Извлечение серебра из старых гальванических ванн
Из старых гальванических ванн серебро можно извлечь с помощью гальванического тока: погружают в ванну две пластинки: одну серебряную, а другую медную (пластинки нужно предварительно очистить от грязи и жира) и соединяют медную пластинку с анодом элемента, а серебряную с катодом. Тогда серебро из ванны будет осаждаться на серебряной пластинке.
Гальваническое золочение
Золотые ванны. Различают ванны для холодного и ванны для теплого золочения. Крупные предметы, которые потребовали бы больших ванн, золотят большей частью холодным способом, тогда как мелкие предметы золотят в теплои ванне. Нагретые ванны имеют то преимущество, что требуют меньшей силы тока и дают более плотное отложение.
Приводим рецепты ванн:
Ванна для холодного золочения:
а) чистого золота (в виде хлорного золота) 10 ч.
цианистого калия 20 ч.
чистой воды 1000 ч.
Берут 10 ч. чистого золота и, растворяя его в царской водке, приготовляют хлорное золото; раствор выпаривают досуха; сухое хлорное золото растворяют в 250 ч. воды, а цианистый калий (20 ч.) растворяют в 750 ч. воды*.
Оба раствора смешивают и кипятят полчаса. Если бы пожелали получить ванну для теплого золочения, то следовало бы золота взять в два раза менее, т. е. 5 частей.
6) желтой кровяной соли 15 ч. соды 15 ч. чистого золота (в виде хлорного золота) 2 ч. воды 1000 ч.
Для приготовления этой ванны растворяют желтую кровяную соль и соду в воде и нагревают до кипения; прибавляют хлорного золота (растворенного в воде) и кипятят жидкость в течение 15 мин. По охлаждении прибавляют столько воды, сколько ее испарилось при кипячении, и жидкость фильтруют. Эта же ванна может служить и для теплого эолочения.
в) чистого золота (в виде гремучего золота) 3 1/2 ч. цианистого калия от 10 до 15 ч. чистой воды 1000 ч.
Сначала растворяют 3 1/2 ч. чистого золота в царской водке и выпаривают раствор досуха.
Сухое хлорное золото растворяют в воде и к раствору приливают нашатырного спирта, при этом образуется желто-бурый осадок гремучего золота. Нашатырного спирта приливают до тех пор, пока перестанет появляться осадок. Тогда все золото из раствора выделится. Осадок гремучего золота отфильтровывают, промывают и затем вносят в раствор цианистого калия в воде. Раствор кипятят, пока исчезнет запах нашатырного спирта; на место испаряющейся воды добавляют столько же свежей. Затем раствор фильтруют. Эта ванна лучше действует, чем предыдущие две, но способ ее приготовления сложнее; кроме того, с осадком гремучего золота нужно осторожно обращаться, так как в сухом состоянии оно очень взрывчато; лучше всего после промывания водой его немедленно растворить в цианистом калии.
*Если для составления ванны будет взято 10 золотников золота, то цианистого калия потребуется взять 20 золотников, а воды 1000 золотников или приблизительно 10 фунтов. Так как ведро воды весит около 30 фунтов, то следовательно для составления ванны нужно будет взять третью часть ведра.
Ванна для теплого золочения:
г) чистого золота (в виде гремучего золота) 1ч цианистого калия 5ч. чистой воды 1000 ч.
Эта ванна приготовляется подобно предыдущей.
Работа золочения.
Очищенные изделия погружают в ванну золочения с золотой пластинкой и тотчас же замыкают ток; изделия соединяют с катодом, а пластинку с анодом элемента или батареи. Если ток очень силен, то золото из ванны выделяется и частью оседает на ее дне в виде темного порошка, а позолота получается буроватого цвета. Если ток слаб, то золочение идет очень медленно; соответственно этому увеличивают или уменьшают силу тока. Если в ванне находится избыток цианистого калия, то получается бледная позолота; если же цианистого калия мало, то золочение идет медленно (как при слабом токе). Спустя минут 20 после погружения в ванну изделия покроются тонким слоем золота, тогда их вынимают и крацуют щеткой, смачивая при этом раствором винного камня в воде; затем изделия промывают и снова погружают в ванну. Если нужно отложить на изделиях толстый слой золота, то приходится несколько раз вынимать их из ванны для крацовки. Прикасаться к изделиям руками нельзя, так как иначе получатся жирные пятна и золочение выйдет неровное*. Вообще, при золочении поступают так же, как и при серебрении. Когда на изделиях отложится достаточный слой золота, их вынимают из ванны, промывают в воде и высушивают в древеснык опилках.
