I . Понятие и сущность налогообложения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики Основные понятия и сущность налогообложения Классификация налогов Налоговое администрирование в РБ II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки 2.2. Налоги, относимые на себестоимость 2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ 3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г 3.2. Пути реформирования налоговой системы РБ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях. Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ. Для достижения этих целей определены следующие задачи: ü изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения, ü изучение налогов, как экономической категории государства, ü изучение структуры налогового администрирования, ü изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения, ü анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие, ü формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ. Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки. Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь. При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы. Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник «Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «Налоги Беларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ», «Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе «Понятие и сущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачи налогового администрирования. Во второй главе «Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость. В третьей главе «Пути усовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. В заключении обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время. I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Основные понятия и сущность налогообложения. Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[7,c.28] Основными элементами налогообложения являются: Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [15,c.116] Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог. Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог. Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговая ставка - это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах. Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы. Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно. Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения. Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[22,c.66] Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям: 1. фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,
2. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[9,c.51], 3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[3,c.215]. Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются: 1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. 2. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи. 3. налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства. 4. не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности. 5. допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24] Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая система государства складывается в результате его исторического развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46] Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]
Классификация налогов. Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются: 1. в зависимости от каналов поступления различают: республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. [13,c.38] местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. 2. по видам плательщиков: взимаемые с юридических лиц, взимаемые с физических лиц. 3. по способу изъятия: прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся: реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся: · земельный налог, · налог с объектов строений, · налог с владельцев транспортных средств, · сельскохозяйственный налог. личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся: · подоходный налог с населения, · налог на прибыль предприятий, · налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ, · налог на доходы. косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся: акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства, налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости, таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства. 4. по объекту обложения: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации: · НДС, · Акцизы, · Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд), · Налог на продажу в розничной торговле, · Налог с продаж автомобильного топлива, · Таможенные сборы. платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг: · единый платеж от фонда оплаты труда, · отчисления в Фонд социальной защиты населения, · платежи за землю, · экологический налог, · отчисления в центральные инновационные фонды, · сбор на содержание и размещение отходов, · государственная пошлина. платежи, уплачиваемые из прибыли: · налог на недвижимость, · налог на доходы, · налог на прибыль, · транспортный сбор, · сбор на содержание и развитие инфраструктуры города. сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат: · оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12]
Налоговое администрирование в РБ.
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества. В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49] Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ). Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции. Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь». Основные задачи налоговых органов – это: 1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, 2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет, 3. обеспечение учета налогов, 4. разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов, 5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции, 6. предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции, 7. привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве, 8. подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы, 9. издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30] Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия. Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем. Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами. Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего возможностями самой экономики. [5,c.23]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|