Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Политический идеал Локка




локк либерализм государство концепция

Вопрос о происхождении и пределах государственной власти являлся самым обсуждаемым вопросом в течение многих столетий, в том числе и в эпоху буржуазных революций. Как и многие деятели данной эпохи (Мильтон, Сидней, Паркер, Овертон, Хейл и многие другие), Дж. Локк также обратился к данной проблеме: «Вопрос о проис­хождении и пределах политической власти так много обсуждался нами в течение последних 60 лет, что едва ли кто мог пройти мимо книг такого рода». Характерной чертой для всех учений данного периода является их попытка оправдать новые принципы правления, дать им идеологическое обоснование. Однако, предшественникам Локка не хватало систематичности, универсальности, что и попытался сделать Дж. Локк, пользуясь при этом различными источниками (в том числе идеями своих современников). Помимо этого, учения, созданные до появления локковской концепции, носили в большей мере классовый, «сектантский» характер, отражая интересы определённых немногочисленных групп правящего класса людей (идеология левеллеров, пресвитериан, индепендентов), следовательно, не могли стать господствующей идеологией. Поэтому Локк предпринял также попытку создания теории, отражавшей интересы всего народа (общества). Проведя анализ различных форм правлений, Дж. Локк сделал вывод, что на данный промежуток времени наиболее приемлемой для общества станет компромиссная форма правления, включающая элементы монархии и республики (именно исходя из данного суждения, была создана концепция разделения властей). Данное утверждение полностью соответствует сложившимся реалиям, именно поэтому концепцию Локка можно считать реалистичной. Так называемая реалистичность Локка чётко проявляется в его восприятии и адекватной оценке насущных проблем, стоящих перед обществом. Именно с этим связана постановка перед государством такой основной задачи, которую оно могло воплотить в жизнь. Реализм Локка выражался также в выборе средств осуществления данной цели, среди которых определяющую роль играла законность (к ним относятся также принцип разделения властей, выбор оптимальной для народа формы правления, право народа на восстание и свержение власти и др.).

Важнейшим пунктом учения Дж. Локка о форме государства является концепция представительного правления. Согласно данной концепции, интересы управляемого класса ставились намного выше интересов управляющего класса. Она являлась своего рода теоретическим обоснованием программы левеллеров, в которой выдвигалось требование внести всеобщее мужское избирательное право, включающее в себя пункт касающийся ротации должностных лиц. Однако локковская концепция носила более умеренный характер. Согласно Локку, так как все государственные органы созданы народом, их всех можно считать представителями народа, а отсюда вытекает положение о том, что помимо представителей общин, «слугами народа» являются также лорды и даже монархи (короли). Данная концепция легла в основу французской Конституции 1791 года.

Не менее важное место в учении Локка занимает концепция о разделении властей. Философ считает, что свобода в обществе возможна лишь в том случае, когда публично-властные правомочия государства чётко разграничены и поделены между разными его органами. Правом принимать законы должен был обладать представительный орган всего народа - парламент (законодательная власть). Воплощать данные законы в реальность должен был монарх или(и) кабинет министров (исполнительная власть). Локк различал также власть федеративную - вести переговоры с иностранными государствами, подписывать международные договоры и т.д., что также входило в компетенцию монарха и кабинета министров. Локк считал, что законодательная и исполнительная власти в «правильных правительствах» должны быть сосредоточены в руках различных людей. Исполнительный орган имел права созывать и распускать законодательный орган, но это право ему предоставлял народ, который мог остаться недовольным от деятельности последнего (то есть в этом смысле роль законодательного органа и исполнительного органов приравнивается, так как они оба зависят от воли народа: «Кто является судьей, решающим, действует ли государь или законодательный орган в соответствии с оказанным им доверием или вопреки ему? На это я отвечу, народ будет судьей, ибо кому же еще быть судьей и определять, правильно ли поступает его доверенное лицо или уполномоченный..?»). Локк различал также судебную систему, осуществляющую правосудие, однако, он считает её ветвью законодательной системы. Таким образом он пытался решить две насущные проблемы:

) разделение труда, облегчающее технику государственного управления;

) ограничение королевской власти, усиление роли парламента (в дальнейшем данная программа предусматривала также создание парламента смешанного типа, основанного на системе сдержек и противовесов, которые ограничивали деятельность монарха-правителя). Разделение властей - один из методов установления правомерной деятельности государства, главной задачей которого должна быть охрана гражданских прав общества, в противном случае (речь идёт о единоличном правлении короля, в руках которого находится вся власть), создаётся возможность игнорирования законов, что в свою очередь приведёт к установлению деспотизма.