На легких ювелирных вещах обыкновенно накладывают тонкий слой золота - около 20 долей на каждый фунт веса изделий.
Внутренние полости сосудов: кубков, молочников, чайников и тому подобных изделий можно золотить, не погружая их в ванну, а наливая в них раствор из ванны, при этом в сосуд погружают золотую пластинку, соединенную с анодом батареи, а наружную поверхность сосуда соединяют медной проволокой с катодом **.
Золочение можно производить так же, погружая в ванну вместо золотой пластинки платиновую; последняя не изменяется, но зато содержание золота в ванне постепенно уменьшается и золочение
* Если при крацовке изделия пришлось брать руками, то необходимо перед погружением их в ванну или промыть в бензине, или почистить щеткой с известковой кашицей, чтобы удалить с поверхности следы жира. Известковая кашица составляется из 1 ч. прокаленной белой. извести и1 ч. порошка мела, смешанных с водой.
**Подобным же образом внутренние полости сосудов можно золотить соприкосновением с цинком (см. статью "Золочение погружением с соприкосновением цинком"), т. е. не погружая в ванну золочения, а наливая в сосуд раствор ванны.
получается некрасивого цвета; во избежание этого при употреблении платиновой пластинки необходимо по временам прибавлять в ванну раствора хлорного золота или гремучего золота в цианистом калии. При золочении крупных изделий нужно брать больших размеров золотую или платиновую пластинку (см. пункт 9 правил гальванического золочения и серебрения), что неудобно из-за дороговизны таких пластинок. В таком случае можно пользоваться угольными пластинками; последние для предохранения ванны от загрязнения частичками угля, отваливающимися с них, следует помещать в полотняные мешки*.
Иногда пользуются стальными пластинками, но при этом ванна скоро портится, почему лучше избегать применения таких пластинок.
Получение красной позолоты. Чтобы получить красное золочение, в золотые ванны прибавляют раствора цианистой меди** в цианистом калии. Медный раствор прибавляют к золотому постепенно до тех пор, пока золотое отложение на изделиях не будет иметь желаемого красного оттенка. Содержание меди в ванне поддерживают постоянным, прибавляя по временам того же медного раствора.
Можно получить красное золочение еще таким образом: сначала получают на изделиях слой чистого золота, затем вынимают из ванны золотую пластинку и заменяют ее медной (красной меди), при этом на изделиях будет отлагаться медь и цвет позолоты будет меняться; когда позолота примет желаемый красный оттенок, вынимают из ванны медную пластинку и подвешивают вместо нее золотую, приготовленную из красного золота (т. е. лигированного медью), и продолжают золочение до конца. Той же цели можно достигнуть, растворяя в царской водке золото с некоторым количеством красной меди (при изготовлении хлорного золота), или же растворяя золото, легированное красной медью. В этом случае получается золотая ванна, содержащая в растворе медь.
Зеленая позолота. Для получения позолоты зеленого цвета в золотую ванну прибавляют раствора цианистого или хлористого серебра в цианистом калии столько, чтобы получился желаемый оттенок. В этом случае надо обращать внимание на силу тока: если ток слаб, то на изделиях осаждается много серебра и позолота выходит беловатая; если же ток силен, то отлагается слишком много золота и позолота получается не зеленоватая, а желтая.
*Угольные пластинки приготовляются из графита; они имеются в продаже. **Раствор цианистой меди в цианистом калии можно приготовить таким образом: взять готовую (продажную) цианистую медь, растереть ее с водой (в фарфоровой чашке) в жидкую кашицу; затем приливать сюда водного раствора цианистого калия и постоянно помешивать. Через некоторое время (если цианистого калия было прилито достаточно) вся цианистая медь перейдет в раствор. Таким образом получится раствор цианистой меди в цианистом калии, который и приливают понемногу в ванну золоченая для получения красной позолоты.
Можно поступать еще так: сначала получают обыкновенным образом слой чистого золота на изделиях, потом вынимают из ванны золочения золотую пластинку и заменяют ее серебряной (из чистого серебра), при этом на изделиях будет отлагаться серебро; когда изделия примут желаемый зеленоватый оттенок, вынимают из ванны серебряную пластинку и заменяют ее пластинкой из зеленого золота, т. е. лигированного серебром, и золочение ведут до конца.
Разных оттенков позолоту можно также получать, пользуясь платиновой пластинкой, которую подвешивают в ванне вместе с изделиями; если платиновую пластинку опустить в ванну слегка, т. е. не всю, то получается бледное золочение; если же погрузить пластинку глубже, то золочение получается более желтое и даже красноватое. Ванну надо слегка подогревать. Оттенки позолоты, получаемые по этому способу, слабее, чем получаемые по предыдущему способу*.
Окрашивание позолоты глювоском. Вместо описанных способов оттенки красной и зеленой позолоты можно получить, пользуясь глювоском, как и при золочении через огонь. Сначала получают обычным образом позолоту из чистого золота, после чего изделия покрывают глювоском и обжигают при частом поворачивании на горячих углях. После того как пламя от воска потухнет, изделия погружают в воду и затем крацуют с винным уксусом; наконец сушат в опилках и полируют.
Лангбейн дает следующие рецепты для составления глювоска:
а) воска 12 ч. ярь-медянки в порошке 8 ч. цинкового купороса 4 ч. медной окалины (окиси меди) 4 ч. кровавика в порошке 6 ч. железного купороса 2 ч. буры 1 ч.
б) воска 12 ч. ярь-медянки в порошке 4 ч. цинкового купороса 8 ч. медной окалины 2 ч. кровавика в порошке 6 ч. железного купороса 2 ч. буры 1 ч.
Глювоск, приготовленный по рецепту а, служит для придания позолоте красного оттенка; глювоск по рецепту 6 - для получения зеленого оттенка.
*Платиновая пластинка соединяется, как обыкновенно при золочеини, с анодом, а изделия с катодом батареи.
Для приготовления глювоска в железном котелке растапливают воск и вносят в него небольшими порциями измельченные в ступке и хорошо перемешанные между собой другие примеси; при этом массу хорошо перемешивают, чтобы порошки не оседали на дно и не образовали комков. Наконец, мягкую массу формуют в палочки.
Чтобы придать позолоченным изделиям красивый яркий вид, можно поступать следующим образм:
смешивают квасцов 1 ч. селитры 2 ч. цинкового купороса 1 ч. поваренной соли 2 ч. с таким количеством воды, чтобы образовалась жидкая кашица, которую равномерно наносят кистью на поверхность изделий. После высушивания осадка нагревают изделия на горячей железной плите, пока они не почернеют. Затем промывают в воде и крацуют с винным уксусом; наконец сушат в древесных опилках.
Предохранительный лак. Часто на изделиях требуется наложить позолоту не на всю поверхность, а только на некоторые места; в таком случае те места, на которых позолоты не должно быть, покрываются предохранительным лаком, при этом поступают так же, как и при предохранении от серебрения.
Раззолочение
Раззолочение, т. е. удаление золота с позолоченных вещей, удобнее всего производить при помощи гальванического тока: составляют ванну, растворяя 10 ч. цианистого калия в 100 ч. воды; погружают в эту ванну вещь, подлежащую раззолочению, и медную пластинку, слегка натертую жиром; вещь соединяют с анодом, а пластинку с катодом батареи. Золото под влиянием гальванического тока переходит с вещи на медную пластинку, от которой потом его нетрудно отделить (для того именно медная пластинка и смазывается жиром).
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА
Воспользуйтесь поиском по сайту: