Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стойкий кризис и подавленная боль




Стойкий кризис и подавленная боль

Стойкий кризис означает постоянный шаблон поведения, когда человек сам создает непрерывные аверсивные события и сам же пребывает под их влиянием. Эмоционально уязвимый человек способен повести себя импульсивно, чтобы ослабить стресс, что может непреднамеренно создать дополнительные проблемы, которые нарастают как снежный ком и ведут к еще более сложным проблемам.

Например, Мэри «потеряла самообладание» на работе, ее собираются уволить, что влечет за собой выселение из квартиры. Другая пациентка в гневе накричала на социального работника и сгоряча закончила их разговор. Это означает, что животрепещущий жилищный вопрос остался нерешенным. Когда назначить другую встречу не удалось, пациентка в конце концов оказалась в приюте для бездомных. Пребывание в приюте подвергло пациентку действию множества раздражителей, напоминающих о пережитом в прошлом изнасиловании, вызывает ежедневные флэшбэки и панические атаки. Подобный стойкий кризис способен настолько подавлять терапевтический процесс, что становится сложно добиться какого-либо прогресса.

Подавленная боль — бессознательное, не зависящее от воли человека избегание болезненных эмоциональных переживаний, торможение естественного развития эмоциональных реакций. Некоторые наши пациенты пережили действительно тяжелые трагедии. Они могут подавлять боль, связанную с детскими травмами или ревиктимизацией во взрослом возрасте, либо же боль, вызванную недавними потерями, являющимися последствиями дезадаптивных попыток совладать со стрессом или чрезмерными неудачами. Чтобы остановить душевную боль, они используют тактику избегания, что неумышленно усиливает сенсибилизацию к эмоциональным раздражителям и реакциям. Некоторые пациенты постоянно переживают какие-либо потери, начинают горевать, непроизвольно подавляют этот процесс, избегая или отвлекаясь от действующих раздражителей, начинают процесс заново, и таким образом циклически идут от раздражителя к избеганию, снова и снова. Человек никогда в полной мере не переживает реакцию на болезненные события, не принимает ее как часть себя и не способен разрешить ситуацию.

Три модели поведения, о которых говорилось ранее, являются последствиями развития гремучей смеси биологической уязвимости и социальной инвалидизации. В то время как у всех нас развиваются обычные, несколько проблематичные реакции на нашу собственную душевную боль, эти три модели просто сеют хаос.

Повседневная жизнь и психотерапия в частности создают череду эмоциональных раздражителей: поведение самого пациента или окружающих людей может стимулировать дисрегуляцию. Подобные вторичные реакции на дисрегуляцию, заставляющие пациента метаться между чрезмерной и недостаточной регуляцией эмоций, создают дальнейшие серьезные проблемы. Как следствие, модели поведения сами по себе становятся терапевтической задачей в ДПТ.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что принципиально важным элементом ДПТ является биосоциальная теория расстройства. Она предполагает, что (1) проблематичное или неупорядоченное поведение, в частности, крайне дисфункциональное поведение, может быть результатом эмоциональной дисрегуляции либо попыток контролировать свои эмоции; (2) инвалидизация играет определенную роль в поддержании проблем с регуляцией эмоций; и (3) общие поведенческие шаблоны развиваются по мере того, как человек пытается регулировать свои эмоции и борется с инвалидизацией; эти шаблоны в свою очередь становятся проблемами, требующими решения. Таким образом, принцип комплексной терапии, лежащий в основе ДПТ, предполагает обучение и поддержку в регуляции эмоций и восстановление естественной организации и коммуникативной функции эмоций.

 

ЛЕЧЕНИЕ СТОЙКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДИСРЕГУЛЯЦИИ

С ПОМОЩЬЮ ДПТ

В ДПТ стойкая эмоциональная дисрегуляция и последующие общие поведенческие шаблоны, формирующиеся по мере попыток справиться со стойкой эмоциональной дисрегуляцией, лечатся следующими методами: комбинацией основных терапевтических стратегий — изменения и принятия, и диалектических стратегий, кратко изложенных в таблице 1. 1, а также руководящей структуры, формирующей терапевтическую среду и определяющей приоритетность целей и задач лечения в зависимости от  степени расстройства поведения пациента.

 

Основные терапевтические стратегии

Стратегии изменений

Первый комплекс основных стратегий ДПТ уделяет первоочередное внимание изменениям, соединяя в себе поведенческие принципы и стандарты когнитивно-поведенческой и прочих теоретически совместимых стратегий для лечения стойкой эмоциональной дисрегуляции.

Анализ поведенческих цепочек — форма функционального анализа — используется для определения контролирующих элементов, лежащих в основе конкретных проблем, являющихся терапевтическими задачами, таких как нанесение себе телесных повреждений. Формулировка случая в ДПТ основывается на функциональных шаблонах, выявленных в результате такого анализа. План лечения уделяет внимание тому, что должно быть изменено в поведенческой цепочке, чтобы пациент не переходил к проблемному поведению. Некоторым пациентам, подобным вышеупомянутому Марку, недостает элементарной способности регулировать эмоции и, следовательно, решение проблемы в ДПТ отчасти состоит в обучении навыкам, необходимым для восполнения этой недостачи.

Обучение навыкам будет рассмотрено в данной главе позднее. Но овладения навыками не всегда достаточно. Например, способности, имеющиеся у Марка, часто нарушаются вызывающими определенную реакцию эмоциями, проблемными непредвиденными обстоятельствами и дисфункциональными когнитивными процессами. В связи с этим стратегии изменения в ДПТ включают в себя не только обучение навыкам, но также три прочие группы когнитивно-поведенческих процедур: экспозиционную терапию, ситуационное управление и когнитивную модификацию. Однако, поскольку стойкая эмоциональная дисрегуляция приводит к тому, что поведение начинает зависеть от настроения, а также к возникновению кризиса, ДПТ-терапевту приходится часто менять данные стандартные методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для того, чтобы достичь успеха. Подобные изменения подробно описаны в третьей главе. Стратегии изменения также включают техники, направленные на повышение мотивации пациента и уровня его готовности меняться. Подобного рода стратегии включают в себя техники «за и против», «адвокат дьявола», формирование умений и навыков, а также прочие техники, перечисленные в таблице 1. 1. Профессиональная компетенция в вопросах поведения человека ДПТ является необходимой. Недостаток специальных знаний является серьезной преградой для психотерапевта, желающего работать в структуре ДПТ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...