Помимо этого, Локк считал, что народ обладает правом на восстание и свержение власти правителя-тирана: «воззвать к небесам и применить силу против несправедливой и незаконной силы». К таким мерам, однако, народ имеет право прибегать лишь в крайних и кризисных ситуациях, когда имеет место нарушение правителем так называемого общественного договора. В таком случае суверенитет народа ставится выше суверенитета государства. Решение начать восстание должно быть одобрено большинством народа, в противном случае, оно считается неправомерным. Целью народа, начавшего данное восстание, является восстановление свободы, закона, а также стремление достигнуть общего блага. Данный тезис о восстании народа можно считать также своего рода оправданием государственного переворота в Англии(1688г.), который в конечном итоге приводит к смене власти (формы правления), и становится гарантом королевской власти, предостерегая её от притязаний на завоевания «славной революции». Таким образом, Локк пытается раз и навсегда оградить народ от установления власти узурпатора, игнорирующего право и общее согласие, нарушавшего принятые государством законы. В ответ на утверждения тиранов-узурпаторов о том, что такого рода деяния направлены на установление в обществе мира, спокойствия и гармонии, Локк отвечает: «Желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям».

Подводя итоги, можно отметить, что учение Локка о происхождении государства является ярким примером системного изложения либеральной теории (концепции) общественного договора. Его учение многие критикует, говоря, что оно носит крайний индивидуалистический характер. Данное суждение не имеет место быть, так как, ставя права конкретного индивида на первое место, Локк неоднократно обращается к той мысли, что человек по своей природе общественное существо, и он не может длительное время находиться вне общества, жить без общения, стремиться только к собственному обогащению. Помимо этого, он соглашается также с принципом подчинения общества государству, власти, но лишь при соблюдении некоторых важных условий, а именно речь идёт об установлении верховенства законов во главе с законодательным органом, который, в свою очередь, находится под властью исполнительного органа в лице монарха, которого выбирает народ. Учение Локка создавалось под воздействием раннебуржуазных идеологий, и во многом отражало реалии постреволюционного периода со всеми его плюсами и минусами. Многие исследователи считают данную конструкцию общественного договора иллюзией, которую невозможно претворить в жизнь, а всему виной считают недостаток достаточных исторических знаний о происхождении и природе государства. Но если посмотреть на данную проблему с другой стороны, то становится очевидным факт политической направленности данной «иллюзии». Так, идея создания общественного договора и сам договор были призваны для обоснования стремлений государства достигнуть общего блага в противовес феодальной сословной структуре государства. Что касается описываемого Локком «естественного состояния» в контексте политических реалий описываемого им времени, то его можно считать своего рода абстракцией гражданского общества в современном понимании. В настоящее время развитие «классической (локковской) идеологии либерализма» протекает в одном русле: она всё больше и больше начинает влиять на политические процессы, происходящие в мире, в особенности речь идёт о так называемом «западном мире»: страны ЕС, а также США, Канада, Австралия. Коренным моментом в истории данной своего рода «цивилизации» сыграла эпоха буржуазных революций, после которой произошёл резкий сдвиг в мышлении людей, выразившийся в истории политической мысли как переход к новой идеологии - идеологии либерализма. После окончания революции многие европейские державы, а позднее также США начали резко развиваться: стремительными темпами развивалась промышленность, техника, наука, что в свою очередь повлияло также на развитие политического мышления общества.

Многие учёные связывают данный факт развития именно с приверженностью выше названных стран к идеологии либерализма, которая на данный момент получает своё частичное выражение посредством установления демократического режима правления (то есть право человека на жизнь, собственность, равенство всех перед законом, система разделения властей (сдержек и противовесов) - основные либеральные ценности - остаются практически неизменными). Данные страны, достигнув пика своего развития, стали идеалом, осуществимым на практике, и, следовательно, всё больше и больше стран попыталось пойти по тому же пути развития, вследствие чего либеральные ценности и сама идеология либерализма получила своё международное признание в виде «Всемирной декларации прав человека» принятой и провозглашённой 217 А (III) резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.11.1948 г.

До принятия данной резолюции все эти ценности были подкреплены законом во всех великих европейских державах: в Англии - в Петиция о правах 1628 г. и «Билле о правах» 1689 г.; в Америке - Декларация о правах Вирджинии 1776 г. и Декларация независимости США 1776 г., «Билль о правах» 1791 г.; во Франции - Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Несмотря на тот факт, что СССР на данный промежуток времени находилось под властью тоталитаризма, некоторые либеральные ценности были подкреплены также в его конституции (в статьях 124 и 125 говорилось о таких либеральных ценностях как свобода совести, свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций).

Наличие важнейших либеральных ценностей в «Декларации прав человека» (свобода и равенство личности (ст. 1,2,3,12,13,16); право собственности (ст. 17); равенство пред законом (ст. 7-11); свобода совести и убеждений (ст. 18-19); свобода мирных собраний и ассоциаций (ст. 20)) и важнейшая роль данного документа в проводимой правовой политике многих стран (то есть подчинение данному документу) свидетельствует о том, что идеология либерализма оставила свой неизгладимый отпечаток на его создание и на тех, кто принял этот документ.

