отмученный порошок черни смешивается с насыщенным водным раствором нашатыря (или клеевой водой), чтобы получилась клейкая кашица; такую кашицу с помощью шпателя наносят ровным слоем на углубления на поверхности изделия. Эту работу надо делать аккуратно, чтобы кашица не попала на те места, которые должны быть чистыми.
Обыкновенно зараз покрывают чернью несколько предметов, потом располагают их на столе и дают высохнуть на воздухе; если заметят, что на некоторых предметах чернь неровно наложена или дала трещины, то накладывают новый слой и опять дают высохнуть. Затем изделия подвергают прокаливанию в жаровне или в муфельной печи; в последнем случае их располагают на железном листе и вносят в печь; жар должен быть умеренный и вещи держат в печи до тех пор, пока масса черни, нанесенная на изделие, сплавится. Надо следить за тем; чтобы не передержать вещи, так как иначе чернь сделается жидкой и разольется по поверхности изделий. Чтобы уловить момент, когда чернь готова, в муфель вставляют маленькое серебряное блюдечко с чернью и время от времени его подвигают к устью муфеля и наблюдают за чернью; как только заметят, что чернь в блюдечке начинает сплавляться, тотчас же вынимают изделия из муфеля. Дают изделиям медленно охладиться, после чего их шлифуют и полируют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: