Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международно-правовые акты, закрепляющие универсальное право на образование.




Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. Среди них особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения.

Одним из первых международно-правовых документов, закрепивших право на образование, явилась Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26), которая провозглашает: «1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»

Право на образование закреплено также и в других международно-правовых актах. Так, согласно ст. 28 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989г. Государства-участники признали право ребенка на образование, осуществление которого может быть достигнуто постепенно на основе равных возможностей.

В 1945г. На лондонской конференции была создана Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» (Устав, ст.1). В рамках работы организации были приняты международные конвенции и рекомендации по вопросам образования: так, в 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966 г. — Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и т.д. В частности, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования обязывает государства, являющиеся ее сторонами, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей в области образования. Государства должны сделать начальное образование обязательным и бесплатным, среднее образование в различных его формах — всеобщим достоянием, обеспечив его общедоступность, высшее образование — доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Конвенция требует обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения, что особенно важно на современном этапе развития цивилизации.

Следующим важным документом в области основных прав и свобод человека явился Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13) в котором государства-участники признают право каждого человека на образование, а так же в общем виде формулирует задачи образования (п. 1 ст. 13) о том, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Пакт содержит ряд требований к государству, необходимых для полного осуществления права на образование (ст. 13.2):

· начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

· среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

· высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

· элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

· должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

В 1969 г. был создан Совет Европы (СЕ), который призван решать вопросы образования. СЕ поощрял школьные связи и обмены, помогал создавать сети обмена информацией и устанавливать партнерские связи, организовал работу по взаимному признанию дипломов по всей Европе, опубликовал результаты исследований и практические руководства как для учителей, так и для тех, кто принимает решения.

В рамках СНГ был заключен целый ряд многосторонних соглашений по вопросам образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего постоянного проживания. В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995г. Устанавливается обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. В 1999 году на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный ряд «Об образовании». Закон закрепляет уровни общего и профессионального образования, типы образовательных учреждений, формы получения образования, образовательные и научные программы, принципы государственной политики в области образования, компетенцию государств в управлении образованием и другие важные положения.

Все эти нормы международного образовательного права необходимо для умелого их применения как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием (12.12.1993) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ: Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе - Закон об образовании от 1992г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...