История моделирования как метода познания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. А.С.Пушкина» Кафедра методик Дошкольной педагогики Курсовая работа на тему: «Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей» Работу выполнила Пивень Нина Александровна Студентка 4 курса (ОЗО-5) «Б» группы Социально-педагогический факультет Научный руководитель Прошкина И. В. Брест,2008 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1.Теоретическая часть: «Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей» 1.1 История моделирования как метода познания 1.2 Классификация моделей и видов моделирования 1.3 Моделирование как средство экспериментального исследования- Как обучать старших дошкольников. Моделирование 1.5 Анализ базисной программы (Пралеска). Раздел: ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке 2. Практическая часть 2.1 конспекты занятий 2.2 заключение 2.3 список литературы Цель исследования: изучить особенности ознакомления старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей. Объект исследования: моделирование, как метод познания. Предмет исследования: использование моделирования в педагогической деятельности. Задачи исследования: 1. определить сущность моделирования, как метода познания. 2. проанализировать роль моделей в педагогическом процессе. 3. проанализировать раздел базисной программы «Пралеска» - мы и природа. Гипотеза исследования: ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода улучшит усвоение детьми знаний.
Введение Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности. Воспитатель: 1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. 2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. 3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех. 4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с уголка растений уголка природы). 5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: 1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов. 2. Раскрыть существенное в объекте. 3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Вывод: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе. (c.42-43) Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие. При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. К использованию схем-моделей можно подойти творчески. Например, в качестве моделей роста и развития человека можно использовать семейные фотографии. С их помощью дети могут выстраивать последовательность роста и развития, видеть, как они менялись, как относились к ним их близкие: папа, мама, бабушка, дедушка.
История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода. Однако моделирование как специфическое средство и форма научного познания не является изобретением 19 или 20 века. По существу, моделирование как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Однако в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) моделирование начинает широко использоваться в эпоху Возрождения; Брунеллески, Микеланджело и другие итальянские архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г. Галилея и Леонардо да Винчи не только используются модели, но и выясняются пределы применимости метода моделирования.
И. Ньютон пользуется этим методом уже вполне осознанно, а в 19 веке трудно назвать область науки или её приложений, где моделирование не имело бы существенного значения. Исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении работы Кельвина, Дж. Максвелла, Ф. А. Кекуле, А. М. Бутлерова и других физиков и химиков — именно эти науки стали, можно сказать, классическими «полигонами» метода моделирования. (5, с.204, 261-264) Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе. Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков его места в теории познания. Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяется философами различных стран этому вопросу в многочисленных работах. В таком случае, определение моделирования может быть сформулировано так (7) «Моделирование-это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система: 1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; 2) способная замещать его в определенных отношениях; 3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» (три перечисленных признака, по сути, являются определяющими признаками модели) При дальнейшем рассмотрении моделей и процесса моделирования будем исходить из того, что общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей, а вместе с ним и проблема классификации моделей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|