Власть суверена в государстве
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Гоббсу, всегда абсолютна, т.е. она безгранична: обширна на столько, насколько это вообще можно себе представить. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. «Делить власть государства - значит, разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных; причем «все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле». Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Как теоретика политического абсолютизма Т. Гоббса возможность тиранического использования неограниченной и бесконтрольной власти государства беспокоит гораздо меньше, чем необузданные конфликты частных интересов и порождаемая ими смута социальной анархии. Концепция Т. Гоббса об абсолютности государственной власти ценна открытым и ясным выражением весьма типичного для определенного толка идеологии представления об основном достоинстве государства. Государство обладает таким достоинством, если надежно охраняет (любыми средствами) порядок - порядок угодных им отношений в обществе. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Т. Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные функции. Его задача: «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы. Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (в особенности внушением подданным, сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним).
Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности «покупать и продавать, т.е. заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывания, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д.». гоббс государство власть политический Активная роль государства проявляется в борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть одного из этих «мятежных учений» формулируется в тезисе: каждому отдельному человеку принадлежит право на различение общественного добра и зла, справедливого и несправедливого, а значит он сам судья в вопросе о том, какие действия хороши, а какие дурны. Данный тезис Гоббс отвергал категорически. Он считал, что единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель (монарх либо олицетворяющее суверена собрание людей). Мыслитель убежден: если упомянутое «мятежное учение» не искоренить, то люди станут «склонными дебатировать друг с другом и обсуждать повеления государства, а затем повиноваться или не повиноваться им в зависимости от собственного усмотрения». Т. Гоббс, однако, призывал использовать силу закона «не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений». В произведениях Т. Гоббса говорится «об обязанностях суверена». Все они, считает философ, содержатся в одном положении: благо народа - высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, так как государство установлено не ради самого себя, а ради граждан. Эти формулы исполнены политической мудрости и гуманизма. Но на практике эти фразы ничего не значат. Так как обладатель верховной власти никаким договором со своим народом не связан и поэтому ответственности перед ним в принципе не несет. Правители испытывают лишь нечто субъективное «по отношению к разуму, который представляет собой естественный, моральный и божественный закон и которому они должны повиноваться во всем, насколько это возможно».
Гоббс заботу о порядке в обществе возлагает на аппарат, гражданские законы, на всю реальную мощь государства, а заботу о благополучии народа он отдает на «добрую волю» правителей. Но то, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического права. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложения на подданных в области политических отношений одних лишь обязанностей, предоставления суверену - только прав. Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий. Отсутствие у подданных каких-либо прав по отношению к суверену толкуется Гоббсом как правовое равенство лиц в их взаимных отношениях. Гоббс отнюдь не сторонник феодально-сословного деления общества на привилегированных и непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить равную для всех справедливость («принцип которой гласит, что нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит»), незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, определить равные налоги. Целиком, подчиняя индивида абсолютной власти государства, Т. Гоббс тем не менее оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.
Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено на усмотрение подданных. Говоря, об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д. В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно противостоявшего теологической идеологии абсолютизма. Не менее важно, что консервативная политическая программа в концепции Гоббса соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права. Заключение
Т. Гоббс различал догосударственное (естественное) состояние и государственное, т.е. гражданское состояние. Занимался развитием договорной теории происхождения государства. Он различал три формы государственного устройства, и предпочтение отдавал абсолютной монархии. Томас Гоббс отстаивал идею единого государства и права, власти и закона, который необходим для достижения мира и согласия в гражданском обществе. Оценка доктрины Гоббса в истории политической мысли остается дискуссионной. Некоторые исследователи усматривают в учении Гоббса различные противоречия. Либеральные демократы считают ошибкой Гоббса отрицание политических прав и свобод; сторонники тоталитаризма - противоречия в допущении Гоббсом прав и свобод подданных в области частного права. Т. Гоббс обосновывал политико-правовой идеал, как гражданское общество, охраняемое авторитарной властью. Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в точную науку. Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Однако намерение создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказалось несбыточным. Его учение несет на себе четкий отпечаток бурной политической борьбы в Англии той эпохи. Список использованной литературы
1. Захарчук О.С. История политических и правовых учений в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 128 с. 2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996. - 736 с. . Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с. . Томас Гоббс. Сочинение в двух томах. Издательство «Мысль» М., 1991. - т.2 - 736 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|