Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема соотношения права и закона в учении Дж. Локка




 

Дифференциация права и закона проведена Локком уже в работе «Опыты о законе природы». Различение 2-ух понятий (права и закона) во многом схоже с концепцией Гоббса: «право состоит в том, что мы имеем возможность свободно распоряжаться какой-либо вещью, тогда как закон есть то, что повелевает или запрещает нам делать нечто». Закон природы же Локк определяет как нечто неизменное, неиссякаемое, определяемое разумной природой человека, следовательно, чтобы его изменить, нужно перед этим изменить саму природу человека.

В «Опыте о человеческом разумении» Локк производит своеобразную систематизацию законов. Так, согласно Локку, существуют: 1) божественные законы; 2) гражданские законы; 3) законы общественного мнения(доброго имени). Законы первого рода предусмотрены для решения вопросов относительно греховности и исполнения своего долга перед Богом, соответствия деяний человека его естественной природе. Гражданские законы предполагают также применение санкций к нарушителям данных законов - преступникам, то есть они являются основным регулятором общественной жизни, поддерживаемым государством. «Гражданский закон - это правило, установленное государством для людей, принадлежащих к государству, … чтобы судить о том, преступны ли их действия или нет». Законы же последнего рода определяют порочность или же добродетельность человека, при этом учитывая мнение отдельных групп или же всего общества в целом. В отличие от своих современников (например, Гоббса), Локк оставляет за народом право самому решать, что (или кто) есть для них добро, и что есть для них зло, порочность, грех. Как уже было отмечено, только нарушение гражданских законов приводит к наказанию, так как только они находятся под контролём государства, остальные же законы действуют только в качестве своего рода моральных принципов, следовать которым, или нет решает сам индивид. При этом, божественные законы ставятся выше всех родов законов, так как их источником является Бог, поэтому предпочтительным является соответствие гражданских законов божественным(хотя философ считает это на практике фактически неосуществимым идеалом).Что касается законов общественного мнения, то они ставятся на самую низшую ступень, так как здесь учитывается субъективное мнение каждого индивида, которое часто бывает неверным.

Локк выделяет также две разновидности божественного закона: 1) закон, познанный путем разума («светом природы»); 2) закон, познанный путём прочтения Откровения («голосом откровения»).

В ранних учениях Локка прослеживаются некоторые сходства с учением Фомы Аквинского. Это сходство более ярко проявляется в определении Локком «естественного закона», который он смешивает с понятием «вечного закона». Так, по Локку, всё в этом мире во всех своих действиях подчиняется определенному закону, определенному способу организации, отвечающему его природе, ибо то, что указывает каждой вещи ее форму, способ и меру существования и функционирования, и есть закон, а по Аквинату - всё то, что происходит в сотворенных вещах, есть материя вечного закона.

В связи с тем, что правопонимание Локка во многом сводится к божественной воле, многие учёные считают, что он, в отличие от Гуго Гроция (чётко различает две разновидности права), делает несколько шагов назад и не разграничивает понятия «волеустановленное право» и «естественное право». Однако данное мысль неверна. Опровергнуть её можно при помощи суждений философа, отражённых в «Опытах о законе природы»: «Все, что у людей обладает силой закона, должно с необходимостью иметь своим творцом либо бога, либо природу, либо человека. Все, что приказал человек, или все, что повелел бог своим оракулом, все это - установленный закон» Отсюда ясно выслеживается разграничение «естественного закона» и «закона волеустановленного», а так как источником права являются законы (онтологические), то, следовательно, Локк различает также «естественное право» и «волеустановленное право».

В своих работах Локк пытается доказать отсутствие врождённого закона природы в человеке. Он приводит множество аргументов, свидетельствующих о том, что Бог, творец всего сущего, является лишь источником законов, человек же может постичь данные законы лишь при помощи разума, данного ему от Бога. Впоследствии философ конкретизирует данные представления о законе, разделив законы по их происхождению и по методу познания. Так, согласно Локку, божественная воля проявляется либо через естественное начало-природу, посредством прочтения Откровения, или же благодаря человеческому разуму-закону природы (I источник законов). «Разум не столько устанавливает и диктует нам этот закон природы, сколько исследует и открывает его», «...он не создатель, а толкователь этого закона». Божественной воле противопоставляется II источник законов - воля народа (людей). Исходя из данных суждений, Локк формулирует исходное для его концепции положение о том, что закон природы - это человеческий разум.

Локк попытался решить также вопрос соотношения закона природы и человеческих законов (установленных государством). Его отношение к данному вопросу соответствует суждениям Гоббса. Так и Локк, и Гоббс считают, что государственные законы должны брать за основу закон природы, ибо именно он является гарантом их существования в силу своей всеобщности и божественного происхождения: «…законы, установленные в государствах, обязывают не сами по себе, не своим авторитетом, не как-либо еще, но именно в силу закона природы, повелевающего повиноваться вышестоящим и блюсти гражданский мир; более того, без такого закона, силою оружия правители, быть может, и могли бы принудить толпу к повиновению, но не могли бы обязать ее к этому».Отсюда можно предположить, что основой законности является закон природы, человеческий разум, имеющий божественное происхождение, то есть Локк, не умаляя роль Бога, пытается возложить также некоторую ответственность за свои деяния на конкретную личность: с этим связано возникновение гражданских законов.

