Анализ базисной программы (Пралеска). Раздел: ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке
К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части. В группе «Фантазеры» эти знания углубляются, расширяется их объем. Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании природы. Старший дошкольник не только способен глубже сопереживать, сочувствовать живому, но и проявлять содействие, стремление помогать природе, защищать и беречь ее. Элементарное ознакомление «фантазеров» с внутренним строением своего организма – не самоцель. Оно лишь средство для углубления ощущения неразрывной связи человека и природы. Задачи: 1. вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней; 2. развивать, углублять интерес к природе – живой и неживой; 3. воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни; 4. воспитывать уважение к физическим различиям между людьми; 5. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылке здорового образа жизни; содействовать положительному восприятию своего физического «Я». 6. углубить представления об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях внутренних органов и систем человека; 7. сформировать первоначальные понятия о путях созидания своего здоровья; 8. воспитывать уважение к матери, которая дает новую жизнь, закладывать основы отношения к семье как к важнейшей ценности. Формировать элементарные представления о размножении человека, животных, растений. 9. Воспитывать у дошкольников любовь к жизни во всех ее проявлениях; стремление сохранять живые существа и среду их обитания;
10. Формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы, человека.(2.с.287) Разнообразно содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области природы. Воспитатель ведет ее регулярно, системно. Особое значимое место в этой системе отведено знакомству с человеком. Как ребенок чувствует окружающий мир живой и неживой природы. Педагог уточняет представления детей об элементарном строении, функциях и защите органов чувств: наши органы чувств помогают многое узнать об окружающем мире, о нас самих. Объекты природы имеют разные оттенки цвета, запаха, вкуса и т. д. разные части одного объекта могут иметь различные цвета, вкус, запах (к примеру, яблоко снаружи, внутри и т.д.). Взрослые помогают расширить возможности восприятия ребенком объектов живой, неживой природы, рукотворного мира всеми органами чувств. Глаза (для чего нужны слезы, упражнения для отдыха глаз, как промыть правильно глаза). Нос (как правильно его чистить). Язык (отдельные части его поверхности воспринимают разный вкус, от очень горячего его можно обжечь). Уши (как правильно их чистить). Взрослый уточняет, расширяет представления детей о возможностях человека выразить свои чувства от встречи с объектом природы (радость, удивление, огорчение и т.д.); в работе со старшими «фантазерами» особое внимание – научению выражать добрые чувства к людям, животным, растениям; избавляться от злых, недобрых эмоций. Уникальность каждого человека («Твое тело – единственное и неповторимое»). Воспитатель помогает каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность, сосредотачивая внимание на том, что его отличает и что объединяет с другими людьми. Знакомит детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Взрослые обращают внимание ребенка на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым.(2.с.288)
Здоровый организм человека. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Педагог подводит ребенка к осознанию того, что его тело должно быть крепким и здоровым. Для этого нужны: - физические упражнения и отдых; - здоровая еда, свежий воздух; - чистота; - внимательное отношение к своему здоровью (необходимо знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности; правильно одеваться; при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам); Внутренние органы человека («Что у тебя внутри»). Человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов. Сердце расположено в груди. Оно бьется, пока человек живет. Его размер примерно равен размеру кулака. Как ты дышишь. Воспитатель формирует у детей элементарные представления о процессе и органах дыхания: из носа (рта) воздух через «живые трубочки» попадает в легкие, которые могут раздуваться и опадать. Табачный дым вредит органам дыхания. Как ты питаешься. Полезная пища (свежая, неядовитая, много овощей и фруктов, мало сладостей и т.д.). Возрастная смена зубов. Уход за ними (правильно чистить, проверять у врача ит.д.). Элементарные представления о процессе и органах пищеварения: изо рта еда попадает по «живым трубочкам» в желудок, потом – в кишечник. Ненужные организму остатки (фекалии выбрасываются). Спиртные напитки вредны органам пищеварения. Кости разных форм и размеров составляют скелет человека; у детей они растут. Как ты растешь. Взрослые формируют представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет. Воспитатель обращает внимание на важную роль родителей в физическом развитии, росте детей; углубляются представления о добрых отношениях между детьми и родителями.(2.с.289)
Конспект занятия
«Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир. Глаза. Уши»
Программное содержание: формировать представления о том, как органы чувств (5 помощников – глаза, уши, нос, язык, кожа) помогают нам знакомиться с окружающим миром. Познакомить с элементарным строением, функциями и защитой органов чувств. Развивать зрительную и слуховую память. Учить делать выводы на основе наблюдений, развивать активную речь детей. ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель - что это за предмет? (мяч) - как ты узнал, что это мячик? - ты почувствовал, что я тебе положила в руку? Чем ты ощутил? (кожей) - вот еще один помощник – кожа. Попробуй, не подглядывая определить на ощупь, что лежит в мешочке (2 свеклы). - как ты узнал, что это свекла? Сейчас открой глаза и посмотри, так ли это. Это свекла и редька. Они очень похожи по форме. - можно определить с закрытыми глазами, где свекла, а где редька? - можно попробовать на вкус. - Да. Верно у них разный вкус. Определить вкус нам помогает…(язык). - вот еще один помощник – язык (воспитатель вывешивает картинку). А сейчас закройте глаза. (Воспитатель распыляет дезодорант). - что вы почувствовали? - как вы узнали, чем пахнет? (понюхали носом). - значит, у вас есть еще один помощник – орган обоняния – нос (воспитатель вывешивает картинку). Вот мы и вспомнили всех «помощников». Сейчас мы проверим, как вы запомнили. Вам нужно будет узнать, каким «помощником» мы воспринимаем предложенные вам предметы. РАБОТА В ЗВЕНЬЯХ. Слева лежат предметы. Ваша задача напротив предмета положить нужный «помощник» (картинку). - начинаем по сигналу. - закончили. Теперь проверим, все ли справились. - давайте поближе познакомимся с первым помощником – глазами. - глазки, глазки, идите сюда. Слушайте, они нам хотят что-то сказать. «здравствуйте, дети! Узнали нас? Мы – глаза. У вас тоже есть глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Какой мы формы? Посередине глаза есть черная точка – зрачок. Поморгайте глазами. Нас оберегают от соринок и пыли ресницы, веки и даже слезы. А теперь закройте глаза. Видите ли вы что-нибудь? Плохо без нас? О чем нам рассказали глазки? Какой они формы? Что оберегает наши глаза? Посмотрите друг в глаза, какого они цвета? Сейчас проверим, насколько внимательны наши глазки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|