Государственное регулирование в современной России
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом. Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями. Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основными факторов. Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала. Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований. В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность. В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны. Влияние государства на формирующиеся рынки в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков. Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках. Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. [12]
Заключение Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Для сегодняшней России, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. Современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики. Приложение Таблица 1. Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики.[4, 234]
Таблица 2 Инструменты государственного регулирования экономики. Формы и методы. [4, 244]
Глоссарий
Банковская система - это совокупность дополняющих друг друга элементов (центрального банка, других банковских институтов, банковской инфраструктуры), находящихся в тесных отношениях и связях между собой и с внешней средой, сложившаяся исторически и нацеленная на достижение цели устойчивого развития экономических процессов. Валютная интервенция - значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция предпринимается для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Валютный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах. ВВП - валовой внутренний продукт - это отражение совокупной стоимости созданного в масштабах общества продукта для конечного потребления. ВНП (Валовой национальный продукт) - представляет собой рыночную ценность предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране. Государственный бюджет - основной финансовый план государства. Дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Дефицит государственного бюджета - расходы государства превышают доходы. Денежная масса – совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение всех товаров и услуг. Денежно - кредитная политика - это взаимосвязанные мероприятия, которые предпринимает ЦБ для регулирования деловой активности, путем целевого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег в процессе производства и обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. Инвестиции (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширение воспроизводства, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Индикативное - недирективное, советующее, ориентирующее программирование на государственном уровне. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения рабочей силы данного вида. МВФ (Международный валютный фонд) - одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций, осуществляющая помощь странам-членам на кредитной основе в периоды макроэкономических кризисов. Монополия - исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (акроним НИОКР, в английском языке передаётся как Research & Development (R&D)) - комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им вкладам и выдаваемым кредитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами и ограничивает объём кредитов, выдаваемых банком. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков. Операции на открытом рынке - представляют собой покупку или продажу государственных ценных бумаг Банком России. Приватизация как особая форма преобразования собственности - это: процесс передачи государственной собственности в частные руки (разгосударствление) и передача управления сервисом от государства в частный сектор. Спекуляция (лат. speculatio - выслеживание, высматривание): Сложная форма рискованной игры, часто в форме деловых сделок, предполагающих: использование капитала для покупки товаров или ценных бумаг с целью извлечения прибыли в результате изменения их рыночной цены; покупку товара в кредит в надежде продать его с прибылью до наступления срока погашения кредита; коммерческие операции с повышенной степенью риска. Основанный на чем-либо расчет, умысел, направленный на использование чего-либо в корыстных целях. Спекулятивный спрос на деньги - потребность в наличных денежных средствах, необходимых для осуществления привлекательного инвестиционного проекта. Тренд (от англ. Trend - тенденция) в экономике - направление преимущественного движения показателей. Выраженная направленность тенденции изменений показателей любого временного ряда. Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Центральный Банк - это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабильность денежного обращения, валютного курса национальной денежной единицы, банковского хозяйства в целом. Эмиссия денег - единовременный выпуск в рыночный оборот достаточно больших партий унифицированных долговых обязательств: казначейских обязательств, коммерческих бумаг, ипотек, ассигнаций и т.п. Список литературы
1. Албегова И.М. Государственная экономическая политика / И.М. Албегова, Р.Г. Емцова, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 1998. 2. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2008. №2. 3. Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003. 4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003. 5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова – М.: Юрайт, 2004. 6. Брыкин А. Логистическая концепция государственного регулирования / А.Брыкин, В.Шумаев / Экономист. - 2009. - №2. 7. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М, 2008. 8. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России / В.В. Виноградов - М.: Экономика России, 2001. 9. Гутман Г. В. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления / Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002. 10. Добрынин А. И. Экономическая теория: учебник / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. «Питер», 2002. 11. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова «Маркетинг в России и за рубежом», 2009. 12. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России / Р. Р. Дохина: Академия управления «ТИСБИ»: 2009. 13. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник - 2-е изд., доп. / под ред. С.Н. Ивашковского – М: Дело, 2002. 14. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина – М.: «Юрист», 2001. 15. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления - 2005 - № 6. 16. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев //Общество и экономика - 2008. - № 6. 17. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. 18. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В. П. Орешина – М.: ИНФРА, 2000. 19. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник 2-е изд. испр. и пер. М.: «Юрайт», 2000. 20. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист - 2007 - №1. 21. Химичева Н. И. Финансовое право: учебник / под ред. Н. И. Химичевой, 2-е изд., пер. и доп. М.: «Юрист», 2000. 22. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000. 23. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для экон. спец. вузов / под ред. Л.И. Якобсона – М.: ГУВШЕ, 2002. 24. http://www.economicus.ru 25. http://www.ekoslovar.ru * см. глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|