Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархия целей и задач лечения




Иерархия целей и задач лечения

в индивидуальной терапии

Ключевым методом для структурирования и определения приоритетности множества терапевтических задач является поэтапная иерархия целей и задач лечения. Цели лечения — это ключевые желаемые конечные положения для определенного этапа работы. Задачи в ДПТ — это модели поведения, требующие изменений, будь то усиление или ослабление. ДПТ разделяет процесс лечения на этапы, основываясь на принципах здравого смысла: определять приоритетность той или иной проблемы следует исходя из угрозы, которую она представляет приемлемому качеству жизни. Задачи лечения структурированы иерархично, так, что более важные задачи имеют приоритет перед менее важными. Линехан (1996) описала ДПТ как процесс лечения, имеющий пять этапов. В таблице 1. 5 показана иерархия первоочередных задач для предварительного лечения, первый и второй этапы индивидуальной терапии. Кроме того, существуют второстепенные задачи лечения. Они решают проблемы поведенческих паттернов и диалектических дилемм, о которых говорилось ранее.

Менее изучены третий и четвертый этап ДПТ, и меньше информации о них можно найти. Линехан утверждает, что на третьем этапе психотерапевт помогает пациенту синтезировать то, что он освоил на предыдущих этапах, повысить самооценку и чувство прочной коммуникации, а также работать над решением жизненных проблем. На четвертой стадии психотерапевт обращает основное внимание на чувство неполноценности, испытываемое многими людьми, даже когда жизненные проблемы в целом решены. Задача состоит в том, чтобы отрешиться от своего «эго» и проживать момент в полной мере, задавшись целью освободиться от требования того, чтобы действительность была другой, отличающейся от происходящего в данный момент. Хотя этапы психотерапии представлены линейно, прогресс часто бывает непоследовательным, а этапы могут наслаиваться друг на друга. В случае возникновения проблем естественно вернуться к обсуждениям, проводимым на этапе подготовки к лечению, для того, чтобы восстановить работу над достижением терапевтических задач или следование определенным методам лечения. При окончании этапа или же перед перерывом, особенно если соответствующая подготовка не очень хорошо проведена, пациент может возобновить поведение первого этапа.

 

 

ТАБЛИЦА 1. 5. Иерархия первоочередных и второстепенных задач лечения в соответствии с этапами индивидуальной психотерапии   Первоочередные поведенческие задачи Подготовка к лечению: согласие и готовность • Согласие в вопросе задач и методов лечения • Готовность работать над выполнением согласованного плана   Первый этап: тяжелый поведенческий дисконтроль —> поведенческий контроль 1. Снижение проявлений опасных для жизни моделей поведения • Суицидальное или гомицидное кризисное поведение • Несуицидальное аутоагрессивное поведение • Суицидальные мысли и разговоры о суициде • Связанные с суицидом надежды и убеждения • Связанные с суицидом эмоции 2. Снижение проявлений препятствующих процессу психотерапии моделей поведения 3. Снижение проявлений ухудшающих качество жизни моделей поведения 4. Освоение поведенческих навыков • Не-суждение • Терпимое отношение к стрессу • Эффективность в межличностном общении • Эмоциональная регуляция • Самоорганизация   Второй этап: тихое отчаяние —> эмоциональные переживания Не является априорной иерархией, приоритеты зависят от индивидуальной формулировки случая Снизить: • Интрузивные симптомы (интрузивные симптомы ПТСР) • Избегание эмоций (и проявление моделей поведения, выполняющих функции избегания) • Избегание ситуаций и переживаний (то есть, избегание наподобие того, которое наблюдается при ПТСР, но не ограничено избеганием раздражителей, связанных с травмой) • Эмоциональную дисрегуляцию (как обостренные, так и подавленные эмоциональные переживания, в частности, связанные с тревогой/страхом, гневом, грустью, чувством стыда/вины) • Самоинвалидизацию   Второстепенные поведенческие задачи (относятся ко всем этапам) Усиление контроля над эмоциями Снижение эмоциональной реактивности   Усиление самовалидации Снижение самоинвалидизации   Усиление способности составлять суждения и принимать решения, основываясь на действительности Снижение проявлений ведущих к кризису моделей поведения   Усиление эмоциональных переживаний Облегчение подавленной боли   Повышение способности активно решать проблемы Снижение активной пассивности   Развитие способности точно выражать эмоции и дееспособности Снижение зависимости поведения от настроения  

Переход от первого этапа ко второму для многих также сложен потому, что экспозиционная терапия может привести к усилению болезненных эмоций и последующему поведенческому дисконтролю. На сегодняшний день четко сформулированы только стадия подготовки к лечению, первый и второй этапы, поэтому в данной книге будут рассмотрены только эти три стадии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...