Правильное воспитание подростков
Не менее, чем правильный режим труда и отдыха, важен психологический "режим", особенно в семье. В.А. Сухомлинский подчеркивал некоторые противоречия отрочества: с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни; желание подростка быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время резкое неприятие нотаций, "воспитательных" бесед; желание самоутвердиться и неумение это сделать; глубокая потребность в совете, помощи старших и одновременно нежелание обращаться за ними; с одной стороны, богатство желаний, с другой - ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления; романтическая восторженность и грубые выходки, моральное "невежество". Помните, что подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Бессмысленны нравоучения, но и отпускать его одного в "свободное" плавание небезопасно. Будьте терпимы и снисходительны к курткам с заклепками, к увлечению рок-музыкой (безусловно, допустимой громкости). Постарайтесь понять сына или дочь, отнестись с уважением даже к непонятным для вас вещам (тем самым вы дадите и подростку урок культуры человеческих взаимоотношений). Предельно осторожным надо быть в оценке дружбы и любви между подростками. Здесь неуместна даже дружеская насмешка, ведь подростки очень ранимы. Если вам не нравится избранник или избранница вашего ребенка, ни в коем случае не прибегайте к запретам или упрекам. Может быть, в разговоре следует как бы вскользь, не называя конкретного человека, сказать: "Очень неприятно смотреть на грубого, неряшливо одетого юношу (на развязную накрашенную девушку)". Известно много случаев, когда девочки-подростки совершали непоправимые поступки лишь из-за необдуманных слов матери ("раз она считает, что я такая, то я и на самом деле стану такой").
Не попрекайте подростка деньгами, затраченными на него. Если же ему нужны деньги на карманные расходы, постарайтесь (ненавязчиво) найти для него способ законного заработка. В подростковом возрасте очень большую роль в самоутверждении играет внешний вид - сила (для юношей), внешняя привлекательность (для девушек). Юношам могут сослужить хорошую службу занятия "мужским" видом спорта (борьба, самбо, планеризм, прыжки с парашютом). Уважение сверстников приносят самостоятельно заработанные деньги, участие, например, в выступлении самодеятельного рок-ансамбля, умение хорошо играть на гитаре... В противном случае - свято место пусто не бывает - на первый план выйдут умение выпить две бутылки водки, проглотить как можно больше "колес", да мало ли еще что! Внимание, родители: у вашего сына появились непонятные страхи, он бледнеет, теряет сознание, вы замечаете нередко бессмысленное веселье, пустой отрешенный взгляд. Осторожно поговорите с ним, - возможно, это признаки наркотического опьянения. Наркомания - болезнь, неуклонно ведущая к инвалидности и смерти. Наркотик как бы "встраивается" в цепь обмена веществ в организме, и человек уже не может обойтись без него. Иначе мучительная "ломка": дикие боли, ужас, затемнение сознания. С каждым разом больному требуется все большая доза, все короче перерыв между приемами - и так до печального исхода. Коварство наркотика в том, что привыкание происходит незаметно: "Однажды попробовал из любопытства, понравилось, но больше не тянет, - думает подросток, - вот какой я невосприимчивый! Значит, можно еще и еще раз..." И уже не любопытство, а потребность руководит им. О коварстве наркотиков должны знать каждый юноша и каждая девушка.
