Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики
Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся: 1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка; 2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой; 3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий; 4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство; 5. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
6. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.[24; с.97] 7. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение). Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.[22; с.34]
Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики. Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются: [17; с.236]
- процессы разгосударствления, приватизации*, демонополизации; - структура форм собственности; - социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства; - экономический цикл, процесс воспроизводства; - государственный сектор экономики; - условия и источники накопления капитала; - денежное обращение*; - цены, антиинфляционные процессы; - конкурентная среда; - предпринимательство; - инвестиции*, НИОКР*; - социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; - занятость, кадры; - платежный баланс; - внешнеэкономическая деятельность страны; - окружающая среда. Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру. Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели. Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»: 1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных* колебаний: - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики; - обеспечение экономического роста; - поддержка устойчивости национальной валюты; - обеспечение полной занятости; - внешнеэкономическое равновесие. 2) Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства: - обеспечение территориальной целостности; - обеспечение правовой основы функционирования экономики;
- поддержка внутреннего порядка. 3) Обеспечение социальной стабильности: - социальная обеспеченность различных слоев населения; - предоставление социальных услуг; - обеспеченность населения общественными благами. 4) Координация хозяйственной деятельности: - обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства; - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций. 5) Поддержка конкурентной среды: - создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды; - борьба против недобросовестной конкуренции; - борьба с монополизмом; - разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.); - поддержка мелкого и среднего предпринимательства. 6) Управление государственным сектором в экономике: - управление государственными предприятиями; - управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).[4; с. 36]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|