Дж. Локк также даёт определение международного права. Так, международным правом он называет своего рода соглашение между людьми, установленное с учётом общего блага участников данного соглашения, подписанное только при крайней необходимости. Он чётко различает право международное и естественное, давая предпочтение последнему: «всё это согласие, являющееся результатом соглашения, не доказывает существования закона природы и скорее должно быть названо международным правом, возникающим не по велению закона природы, а из убеждения в общей пользе для всех». Отсюда вытекает, что основой международного права является воля народа, его желание улучшить своё состояние путём подписания данного рода соглашений, причём понятие «соглашение» метафорично: речь не идёт о конкретных письменных документах, а лишь подчёркивается участие нескольких сторон и их согласие на провозглашение данного соглашения (договора).

Немаловажное место в учениях Локка занимает его «тройственная формула» естественных гражданских прав индивида. Так, согласно Локку, помимо естественного закона, предполагающего равенство, каждый человек в течение своей жизни нуждается в определённой свободе, выражавшейся в защите так называемых личных свобод, прав. Чтобы стало ясным о чём именно идёт речь, процитирую знаменитое изречение Маркса: «…в развитом обществе к определению равенства присоединяется еще и определение свободы….Хотя индивид А ощущает потребность в товаре индивида В, он не захватывает этот товар насильно и vice versa, но оба они признают друг друга собственниками, лицами, воля которых пронизывает их товары».

Что касается локковской конструкции права, то впервые она была представлена в «Трактате о государственном правлении». В данной работе Локк сформулировал выше отмеченную «тройственную формулу» прав человека. Таковыми, согласно Локку, являются право на жизнь, свободу и собственность (lives, liberties and states). Немаловажен тот факт, что все эти права находятся в узкой связи друг с другом, при этом философ считает, что право на жизнь и право на собственность являются предпосылками для возникновения права на частную собственность. Данное обстоятельство Локк пытается объяснить путём выражения одного права через другое. Так, согласно Локку, если человек обладает свободой в прямом, широком смысле данного слова, то, следовательно, данная свобода предполагает полноту использования своих, данных от Бога, жизненных способностей (подразумевается право на жизнь) и право пользоваться своим имуществом так, как он сам считает это нужным (подразумевается право на частную собственность).

Данные права и свободы личности Локк рассматривает в двух контекстах:1) в контексте «естественного состояния» человека; 2) в контексте «гражданского состояния» человека и человечества в целом. Говоря о «естественном состоянии», речь шла о догосударственном периоде, периоде проживания Адама и Евы. Что же касается «гражданского состояния», то оно возводилось к периоду формирования общества, в некотором смысле опиравшегося на моральные нормы и принципы государственности и частной собственности. Однако Локк не считал понятие «естественное состояние» нечтом отдалённым, а наоборот, он попытался при помощи своего учения доказать, что права и законы, действующие в нём, могут полноправно действовать также в гражданском обществе.

Итак, первым неотъемлемым, естественным качеством людей является их равенство. Данный факт Локк обосновывает через использование библейских истин, подтверждающих мысль философа о том, что все люди при рождении получают от Бога одинаковые, равные способности. Локк, переводя данные идеи на политико-правовую сферу, делает вывод, что данное равенство должно осуществляться также в отношениях властвования и подчинения. «Нет ничего более очевидного, что существа одной и той же породы и вида, при своем рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какого-либо подчинения и подавления».

Второе такое качество индивида - его свобода. Мыслитель считает свободой право индивида руководствоваться только лишь своим разумом-естественным законом природы, то есть он полностью исключает воздействие на индивида какого-либо третьего лица.

Третьим естественным качеством человека является его право на владение частной собственностью, обусловленное вторым качеством, то есть его свободой. «...Хотя предметы природы даны всем сообща, но человек, будучи господином над самим собой и владельцем своей собственной личности, её действий и её труда, в качестве такового заключал в себе самом великую основу собственности...».

Для того чтобы защитить свою свободу, собственность и достичь равенства, человек наделён также четвёртым естественным качеством-властью.

Исходя из данных суждений, многие считают Локка и его сторонников «мечтателями-идеалистами», а его правовую концепцию - нечтом воображаемым. На самом же деле, Локк и его сторонники на основе данных суждений лишь попытались отметить значимость существования данных прав и свобод, доказать их право на существование в гражданском обществе. А для того чтобы подтвердить данную мысль, нужно всего лишь ознакомиться со второй частью данной правовой конструкции, где всё также свобода, но уже представленная в контексте гражданского общества, заключается в том, чтобы жить согласно установленному общему закону для всех, которому должен подчиняться каждый индивид, и который создан с целью защиты одного индивида от посягательств другого. Данное понимание свободы ограничивает действия человека, но отнюдь не отнимает от него естественные права, наоборот, законы - это гарант существования данных прав, ведь именно посредством законов можно защитить индивида от посягательств со стороны других лиц, или же сменить власть, которая руководствуется лишь своими личными интересами. Поэтому мыслитель приходит к выводу, что только при наличии законов возможно существование государства и общества в целом.

Данное различение гражданского и естественного состояний в дальнейшем стало основой для создания договорной теории происхождения государства, где путём подписания договора, люди постепенно переходят к гражданскому обществу, основой которого, как уже было отмечено, в первую очередь является законность. «...Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы. гражданского общества - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».

Итак, проблема соотношения права и закона является одной из центральных идей политической концепции Дж. Локка. Мыслитель неоднократно обращался к данному вопросу, анализируя учения своих предшественников (в особенности деятелей эпохи Средневековья) и современников, и окончательно сформулировав своё учение касательно данной проблемы, путём синтеза своих идей с идеями других авторов. В дальнейшем данная проблема, затронутая Локком, станет ключевой для идеологов либерализма, основой для выдвижения ими новых проектов государств, а также для обоснования их права на существование.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...