Примечание. Потерн на трение в опорах каждого вала учитываются множителем ho = 0,99 ¸ 0,995.
При определении межосевого расстояния
Дляпрямозубых передач Ка = 49,5; для косозубых и шевронных передач Ка = 43,0.
Коэффициент КH = КНa,КНbКHv, где КHa — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; для прямозубых колес принимают KHa = 1,0; для косозубых колес в зависимости от окружной скорости v: при v = 10¸20 м/с и 7-й степени точности КНa — 1,0¸1,1, при v до 10 м/с и 8-й степени точности KHa = 1,05¸1,15; КНb— коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. При проектировании закрытых зубчатых передач редукторного типа принимают значения KHb по табл. 3.1.
Динамический коэффициент KHvопределяют в зависимости от окружной скорости v колес и степени точности их изготовления.
Для прямозубых колес при v до 5 м/с следует назначать 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81; при этом KHv = 1,05¸1,10.
Для косозубых колес при v до 10 м/с назначают также 8-ю степень точности и принимают KHv= 1,0¸1,05. При v свыше 10 до 20 м/с и 7-й степени точности КHv. = 1,05¸1,1. Меньшие из указанных значений относятся к колесам с твердостью поверхностей зубьев НВ £ 350, большие - при твердости НВ > 350.
При проектировании редукторов обычно задаются величиной y ba = b / a; для прямозубых передач принимают y ba = 0,125¸0,25; для косозубых y ba = 0,25¸0,40; для шевронных y ba = 0,5¸1,0.
3.1. Ориентировочные значения коэффициента KHb для зубчатых передач редукторов, работающих при переменной нагрузке
Расположение зубчатых колес относительно опор
Твердость НВ поверхностей зубьев
£350
> 350
Симметричное
Несимметричное
Консольное
1,00-1,15
1,10-1.25
1,20-1,35
1,05-1,25
1,15-1,35
1,25-1,45
Меньшие значения принимают для передач с отношением y bd = b/d1 = 0,4: при увеличении y bd до 0,6 для консольно расположенных колес и y bd до 0,8 при несимметричном расположении их следует принимать большие из указанных в таблице значений KHb. При постоянной нагрузке KHb = 1.
Определение y bd см. формулу (3.8).
Механические свойства сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес
Заказка
Цементация, закалка
Нитроцементация
Азотирование
Поверхностная закалка с нагревом ТВЧ
Для непрямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение
[sн] = 0,45 ([s Н1 ] + [s Н2 ]),
где [s Н1 ] и [s Н2 ] — допускаемые контактные напряжения соответственно для шестерни и колеса; после определения этих величин следует проверить выполнение условия
[s Н ] £ 1,23 [s Н min],
где [s Н min], как правило, равно [s Н2 ].
1. Если поставлено условие придерживаться стандартных значений и, то следует округлить вычисленное значение и до величины по ГОСТ 2185-66:
Для косозубых колес стандартным модулем считают нормальный тп. Для шевронных колес стандартным модулем может быть как нормальный модуль тn так и окружной mt.
Значении коэффициента
КНa, для косозубых и шевронных передач
Степень
точности
Окружная скорость v, м/с
до 1
1,02
1,06
1,1
1,02
1,05
1,09
1,16
1,03
1,07
1,13
_
1,04
1,10
–
–
1,05
1,12
–
–
Примечание. Для прямозубых колес КНa = 1.
3.5. Значения коэффициента КНb
Твердость поверхности зубьев
НВ < 350
НВ > 350
I
II
III
I
II
III
0,4
1,15
1,04
1,0
1,33
1,08
1,02
0,6
1,24
1,06
1,02
1,50
1,14
1,04
0,8
1,30
1,08
1,03
—
1,21
1,06
1,0
—
1,11
1,04
—_
1,29
1,09
1,2
—
1,15
1,05
—
1,36
1,12
1,4
—
1,18
1,07
—
—
1,16
1,6
—
1,22
1,09
—
—_
1,21
1,8
—
1,25
1,11
—
—
—
2,0
—
1,30
1,14
—
—
—
Примечание. Данные, приведенные в столбце I, относятся к передачам с консольным расположением зубчатого колеса: II — к передачам с несимметричным расположением колес по отношению к опорам: III — к передачам с симметричным расположением.
Для уточнения величины коэффициента КН = КНa КНb КНv, служат табл. 3.4, 3.5 и 3.6.
3.6. Значения коэффициента КНv,
Передача
Твердость НВ
поверхности зубьев
Окружная скорость v, м с
до 5
Степень точности
Прямозубая
Косозубая и шев-
ронная
£ 350
> 35"0
£ 350
> 350
1,05
1,10
1,0
1,0
—
—
1,01
1,05
—
—
1,02
1,07
—
—
1,05
1,10
Значения коэффициента YF даны в ГОСТ 21354-75 в виде графиков с учетом коэффициента смещения. Для зубчатых колес, выполненных без смещения, YF имеет следующие значения:
Примечание. Данные в столбце I относятся к симметричному расположению зубчатых колес относительно опор; II — к несимметричному; III — к консольному при установке валов на шариковых подшипниках; IV — то же, но при установке валов на роликовых подшипниках.