Ваша дочь со слезами кричит, отходя от зеркала: "Я уродка! У меня длинный нос (бесцветные ресницы, жидкие волосы и т.п.)" или "Я ужасно толстая!" Обычно родители реагируют так: "Ерунда, у тебя все в порядке!" или "Хватит перед зеркалом вертеться, все мальчики на уме, уроки лучше делай". Мало кого из них беспокоит это недовольство собой. И совершенно напрасно. У впечатлительной девушки может возникнуть так называемый синдром дисморфомании - стремление изменить внешность. Ей кажется, что все только и говорят о том, как она некрасива, она мечтает исправить свое "уродство" - в конце концов дело может закончиться даже тяжелой психической болезнью. Нужно постараться деликатно разубедить девушку. Еще лучше, если ее внешность невзначай похвалит посторонний мужчина, друг семьи. Если волосы действительно жидковаты, то не грех сделать слабенькую химическую завивку, если ресницы бесцветны - применить косметику. Иначе переживания по поводу собственной внешности и вправду вытеснят из головы все остальное. То же самое относится к толстушкам. Закомплексованные на "некрасивой фигуре", они "садятся" на жесткую, антифизиологическую диету, в результате чего происходит истощение организма, исчезают менструации, известны даже случаи смерти в результате необратимых изменений в организме. Прежде всего проверьте вашу дочь у врача-эндокринолога: не является ли полнота временной полнотой пубертатного возраста? Нет ли нарушений со стороны желез внутренней секреции? Если же налицо так называемое пищевое ожирение, то предложите девушке следующую диету: исключаются из рациона питания мучное, сладости, острые приправы, майонез, сало, колбасы, копчености; ограничиваются крупы, бобовые, сливочное и растительное масло; рекомендуются суп из нежирного мяса, вареные и свежие овощи, фрукты, творог, молоко. Заправлять салат можно кабачковой икрой (очень низкая калорийность). Раз в неделю следует устраивать разгрузочный (не голодный!) день - два пакета кефира без сахара или 1,5 кг яблок. Питание должно быть разнообразным и вкусным. Не следует "перекусывать" перед завтраком и обедом или между обедом и ужином. Вопреки распространенному убеждению, можно есть вареный картофель (в 100 г 89 ккал). Через 3-4 мес. - потеря 10 кг, а для девочки больше и не надо. Обязателен, конечно, активный образ жизни.
Об отношениях полов подросток должен знать практически все (о половом акте, эрогенных зонах, предохранении от нежелательной беременности). Многие родители недоумевают: нужны ли такие "обширные" знания? Да, потому что нередко юноши и девушки идут на половое сближение из чистого любопытства, желания вкусить запретный плод. Никто не станет поджигать свой дом, но все должны знать, как вести себя при пожаре. Поэтому подростки должны знать и о противозачаточных средствах. Можно оставить на столе подростка популярную книгу по этой теме. Крайне нужна информация о венерических заболеваниях - сифилисе, гонорее и о "чуме XX века" - СПИДе. Эти болезни передаются половым путем (как правило, при случайных контактах) и ведут к очень серьезным последствиям. У человека с нелеченым сифилисом рождается тяжелобольное потомство. На теле и лице появляются рыхлые шишки (гуммы), которые, разрушаясь, обезображивают человека. Наконец, тяжелое психическое заболевание - прогрессивный паралич - также является следствием запущенного сифилиса. При стационарном лечении сифилис проходит бесследно, если вовремя обратиться к врачу. Первый признак сифилиса - появление на половых органах округлой безболезненной язвочки с твердыми краями. Позже она заживает, но на теле выступает розовая сыпь. Потом исчезает и она - но это лишь означает, что болезнь ушла вглубь. При первых подозрительных симптомах надо обратиться к врачу. Реакция Вассермана - проба на сифилис - даст быстрый и точный ответ, поможет установить диагноз. Гонорея - венерическое заболевание, характеризующееся жжением и обильными выделениями в области мочеполовых путей, болезненным мочеиспусканием. При отсутствии лечения может привести у мужчин к заращению мочеиспускательного канала и тяжелой инвалидности, а у женщин - к заращению маточных труб и к неизлечимому бесплодию. Своевременное полноценное лечение дает возможность избежать этих бед.