Необходимо также отметить тот факт, что большинство современных государств включают в свою конституцию содержание прав человека, основанное на защите либеральных ценностей и, несмотря на то, что во многих странах они носят формальный характер и часто не соблюдаются, сам факт их наличия свидетельствует о значимости либеральной идеологии созданной ещё Локком и актуальной по сей день.

Таким образом, Дж. Локк сумел создать такую концепцию, которая спустя многие десятилетия станет центральной идеей и основой для создания правового государства во многих европейских странах, и своего рода идеалом, к которому стремится всякое свободное по своей природе и призванию общество.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей курсовой работе была рассмотрена «договорная концепция происхождения государства» по Джону Локку, причины и предпосылки выдвижения этой концепции, сделана попытка анализа идей и политических взглядов мыслителя относительно государства, права и законности, а также представлен политический идеал Локка, в котором должны быть воплощены все его идеи. В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме:

В истории политической мысли Локк, в отличие от своего современника Гоббса, ратующего за режим абсолютной монархии, выступает как защитник конституционной монархии.

Исходным пунктом политической концепции Локка является «естественное состояние» человека и общества в целом, в котором царит взаимопонимание, мир и дружелюбность. Именно оно является идеалом, к которому, согласно Локку, должно стремиться общество(государство).

Главной ценностью человека Локк считает его свободу, которая должна ограничиваться только лишь «естественным законом», законом природы, который защищает одного индивида от посягательств другого: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе, либо имуществе». Следовательно, свобода человека не носит абсолютный характер.

Так как правитель государства получает свою власть посредством «договора», а сам «договор» исходит из содержания «естественного закона», следовательно, власть правителя не абсолютна.

Локк придаёт большое значение законности, поэтому он даёт подробную классификацию законов, давая предпочтение «естественному закону», который является основой, своего рода идеалом, для законов других родов.

Локк, первым в истории политико-правовой мысли создаёт «тройственную формулу» прав человека, при этом чётко описывает значимость каждого из них, считая их основой благополучия человека и общества в целом.

Немаловажное значение в учении Локка занимает также его теория о разделении властей (законодательная, исполнительная, федеративная власти), с которой связано установление законности в обществе, на которую он возлагал большие надежды.

Именно с именем Локка связано внедрение в историю политико-правовой мысли идея собственности как высшей ценности человека-труженика.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что идеи Локка, несмотря на их умеренный характер, сыграли большую роль в развитии политической мысли, повлияв на концепции многих последующих мыслителей, став основой либеральной идеологии, а также частично воплотились в жизнь в виде конституций (1791г. конституция Франции). Что касается самого учения в целом, то оно является недостижимым идеалом, к которому стремятся все те государства, которые, как и Локк, стремятся к установлению свободы, неотчуждаемой, естественной ценности человечества.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Кеннет О.М. История Великобритании. // М., «Весь мир», 2008г.

2. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении. // Отв. ред. И.С. Нарский. М.,«Мысль», 1985г.

.   Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.2. Опыты о законе природы. // Отв. ред. И.С. Нарский. М., «Мысль», 1985г

.   Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.3 Два трактата о правлении. // Отв. ред. И.С. Нарский. М., «Мысль», 1988г.

.   История философии: Запад-Россия-Восток. Учебник в 4-х кн. Кн.2: Философия ΧV-ΧIΧ вв. //Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., «Греко-латинский кабинет», 1996г.

.   Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. //М., «Норма», 2000г.

.   Савин А.Н. Лекции по истории английской революции. //М., «Государственное социально-экономическое», 1937г.

8. Батиев Л.В. Философия права Джона Локка. //[Электронный ресурс]. URL:<http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1191690&subID=100076865,100076867>

.   Генри Фильдинг. Избранные произведения в двух томах. Т.1. //Отв. ред. С.С. Микульский. М., «ГИХЛ», 1954г. [Электронный ресурс]. URL:<http://www.lib.ru/INOOLD/FILDING/fielding0_1.txt_with-big-pictures.html>

.   Джон Локк: конструкция «естественного права» и концепция происхождения государства. //[Электронный ресурс]. URL:<http://www.greatphilosophy.ru/philgs-350-1.html>

.   Наталья Концова. Политическая история Англии: Славная революция и оформление конституционной монархии. //[Электронный ресурс]. URL:<http://adelanta.info/encyclopaedia/politics/politic_history_1/>

.   Сатышев В.Е. Джон Локк - иделог английской буржуазной революции ΧVII в.: к 350-летию со дня рождения. //[Электронный ресурс]. URL:<http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=187139>

.   Эрих Соловьёв. Феномен Локка. //[Электронный ресурс]. URL:<http://scepsis.net/library/id_2640.html>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...