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - неизлечимое пока и смертельное заболевание. Человек становится беззащитным перед инфекцией, отчего и погибает. СПИД коварен, иногда не проявляет себя долгие годы. Только совокупность ряда признаков (длительное повышение температуры, расстройства функции кишечника, резкое похудание) могут насторожить, вызвать подозрение. Во всех городах открыты кабинеты анонимного обследования на СПИД, куда можно обратиться за помощью. Существует также ряд заблуждений, могущих сыграть с юношей или девушкой злую шутку. Взрослый умный друг, родители должны тактично предостеречь подростка от ошибок. Например, мальчики не всегда могут справиться с половым возбуждением, при переполнении семенных протоков они испытывают значительную боль, после полового акта у юноши всегда наступает удовлетворение. Девушка же зачастую по легкомыслию и неведению ведет с юношей рискованные кокетливые игры, беспечно полагая, что в последнюю минуту она сумеет "взять ситуацию под контроль". Увы, итог зачастую бывает печальным. Напротив, иной юноша считает, что девушка испытывает такое же сильное желание, как и он, мечтает получить такое же удовольствие, но "ломается". Ему невдомек, что женское половое чувство более романтизировано, что на первом месте в нем стоит эмоциональный компонент. Многие женщины начинают испытывать удовлетворение от близости только через несколько лет после начала половой жизни, а то и после родов. И уж конечно, кроме боли, унижения и тяжелой психической травмы, насильственный половой акт женщине не принесет ничего. Среди подростков (да и среди взрослых) бытует мнение, что девушке желательно хранить себя "в чистоте", а вот юноше "надо погулять". Но с кем же ему "погулять"? С женщиной много старше себя? С одинокой? С проституткой? Со многими? Но это обеднит эмоциональный компонент юношеской любви, а то и вовсе отомрет ее духовная часть. А.И. Куприн сказал некогда: "Давно наблюдено, что затасканный мужчина, изжеванный челюстями любовных страстей, никогда уже не полюбит крепкой и единой любовью, одновременно самоотверженной, чистой и страстной". Кроме того, так называемое донжуанство нередко свидетельствует о недостаточной потенции мужчины - он как бы стремится дополнительно возбудить себя "новым" чувством, уверенный, что на этот раз у него все "получится". Фригидные (холодные) женщины также зачастую ведут распущенный образ жизни в поисках подходящего партнера.
Если 14-летняя девочка влюбляется в юношу 18-20 лет, то это вполне нормальное явление. И физически и эмоционально девочки развиваются раньше сверстников, им порой неинтересно с мальчиками своего возраста. Недаром считается, что муж должен быть старше жены в среднем на 2-4 года. Некоторые подростки переживают романтическую влюбленность в киноартистов (артисток) или рок-звезд. В этом нет ничего страшного, с появлением "земного" принца (принцессы) это увлечение пройдет. Подростковый онанизм - весьма распространенное явление, однако, как правило, временное и безопасное (если только подросток не отдает ему много времени). С началом половой жизни эта привычка проходит бесследно. Занятия спортом и физическим трудом, правильный режим дня помогут избежать ее или сделать эпизодической. В мальчике необходимо с раннего детства воспитывать уважение к женщине - матери, бабушке, сестре, даже к маленькой девочке, как к будущей матери. Не нужно, чтобы женщины уступали в автобусе место даже 3-4-летнему мальчику, скорее он должен уступить место стоящей женщине. Конечно, примером должен быть прежде всего отец. Хотелось бы затронуть еще одну проблему, имеющую отношение к теме нашего разговора. В последнее время стало чуть ли не признаком хорошего тона употреблять площадную брань не только в быту, но и на страницах журналов, в кино - и телефильмах. Но это вовсе не безобидная вещь. А.С. Макаренко писал: "Матерное слово есть... циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте. Но если для женщин это свободно гуляющее похабное слово только оскорбительно, то для детей оно чрезвычайно вредно... Произнося его или выслушивая, взрослый испытывает только механическое потрясение. Матерное слово не вызывает у него никаких половых переживаний. Но когда это слово слышит или произносит мальчик, слово не приходит к нему как условный ругательный термин, оно приносит с собой и присущее ему половое содержание. Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме. Частое произнесение таких слов приучает его к усиленному вниманию к половой сфере, к однобокой игре воображения, а это приводит к нездоровому интересу к женщине, к ограниченной и слепой впечатляемости глаза, к мелкому, надоедливому садизму словечек, анекдотов, каламбуров. Женщина приближается к нему не в полном наряде своей человеческой прелести и красоты, не в полном звучании своей духовной и физической нежности, таинственности и силы, а только как возможный объект насилия и пользования, только как оскорбленная самка. И любовь такой юноша видит только с заднего двора, с той стороны, где человеческая история давно свалила свои первобытные физиологические нормы. Этими отбросами культурной истории и питается первое неясное половое воображение мальчика". Можно ли подростку смотреть эротические видеофильмы? Этот вопрос часто задают родители, обеспокоенные натиском подобной кинопродукции. Пожалуй, правильным был бы такой ответ: не стоит запрещать, но и поощрять это занятие нежелательно. Во-первых, под видом эротических видеофильмов зачастую преподносится обычная порнография, которая может навсегда укоренить в юных душах циничное отношение к любви, интимным отношениям между мужчиной и женщиной. Далее, подросток - особенно мальчик - весьма восприимчив и может чувствовать сильный дискомфорт, не находя выхода сексуальному возбуждению. Не случайно изнасилования часто совершаются после просмотра "эротического" видеофильма. Наконец, есть опасность, что у юноши впоследствии снизится половое влечение. Он как бы привыкает к наблюдению за чужим половым актом, обнаженными телами и в жизни делается равнодушным к сексуальным раздражителям - практически его возбуждает только лицезрение чужих половых сношений. Существует даже термин "видеокастрация". В "науке страсти нежной" огромную роль играют недосказанность, тайна, а не бесстыдная откровенность. Это умели ценить в старину. Помните, у Пушкина дон Жуан впервые видит дону Анну: "Ее совсем не видно Под этим вдовьим черным покрывалом, Чуть узенькую пятку я заметил". На что его слуга, Лепорелло, с уверенностью замечает: "Довольно с вас. У вас воображенье В минуту дорисует остальное". Вывод
Рассказывая подростку о любви, необходимо привлекать не только популярную медицинскую литературу, но и классические произведения отечественных и зарубежных писателей, в которых откровенно, но одухотворенно и чисто сказано о самом интимном. Например, пушкинское "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем..." или "Зимняя ночь" Б.Л. Пастернака. А что касается вечного вопроса "Что такое любовь?", то об этом прекрасно сказал в эссе о любви известный журналист Л. Жуховицкий: "Формула любви - это хочу, чтобы тебе было хорошо". "Хочу, чтобы нам было хорошо" - это уже взаимовыгодная "сделка". И наконец, самое главное, без чего сказанное выше не имеет смысла. Нужно воспитывать ребенка и подростка в духе уважения к тому, что некогда называлось "таинством брака", ибо творчество любви, когда мужчина и женщина становятся "единой плотью и единым духом", творчество созидания новой жизни несравнимо ни с чем.В.А. Сухомлинский утверждал: оттого, как относится ребенок к факту рождения новой жизни, к беременной женщине, зависят его душевная чистота, порядочность, моральное целомудрие. Рассказывая юношам и девушкам о вреде аборта, необходимо подчеркивать не только его физические последствия для женщины, хотя они весьма тяжелы (воспалительные заболевания, вероятное бесплодие, тяжелые нервные потрясения, возможная фригидность, не говоря уже об опасности самой операции). Ведь это убийство маленького живого существа: уже на 7-8-й неделе беременности плод чувствует боль, а на 10-12-й неделе пытается "закрыться" ручками. Любящая женщина не уничтожит ребенка от любимого мужчины, любящий мужчина не даст любимой женщине искалечить себя, быть может, на всю жизнь. Список использованной литературы
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. 2. Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой. 3. Валеология / Разработана М.А. Алексеевой. М., 1998. 4. Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю.Н. Дрешер. Казань, 1998. 5. Валеология. Юнита 1/Разр. М.А. Алексеевой. М., 1998. 6. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. 7. Захарова П.Н. Растут в семье папа и мама. М., 1978. 8. Захарова П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. 9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979. 10. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988. 11. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|